Авторы/Костылева Ирина

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ

История обретения чудотворных икон в селе Паздеры

Уральское лето короткое, не успевающее толком набрать силу. Но всё же изредка выпада¬ют яркие от палящего солнца денечки, согрева¬ющие своим жарким дыханием все потаенные уголки. В один из таких знойных дней, взяв с собой емкости для святой воды, мы с иеромо¬нахом Зосимой, подвизающимся в Свято-Успен¬ском женском монастыре села Перевозное, направились к источнику, освященному в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Как раз накануне ее праздника. Путь предстоял от стен монастыря до берега Камы, где до 1978 года стояло крепкое, большое, добротное село Паздеры. По этой самой дороге в 1952 году из села Паздеры в село Перевозное были крестным ходом перенесены «Старые иконы», чудом явив¬шиеся в этих местах.
О них наш рассказ.
Живительной влагой наполняет леса и поля Удмуртии река Кама. То пробегает не задержи¬ваясь, ровной дорожкой на ходу подбивая бере¬га, а то вдруг делает крутые виражи, вбирая в своем величавом течении множество рек и речушек. Так в своем беге добирается она до места, где сливается с реками Сивой и Прорвой, заполняет своими водами глубокую трещину в земле, названную потому Камским истоком, разворачивается, огибая холмы и долины, и несет свои воды вглубь России до Волги. Слияние этих источников, богатство и плодоро¬дие земли, необычайно яркая красота этого места издревле привлекали людей. Археологами найдены в этих местах предметы утвари III—V вв. н. э., принадлежавшие предкам удмур¬тов. В средние века здесь жили их потомки — языческая чудь. На холме Ягино ими устроено было капище для поклонения и жертвоприно¬шений своим богам. Народное предание до сих пор передает историю о том, как обрушилась крыша капища, погребя под своими обломками идолопоклонников.
Первое сохранившееся письменное упомина¬ние о дворцовом селе Паздеры датируется концом XVI века. Свободолюбивые беглые переселенцы, достигшие этих мест, принесли с собой не только высокое мастерство во многих областях хозяйства, но, прежде всего, духовную православную культуру. Так в селе зародилась традиция возведения сразу несколь¬ких культовых построек — двух часовен и цер¬кви. Когда деревянные постройки ветшали, их закрывали, сносили и строили на их месте но¬вые. В строительство вкладывали свои средст¬ва и местные купцы. Были планы строительства в селе не деревянной, как прежде, а уже камен¬ной церкви. В 1913 году был заложен фунда¬мент, но построить храм не успели — пришли новые времена.
Одним из ремесел первых переселенцев было плетение лаптей. Лапти плели из липового лыка, верхний слой которого в старину называли паздирой. Отсюда и сохранившееся название села — Паздеры. Село разрасталось, строились дома, магазин, школа. Жители занимались земледелием, скотоводством, охотой, а главным промыслом была добыча стерляди, во множест¬ве водившейся в этих местах. Село имело статус дворцового, потому и поставляло добываемую рыбу прямо к царскому столу.
Приход села Паздеры официально открыт Указом Священного Синода 26 марта 1795 года за № 721. На обращение дворцовых крестьян разрешить строительство деревянной церкви и домов священнослужителей при ней Перво¬священник Лаврентий, епископ Вятский, прислал соответствующую грамоту от 8 июля 1795 года № 1258. В этом же году церковь начали строить с двумя престолами. Один освяти¬ли в честь святой великомученицы Екатерины, а другой, главный, освящен 16 февраля 1803 года в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Были селяне не только ловкими рыбаками, но и умелыми земледельцами. Земля за труды их богато одаривала гречихой, горохом, овсом, картофелем, но особенно славился край «муромскими малёнками» — огурцами. Развозили эту пузатую вкуснотищу во все уголки страны.
Так размеренно и основательно жило не только это село, но многие села Руси. А про¬славил Господь эти места чудесным явлением. Вот что сохранила народная память, передавая веками из уст в уста рассказ об удивительных событиях.
Заказал один пермский купец местному мастеру вырезать для храма статуи-иконы. Предание не сохранило имя талантливого резчи¬ка уральской тайги, искусно изготовившего в натуральную величину композицию Голгофы. Художник с глубокой верой средствами пласти¬ки трепетно передал великую человеческую трагедию. В центре композиции распятый на кресте Христос. На склоненной голове Его — терновый венец. Слева от Христа скорбящая фигура Божией Матери. Она опустила глаза, скрестила руки на груди. Справа от Христа сто¬ит Иоанн Богослов, Его любимый ученик. Прижатая к сердцу рука Иоанна передает всю глубину его страданий. Мастер знал все секреты деревянной скульптуры. В изображении иконы дерево наполнено реальными деталями. Бот вы¬ступившие ребра Христа, мягко струятся вдоль тела одежды Божией Матери, а одежда Иоанна особым образом собрана, и скульптор тщатель¬но прорезал все складки. Икона выполнена в традициях пермской пластической школы. Это видно по особенностям изображения ликов, в соразмерности частей иконы, по орга¬низации восприятия изображения только с лицевой стороны, в построении всей композиции. О раннем происхождении икон свидетельствует темперное покрытие дерева, так как более поздние статуарные иконы, дошедшие до нас, покрывались масляными красками. И всё же есть в реальном изображении то, что делает скульптурную композицию подлинной иконой. Сам Господь по горячей молитве художника помогал сотворить изображение. Потому в ком¬позиции Голгофы «тайна сия велика есть», которую удалось воплотить скульптору.
Надо сказать, что такие статуи-иконы неред¬ко встречались в православных храмах в XIV—XVI веках. Но уже с XVIII века эта традиция не поощрялась, потому как получила широкое рас¬пространение в католических костелах. Может быть, по этой причине купец неожиданно отка¬зался от готовых икон. Как гласит предание, взял мастер свои иконы, обвязал материей и с молитвой пустил по камской воде.
…Паздеринские рыбаки занимались своим обычным делом — ночной ловлей рыбы. Улов ожидался богатый, рыбаки увлеченно работа¬ли. Лодки то и дело подплывали к берегу зали¬ва, выгружались и отчаливали на реку. В это время, Промыслом Божиим, доплыли иконы до села. Обтянутые в материю, в ночной темной воде, казалось, плыли сплавляемые в этих мес¬тах бревна. Рыбаки их отталкивали от лодок, чтоб не мешали улову. А они вновь и вновь, как гласит молва, «против водички» подплывали к ним. Так продолжалось несколько дней. Одна¬жды в полночь возвращавшиеся с уловом рыбаки услышали плач со стороны реки. Они огляну¬лись назад и увидели, что от бревен исходит сияние в виде столпа, уходящего в небо. По селу мгновенно разнеслось известие о необычном явлении. Народ сбежался к пристани. Позвали и священника. Бревна были извлечены из воды, с них сняли материю. Это оказались деревян¬ные иконы, они были совершенно сухие, а от ликов исходило сияние. «Иконы живые!» Так и прозвали иконы — «Живые», а позднее — «Старые иконушки», за давность их появления в селе. С пением молитв перенесли иконы в ближай¬шую часовню. А праздник Преполовения, отме¬чавшийся в этот день, окрестило народное меткое слово в «Приплавушки». И стал он особо чтимым местным праздником. Широко распро¬странилась весть о чудесном явлении Икон. И началось паломничество к ним. Бывало, на праздник в Паздеринскую часовню, где и сто¬яли Иконы, плыли целые пароходы паломников. Над рекой неслось молитвенное умилительное пение. А пароходы эти так и звали — поющие. После торжественной службы на церковную площадь выносили Иконы, служили молебен, разворачивалась веселая широкая ярмарка. Откуда только ни привозили товары сюда, и из ближних и дальних мест съезжались про¬давцы и покупатели. Сельчане не скупились на угощение, и все праздновали до утра.
XX век, явивший в облике людей злобу тем¬ных сил, не обошел стороной и село Паздеры, его храмы и, конечно, великую святыню «Старые иконы». Были связаны с Иконами и под¬линно трагические события. Некоторые из них мы узнали от Федора Павловича Тукмачева.
В июне 1917 года приезжает в село псалом¬щик Петр Михайлович Васнецов. Он не только служил в храме, но, как человек широко образо¬ванный, работал учителем в школе. Позднее его назначают инспектором земских училищ Сарапульского уезда. В 1919 году он женился на дочери священника о. Павла (Томилова Павла Николаевича). В этом же году Петра Михайлови¬ча производят в диаконы, а в 1922 году рукопо-лагают в священники. Отец Петр был молодым священником, потому взялся обустраивать свой приход с присущей ему созидательной энергией. Так, он предложил перенести Старые иконы, как ему казалось, на подобающее место — из небольшой часовни в церковь. Желающих помолиться у Икон было много, и своих, и приезжих паломни¬ков. Для справки надо сказать, что по переписи 1923 года в Паздерах только при¬хожан старше 18 лет было 1068 человек, не считая детей. А детей приводили в храм мно¬го, семьи были большие, многодетные.
Поместить Иконы на новое место никак не удавалось. Несколько раз их переносили из часовни в храм, а наутро они снова оказыва¬лись в часовне. Жители села недоумевали, что происходит, и находили этому разные толко¬вания. Всё открылось только в 1923 году, когда в одну из ноябрьских ночей как свеча вспыхну-ла церковь и горела ровным сильным пламенем, не задевая соседних построек. Из огня пожара удалось вынести церковную утварь, иконы, колокол весом в тринадцать пудов и даже престол. О причине пожара выдвигались самые разные версии, вплоть до поджога по заданию богоборцев. Отец Петр, сам спасавший от огня церковные святыни, после пожара резко зане¬мог, слег, а осенью 1924 года, оставив вдову матушку Елизавету с маленьким сыном Никола¬ем, скончался тридцати лет от роду. В скорбном молчании проводили своего любимого батюшку Петра прихожане в последний путь. Похоронили рядом с кладбищенской часовней на холме, а по углам могилы посадили тополиные побеги. Трудно они приживались, но выжили. Разруше¬на часовня, от села не осталось и следа, даже не верится, что кипела здесь жизнь, а тополя возвышаются величественно, охраняя покой батюшки Петра.
Так, чудесным образом, спас Господь от пожара Живые иконы.
Наступили годы «последнего удара по религии». Загрохотали по стране взрывы, разру¬шающие храмы, запылали пожары, уничтожаю¬щие святыни земли русской. Священников и церковнослужителей кого арестовывали, кого отправляли за штат, если повезло. Многих истинно верующих и любящих Родину мы поте¬ряли в то лихолетье.
До 1936 года еще можно было помолиться у Старых икон в деревянной часовне святой великомученицы Екатерины села Паздеры. В то время священника изгнали, часовню закрыли, а Старые иконы выбросили в соседний амбар неподалеку от часовни. В один из дней поздно возвращавшиеся со своего собрания партийцы услышали громкий плач со стороны амбара и в жутком страхе разбежались по домам. А наутро Иконы чудным образом вернулись в часовню. Сквозь окна часовни можно было молиться Иконам в скорбях и просьбах и даже оставить «прикладь», как дар Богу, в виде денег, тканей, меда, продуктов питания, домашних изделий. Эта традиция приклади Старым иконам сохранилась и поныне.
Несмотря на то что в часовне служб не было, Иконы помогали молящимся. В годы Отечественной войны фронтовики узнавали на полях сражения о чудотворной силе Старых икон села Паздеры. Молва передавала, что если им помо¬литься, да еще прикладь принести, то сбережет Сам Господь, Божия Матерь и Иоанн Богослов от неминучей смерти. Так, с фронта один житель Паздеров написал жене сходить помолиться у Икон о его здравии и Божией милости над ним. Позже, вернувшись живым с фронта, и сам ходил к Старым иконам в знак благодарности.
После войны поток верующих к Старым иконам стал просто неиссякающим. Безбожную власть это очень беспокоило, не терпелось рапортовать, что с прежней «отсталостью» покончено, в стране царит единодушное безбо¬жие. И задумали уполномоченные избавиться от Старых икон. Какие только уловки не приду¬мывали! И что Иконы будут увезены на рестав¬рацию в Ленинград, потом утверждали, что их необходимо поместить в музей города Москвы для сохранения. Но как ни старались, какие бы причины ни выдвигали, задуманное не удава¬лось осуществить. На защиту Икон горой вста¬вали паздеринцы. Они установили дежурство возле часовни после попытки работников ГПУ тайно от сельчан вывезти Иконы. Дежурили и дети, и взрослые, сменяя друг друга, несмотря на сильный мороз. Господь вновь уберег Старые иконы от поругания. В 1947 году часов¬ню снесли ввиду ветхости и угрозы обвала. А Иконы вновь поместили в амбар. Паздеринский совет вместе с Перевозинским предложи¬ли властям перенести Иконы в Вознесенский храм с. Перевозное. Жители писали об этом во все инстанции. И только 27 января 1952 года Совет министров УАССР принимает реше¬ние, по которому паздеринское церковное имущество, в том числе и Старые иконы, пере¬давалось в действующий Вознесенский храм со¬седнего села Перевозное. До сих пор старожилы живо рассказывают о том, как протянулась жи¬вая нить крестного хода на шесть километров от села к селу, на руках несли Иконы на новое место. С молитвою, благоговейно, обвязав Ико¬ны полотенцами, понесли впереди Святое Рас¬пятие, за ним Пресвятую Богородицу, а за Ней Иоанна Богослова. Всю церковную утварь, Иконы, спасенные от пожара, среди них и местночтимую икону Тихвинской Божией Матери, везли на санях. Клавдия Александровна Жернакова в тот день возвращалась домой в Паздеры из школы села Перевозное.
— Было очень холодно, я торопилась домой. По дороге я увидела, что идет крестный ход. Все пели молитвы и тропари, да так, что, казалось, сами ангелы спустились с небес и поют вместе с народом. Я такого пения боль¬ше никогда не слышала. Всё шли и шли мне навстречу люди, пока я не дошла до дома.
Иконы поместили на новое место, а поток верующих не уменьшился. Богоборцы, чтобы отвратить народ от почитания Старых икон, стали обвинять церковь в отступлении от чистоты Православия, в котором уже утрачена тради¬ция почитания пластических икон, и даже в идолопоклонстве на этом основании. В 1961 году сместили с кафедры епископа Михаила (Чуба) — одной из причин послужил отказ выне¬сти Старые иконы из храма. Уполномоченные всё же добились перенесения Икон подальше от народа, в алтарь храма, но планов избавиться совсем от Икон руководители не оставляли. Верующие как могли защищали Иконы — служили молебны, а Господь по их молитвам покрывал Старые иконы Своей силой.
В 1978 году направили прихожане Вознесен¬ского храма делегацию в Москву из самых решительных и настойчивых женщин для окон¬чательного решения вопроса по Иконам. Анна Ивановна Гусева, Анастасия Илларионовна Ложкина, Татьяна Прокопьевна Ложкина, Парасковья Ивановна Логунова обратились к церковной и светской властям в Москве. Они привезли письма от перевозинских верующих Патриарху Пимену и министру СССР по делам религий с просьбой оставить Иконы в Вознесен¬ском храме. Через некоторое время уполномо¬ченный по делам религий УАССР Иннокентий Дмитриевич Плотников привозит в село реше¬ние Москвы: «Иконы не трогать».
В 1990 году икону Голгофы «Христос с Предстоящими» вынесли, к всеобщей радости верующих, из алтаря и разместили справа от иконостаса. А в августе 1994 года при Возне¬сенском храме села Перевозное был открыт Свято-Успенский женский монастырь.
Большое, крепкое село, когда-то размаши¬сто, в три километра населявшее камский берег, уничтожено советской властью под пред¬логом затопления этих мест. Сейчас на месте села распаханные поля да заросшие высокой травой пустыри. Свидетельство того, как распо¬лагались дома, — кусты малины, смородины, вишни, плодовые деревья. Но подобраться к ним сквозь густые заросли крапивы очень трудно. Постоянно идут и едут сюда люди, особенно летом. Кто рыбной ловлей побало¬ваться, кто ягод, которыми щедро усыпан высо¬кий берег, насобирать, а кто и за целебной водичкой из трех незамерзающих источников. Такие источники обычно бьют там, где бывают обретены чудотворные иконы, и вода в них целебная. Знающие люди говорят, что на вкус вода в них разная, от всех хворей помогает. Один из источников освящен Архиепископом Ижевским и Удмуртским Николаем в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
На месте бывших часовен и церкви воздвиг¬нуты кресты. Монахини Успенского монастыря молятся о возрождении этого святого места. А место это действительно святое. По словам почившей в Бозе монахини Анастасии — второй Иерусалим. Она часто гостила у Клавдии Алек¬сандровны Жернаковой и, гуляя по берегу, на¬ходила выложенные из камушков изображения Николая Чудотворца и Божией Матери.
Всю эту удивительную историю я узнала гораздо позже, от многих людей, так чтущих Старые иконушки. А пока мы с иеромонахом Зосимой набрали святой воды, пробравшись сквозь заросли густой колючей травы. Дошли до высоких тополей — стражей могил, помоли¬лись у деревянных крестов. Поговорили с двумя юными робинзонами, живущими на берегу в па¬латке, изучающими на практике школу выжива¬ния. Постояли вдали от суетного беспокойного мира в тихом, благодатном месте, куда много лет назад Господь направил святые иконы для нашего утешения.