Авторы/Чипеев Семён

ГЕОМЕТРИЯ ПРОСТРАНСТВА

 

* * *

А всё о себе, о себе, о себе…

Ни слова о том, что ко мне не относится,

о том, что другими порою заносится

на лист, жесткий диск и тэ дэ и тэ пэ.

 

Ни слова о том, что снежинки летят

и мягко на плечи людей опускаются,

что город уснул, фонарями оскалился,

что пуст у бомжа подзаборного взгляд.

 

Нет, всё о себе, даже не о тебе,

о том, как нежны твои руки и волосы.

Сухие стихи, как газетные полосы,

шуршат под руками в безумной божбе.

 

Кого ни писал бы я — Бога, плебея,

себя лишь в словесный одену наряд…

И даже когда я покаяться рад,

мол, всё о себе, — и тогда о себе я.

 

Апокриф

 

Когда серое племя, разбившись на первый-второй

и пристроив меж крыльев мечи, побрело в две колонны,

и в раю, и в аду посчитали, что выигран бой,

раз к воротам такая подмога пришла — миллионы.

 

И те и другие ворота открылись для них,

не примкнувших в былую годину ни к черным

ни к белым:

наконец, мол, пришли, мы вас ждали, таких и сяких,

наконец, мол, и серые ангелы действуют смело.

 

Но с началом боев встали серые плотной стеной,

и светлым и темным закрыв к отступленью дороги,

их погнали в последний, решительный, гибельный бой.

И Господь с Сатаной не вмешались, спокойны и строги.

 

Крестовый поход

(Евангелие от меча)

 

Деревянные ножны в себя не впускают мечи,

на щитах покоробилась кожа и высохли краски.

Боевым топорам не лежать у домашней печи,

потому что мы верим в Христовы слова о закваске.

Кто ты — конный боец или пеший отчаянный люд,

слезший с бабы своей оттого, что запахло разбоем

и железные полчища сеют кровавую жуть,

славу павшим в бою и позор убоявшимся боя?

Кто б ты ни был — вставай в общий строй или прыгай

в седло!

Сотник, нас не томи, мы давно всем святым

отмолились!

Нам сегодня свезет так, как нам никогда не везло,

потому что разведчики крепко вчера потрудились.

В том, что мы — соль земли, убедится сегодня земля,

когда к вечеру станет соленой от пролитой крови.

Мы железной пятою пройдем по врагам короля,

языками огня им расскажем о Божьей Любови!

…Деревянные ножны расселись, впуская мечи,

на обломках щитов сладко жарится свежее мясо.

Э, монах, расскажи о Петре, стерегущем ключи,

отпусти нам грехи, зря ты, что ли, напяливал рясу?!

 

Мы войдем в Райский Сад, громыхая металлом брони,

принесем Богу жертву из моря языческой крови.

В битвах с духами зла полетят бесконечные дни:

мы оружие ночью привыкли держать в изголовьи.

 

Мать-и-матика

 

I

Восьмиугольная коробка —

куб комнаты, закрытый робко.

Двенадцать ребер частоколом,

две грани — потолком и полом

назначены не мной — Судьбою.

Две пары стен — канвой? конвоем?

Каких-то точек толкотня —

Я.

 

II

Бесконечная плоскость, пересеченная лишь

взглядом. Нет горизонта. Тишь

и гладь. Параллели смыкаются где-то

в бесконечности. Вечное ровное лето —

вот моя родина. Те места

вспоминаю, если душа пуста,

как у новорожденного. Это — место,

где я был — женихом и была — невестой.

 

Потому я люблю математику: так

горсть земли уезжающий прячет в кулак

и хранит в рюкзаке; я в извилинах прячу

запах родины.

 

Место, где был я зачат,

и рожден в страшных муках, и в них живу;

этот шарик, летящий сквозь мрак и тьму

по безумным спиралям вокруг светила,

где любой забывает о том, что было

до рожденья, и после — нетвердо помнит;

этот шарик, где мясом и кожей морда

обрастает, чтоб легче сносить удары;

где прямы только струны твоей гитары,

но они коротки, чтоб пересечься

в бесконечности; как говорит мне сердце —

это — ссылка. Тюрьма. Долговая яма.

 

Я не спорю с ним — ведь сердца упрямы.

 

III

Ухожу не в дожди, ухожу не в дела,

не в себя ухожу, а в трехмерность пространства,

словно жизнь — не была и мечта — не была,

был лишь повод для вечных скитаний и странствий.

За моею спиной — не два белых крыла,

не безлюдье толпы, не прохладность сугроба.

Там лежат сиротливо мои удила,

что сжевала беда, лишь беда, но не злоба.

 

Припорошены пылью часы, зеркала —

от стеклянных вещей в геометрию чисел.

Даль ошую светла, не таит в себе зла,

даль одесную помнит рассыпанный бисер.

 

Ночь врачует тела, но сгорает дотла,

оставляя багровые раны рассвета.

Позади — только прошлых деяний зола,

впереди — бесконечность… Не будем про это.

 

IV

Впереди по-прежнему просторы,

позади по-прежнему пустыня.

Я не мыслил о горах — и горы

растворялись, исчезали; ныне

я стою на выжженной равнине.

Взад-вперед, куда ни кинешь взглядом —

кровь не горячится и не стынет,

вечер не алеет; шоколадом

почва не ложится мне под ноги —

страннику, забывшему как будто,

что бывали аватары, боги

на Земле: Иисусы, Кришны, Будды.

 

Что меня загнало в эти дебри?

Отчего я вижу в каждом миге

голую прохладу геометрий,

алгебр бесчисленные пики?

 

Это даже не равнина — это

старика Евклида заморочки.

Здесь нет камня, воздуха и света,

только лишь прямая, плоскость, точка.

Это просто голое Пространство,

это не Ничто, но и не Нечто.

Место, идеальное для странствий —

в каждой точке сыщешь бесконечность.

 

V

Возвращение

 

В Пространстве появляются черты

пространства с малой «п». Полуподобье

того, что по ночам у изголовья

меж сном и тьмой бесстрастно пела Ты.

 

В Пространстве появляются черты

каких-то лиц. И профиль горизонта,

дождь, след сухой на темени от зонта,

вчерашние забытые мечты —

всё поддается вдруг материа-

лизации. Пространство с малой буквы,

с «п» прописной, все тары, нетто, брутто,

сны, книги, вещи, улицы, дома —

прет напролом. Хрустит под каблуком

земля — всё чаще въявь, а не тайком.