Авторы/Евсеева Анна

ПЕРЕД РАМПОЙ И ЗА КУЛИСАМИ

Театральные подмостки

 


Душевная привязанность

 

Ещё будучи студенткой училища культуры, Елена Сунцова обратила на себя внимание тем, что с увлечением занималась специальными предметами: сценической речью, мастерством актёра. Преподаватели не переставали удивляться её неуёмной энергии, инициативности во всём. К тому же она неплохо читала, поэтому, когда назрела необходимость сменить ведущего уже знаменитого к тому времени ансамбля «Зангари», родившегося в стенах училища, выбор пал на Лену. Вела она программу непринуждённо, была естественна и органична. Чувствовалось в ней желание работать на сцене. О сцене она мечтала с детства. Слушая, как поёт мама, повторяла за ней все песни на удмуртском и русском языках. В школе ни один концерт не проходил без её участия. Она читала стихи, пела, танцевала. После школы хотела поступить вЛенинградский театральный институт. Первый тур прошла легко. Перед вторым поняла, что шансов мало, так как много поступающих уже закончили театральные училища – в первую очередь примут их. Решила пойти в училище культуры. Как раз к его окончанию был объявлен очередной набор в национальную студию театрального института. Окрылённая этим известием, полная надежд на успех, Лена решила попробовать свои силы. Экзамены сдала успешно. Очередная национальная студия была направлена в ГИТИС. Курсом руководила Ирина Ильинична Судакова, которая занималась со студентами по системе Станиславского: «На сцене надо жить, а не играть». Это с первого курса хорошо усвоила студентка Сунцова. До сих пор она с уважением вспоминает своего педагога.

Москва дала возможность ближе познакомиться с известными актёрами, о которых слышала по радио, читала в газетах, журналах. Восторгалась Натальей Гундаревой, Еленой Шаниной, Александром Абдуловым, Николаем Караченцовым. Спектакли, которые удавалось посмотреть, были тоже хорошей школой.

Четыре года учёбы пролетели быстро. 1989 год стал значимым для выпускников национальной студии ГИТИСа – они переступили порог удмуртского театра дипломированными актёрами. Для национального театра пополнение труппы молодыми актёрами вошло в традицию и, как обычно, ждали молодых с волнением и надеждой: молодая поросль принесёт что-то свежее. В поставленном Московскими педагогами спектакле по пьесе С. Найденова «Дети Ванюшина» Сунцова сыграла роль племянницы хозяина. Актрисе в полной мере удалось раскрыть и донести до зрителя характер своей героини: скрытность и умение приспособиться к своим родственникам. Благодаря музыкальности, певческому голосу актрисе удаются лирические образы. В спектакле Чака «Вместе в одиночестве» она играла Любашу. «Когда играла эту роль, обретала крылья, она была мне близка по духу. Роль, хотя и небольшая, оставила глубокий след в моей душе».

Одержимая страстью, нежная, любящая предстает она в роли Клариче в спектакле «Слуга двух господ» по комедии Карло Гольдони. Целую гамму чувств, переживаний передаёт актриса в образе Италмас в одноименном спектакле по поэме классика удмуртской литературы М. Петрова. Живой, трепетной, любящей, но отвергнутой любимым создаёт актриса свою героиню Идай в музыкальной драме «Айна» (авторы Т. Чернова, В. Ушаков, композитор Н. Шабалин). Своенравный, независимый характер раскрывает актриса в образе Варвары в драме А. Островского «Гроза». В водевиле П. Соллогуба «Беда от нежного сердца» Елена раскрыла острохарактерный образ петербургской мещанки, жаждущей выйти замуж за жениха с «толстым кошельком». В спектакле по пьесе Дм. Мамина-Сибиряка «На золотом дне» живут, действуют золотопромышленники на одном из заводских посёлков Предуралья. Их отношения пронизаны духом стяжательства, обмана, предательства, где каждый сам решает для себя проблемы любви, верности, честности. Сунцова играет молодую красивую дочь разорённого купца. Она не только красива, но и умна, эгоистична, жестока. Артистка нашла верные краски для раскрытия внутреннего и внешнего мира героини – Анисьи. Мы видели не только её страстное чувство к молодому любовнику, ненависть к старому богатому мужу, но и безмерную жажду золота. Лживость, изворотливость, стремление к наживе приводят её к гибели.

Немало уже сыграно ролей, но главное не в их количестве, главное в масштабности творчества Елены Алексеевны. Это то, когда каждый образ является событием не только в её творчестве, но и в театре в целом. Такой, на мой взгляд, явилась работа в спектакле «Мать Солнца» по пьесе Г. Романовой и А. Сергеева. Героиня артистки Чабья, молодая мать, которую разлучили с сыновьями, всю жизнь хранит к ним нежность и мысленно благословляет их на ратные подвиги во имя своего народа. Сложно было перевоплотиться из молодой счастливой матери близнецов-сыновей в седую измученную старую женщину-пленницу. Актрисе это удалось: она нашла тонкие, психологические краски, удивительно женственные.

Хотя в городе у нас действует кукольный театр, национальный по давней традиции ставит для детей много спектаклей. Все артисты охотно работают над сказками, которые очень нравятся маленьким зрителям. В таких спектаклях актёры раскрываются иначе: в них больше искренности, исчезает игра, они живут, «купаются» в сказочном мире. Елена Сунцова много играет в сказках. Все её сказочные герои любимы, все симпатичны юным зрителям – Маринушка («Маринушка и Леший»), Принцесса («Принцесса – Невидимка»), «Все мыши любят сыр» – добрая обаятельная мышь Фружи.

Признание зрителей всегда греет душу актёра. «Работая над ролями, я получаю наслаждение и удовлетворение, особенно, если что-то нахожу интересное, необычное для своего сценического образа, – говорит Елена Алексеевна. – Когда возникают трудности в репетиционном процессе, когда начинаются разногласия с режиссёром, когда роль не совпадает с моими творческими данными, я пытаюсь преодолеть их, работаю над собой, над образом».

Елена Алексеевна Сунцова, заслуженная артистка УР, не просто работает в театре, она им живёт. Работа в театре для неё – не просто служебная необходимость, а духовная потребность и душевная привязанность. Она не столько думает о выигрышных для себя ролях, сколько о том, чтобы пьеса была нужна театру и зрителю.

 

 

Им помогает любовь

 

«Красивая пара» – говорят о них. Когда они рядом, с их лиц не сходит улыбка, глаза светятся счастьем. Скрыть это невозможно. Да и не надо: от их счастья теплей и светлей тем, кто рядом.

В труппе театра за многие годы было много пар, понимающих друг друга, увлечённых друг другом и, конечно, любящих друг друга. Жизнь некоторых из них прошла перед моими глазами: моих родителей, моего брата и его жены, Клавдии Кузьминичны и Игнатия Гавриловича Гавриловых, да и других тоже. Но таких, как Моисеевы, пожалуй, не было. Они сами про себя говорят: «Нами движет любовь».

В театр они пришли в разное время – Валентина после окончания ГИТИСа. Игорь отслужил в армии и после нескольких лет учёбы в Щепкинском училище стал профессиональным артистом.

Игорь приметил Валентину давно: очень ему понравился спектакль «Не бросай меня, милый» по пьесе Е.Загребина. Молодую девушку, одну из героинь, играла Валя Чернова. Запала она ему в сердце. Никак не мог забыть. Встретился с ней после училища. К тому времени Валя – известная актриса. Её знает и любит зритель. Это не помешало Игорю добиться её расположения. Вскоре Валя поменяла фамилию Чернова на Моисееву.

Ещё в школе Игорь занимался в самодеятельности: пел, играл на гитаре в вокально-инструментальном ансамбле. Прошёл армию. Через какое-то время при встрече с учительницей Н.Ф.Михайловой узнал, что набирают студентов в Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина. Педагог настойчиво порекомендовала немедленно поехать и испытать свои возможности. Игорь прислушался к совету, поехал в Ижевск, в Удмуртский театр. Набор уже был завершён, но юношей не хватало, и Игоря, после нескольких консультаций с режиссёром, отправили в Москву. Так он стал студентом. Начались непростые дни учёбы: некоторые предметы давались с трудом. Но с удовольствием и задором занимался на уроках актёрского мастерства. С благодарностью говорит о педагогах, вселявших уверенность, морально поддерживающих, без которых бы, наверное, не одолел ни философию, ни правоведение. Дмитрий Георгиевич Кознов, руководитель курса, твёрдо верил в его успех, научил подчиняться дисциплине. Заботливой Глафире Николаевне Никольской, удивительной женщине и педагогу, удалось передать ему свою доброту. В театре начинал с эпизодических ролей: в спектакле «Родина» по пьесе А.Шкляева сыграл оператора. В сказке «Тайны лесного царства» по пьесе Е.Шварца удачной получилась работа над ролью Избушки, требующая умелой манипуляции. Постепенно пришло мастерство, благодаря вдумчивому отношению к раскрытию внутренних характеров героев, сценической выразительности.

Много играет актёр Моисеев, занят почти во всех спектаклях и пользуется у зрителя неизменным успехом. Тимок в музыкальной комедии «Девицы-красавицы» по пьесе С.Широбокова (музыка Н.Шкляева) искренний, непосредственный, влюблённый в молоденькую девушку Соню, не желающий отдавать её ловеласу Гирою. Предатель своего народа и родного брата Гарай – исполнитель воли чужих людей в драме «Шунды-Мумы». Истинным патриотом, мужественно преодолевающим трудности, предстаёт артист в роли Григория в спектакле «Солдатская вдова» по пьесе Н.Анкилова.

В марте 2000-го года состоялась премьера музыкальной драмы «Айна», написанная по мотивам пьесы И.Гаврилова «Аннок» (авторы Т.Чернова и В.Ушаков, композитор Н.Шабалин). Идея пьесы – истинная, благородная любовь выше классовых предрассудков. Молодые люди Айна и Бураш любят друг друга. Но в борьбу за красавицу Айну вступает Артан, тоже искренне любящий девушку, хотя она из бедной семьи. Родители Артана сватают ему богатую девушку. Выход из создавшегося традиционного треугольника один – гибель героев. В процессе борьбы два молодых человека не уступают друг  другу.  Игорь  Моисеев  играет  Артана.  Ослеплённый  любовью  к  Айне, он не останавливается ни перед чем, самоотверженно борется за своё счастье. Зритель был потрясён игрой актёра. Его Артан сильный, волевой человек. Никакого сомнения не оставлял артист в своей искренней любви к Айне и ненависти к Бурашу. Это выражалось во внутренней экспрессивности и строжайшей организации пластического рисунка. Весь спектакль актёр ведёт борьбу против Бураша. К финалу драма воспринимается как трагедия Артана. Игорь Моисеев играет человека с колоссальным физическим и духовным запасом, но запас этот не реализован. Для достижения своей цели у него один вариант – убить соперника.

Айну играла Валентина. Игорь признаётся, что он боролся не только за героиню, но и за свою любимую Валечку. Наверное, поэтому в его отношении к ней не было никакой наигранности и ничего не надо было придумывать. «И вообще, – говорит Игорь, – Валентина – отличный партнёр, мне с ней легко играть». В водевиле «Дочь русского актёра», когда Валя играла Верочку, а он отставного прапорщика Ушицу, между актёрами возникало абсолютное взаимопонимание. Ушица-Игорь понял внутреннее состояние Верочки-Валентины, понял, что она не приемлет его и отступает морально побеждённый. Каждая новая роль захватывает артиста, давая возможность работать с максимальной отдачей, каждая новая роль неизменно обновляет амплуа.

Идя навстречу пожеланиям учащихся средних школ, в учебную программу которых включена комедия Н.Гоголя «Ревизор», театр снова обратился к постановке этой комедии. Снова потому, что это уже четвёртая постановка пьесы на сцене Удмуртского театра.

Моисееву поручили роль Хлестакова. Актёр сумел показать, что он владеет своей профессией. Ему удались резкие смены ритмов, настроений, он точно сыграл сцены опьянений, любовные сцены, сцену «простака». В его игре проявились сочетание мастерства с юношеской непосредственностью. Молодой, простодушный Хлестаков-Моисеев, нарушив ход провинциальной жизни и ничего не поняв, уносится на тройке с карманами, набитыми деньгами.

Артистку Чернову я впервые увидела в спектакле «Дети Ванюшина». Это была дипломная работа выпускников ГИТИСа. В целом спектакль произвёл хорошее впечатление: артисты подкупали искренностью, молодостью. Две девочки, младшие дети Ванюшиных, чистые, искренние оказываются невольными свидетелями грязных интриг и стяжательства в своей семье. Играли сестёр актрисы Татьяна Денисова и Валентина Чернова. Они подкупили зрителя своей непосредственностью, непониманием причин того, что происходит в их доме. Уже в этой роли Валентина показала себя лирической героиней, неспособной на компромиссы. Ещё до поступления в институт она твёрдо верила, что будет артисткой. Так подсказывало ей сердце. С детства любила петь, танцевать, а после просмотренных картин с участием Любови Орловой желание и уверенность в осуществлении мечты ещё больше окрепли. Неслучайно же и в школьных сочинениях писала о мечте играть на сцене. На настоящей сцене первый раз увидела спектакль «Бабий бунт», потом в клубе смотрела спектакли гастролировавшего Удмуртского театра «Настя и Степан» («Насьток но Исьток»), «Инвожо светит в полночь». Когда узнала о наборе в ГИТИС, поехала в Ижевск. На экзамене читала монолог Джульетты. Членов приемной комиссии покорила искренностью, наивной верой в происходящее. В институте училась с удовольствием, нравилось всё: преподаватели, все предметы и, конечно же, сама Москва. Многое будущей артистке дала руководитель курса Ирина Ильинична Судакова, которая учила своих учеников работать по Станиславскому: театр – школа переживания. В своей творческой работе актриса всегда помнит об этом, стараясь следовать заветам своего педагога.

За двадцать с лишним лет в театре заслуженная артистка УР Валентина Михайловна Моисеева сыграла более пятидесяти ролей. Среди них особо можно отметить образы Даши («Слон» В.Копкова), Тони («Девицы-красавицы» С.Широбокова). Пластичность, органика, музыкальность, личное обаяние помогают артистке создавать яркие, выразительные образы. В спектакле «Не бросай меня, милый» по пьесе Е. Загребина Валентина Михайловна создала образ молоденькой девушки Шушы. Непосредственность, женственность, искренность артистки подкупили зрителя. Артистке было присуждено первое место за лучшее исполнение роли в национальной драматургии. Этапными работами Моисеевой стали образы Эбги в одноименной трагедии П.Захарова и Айны в музыкальной драме «Айна» по пьесе Т.Черновой и В.Ушакова, где актриса проявила свои драматические и вокальные возможности. Нет надобности перечислять все сыгранные Валентиной роли. Много она играет в сказках для детей, сыграла главную героиню в двухсерийном телевизионном фильме «Италмас», поставленном на удмуртском телевидении режиссером В.С.Ушаковым.

Мне кажется, что и сегодня актриса не до конца раскрыла свои творческие возможности, как она сама говорит: «Не хочется сидеть и ждать какой-нибудь роли. Хочу найти что-то новое, найти режиссера, который бы раскрыл мою творческую индивидуальность». В этом они одинаковы – Валентина и Игорь Моисеевы. Неудовлетворённые в работе, постоянно ищущие и жаждущие большого величественного спектакля и вместе с ним режиссёра, который мог бы вдохновить их на постижение глубокого человеческого характера. К сожалению, нет в театре такого режиссёра и пока нет таких удмуртских пьес. Но актёры ждут, ждут и работают с теми и с тем, кто есть.

Не опускать руки и верить в будущее им помогает чувство взаимопонимания, взаимное уважение и любовь.

Таким же целеустремлённым, одухотворённым они вырастили сына Никиту, который с малых лет вкусил сладость активного пребывания на сцене – читал юморески, танцевал. Никита был не просто созерцателем просмотренных им спектаклей, а вместе с исполнителями, сидя в зрительном зале, проживал роли актёров, особенно наблюдая за своими родителями. Теперь Никита студент театрального училища им. М.С.Щепкина, того самого, в котором учился отец. Жизнь, творческая работа родителей не прошли даром, через три года он переступит порог Национального театра профессиональным, дипломированным артистом, вместе со своими однокурсниками продолжит традиции, заложенные на удмуртской сцене актёрами первого и последующих поколений.