Авторы/Рябушенко Марина

ЕСЛИ ВЫ ЛЮБИТЕ ФЭНТЕЗИ…


 

Жанр фэнтези в серьёзной литературе и критике принято если не ругать, то, во всяком случае, относится к нему с лёгкой долей презрения. Ширпотреб, мол, и прочее… Вряд ли стоит спорить с тем, что в жанре фэнтези, как и в любом другом жанре массовой литературы, сегодня существует огромное количество откровенно плохих книг, но тем приятнее находить среди моря посредственных романчиков нечто, действительно стоящее. Предлагаем вашему вниманию несколько, на наш взгляд, самых интересных фэнтези-новинок 2012 года.

 

Измайлова К. Случай из практики. – М.: Эксмо, 2011. – 704 с.

Случай из практики 2. Возвращение. – М.: Эксмо; Домино, 2012. – 736 с.

 

Среди множества неотличимых друг от друга образчиков русской женской фэнтези-литературы иногда попадаются весьма достойные книги: по-настоящему увлекательные, с тщательно прописанными, живыми персонажами и твёрдо стоящим на ногах сюжетом. К числу этих достойных, без сомнения, относится и дилогия Киры Измайловой.

В центре обеих книг – госпожа Флоссия Нарен, независимый судебный маг королевства Арастен. Ключевое слово – независимый. Во-первых, она, продолжательница династии судебных магов Нарен, неподотчетна Ковену Магов, а во-вторых… уж такой у этих Нарен характер. Не ангельский, прямо скажем. Флоссия занимается тем, что расследует преступления, совершённые с помощью магии. Несмотря на грабительские расценки, клиентов у неё немало, и попадаются среди них даже венценосные особы. Собственно, как раз с конфиденциальной просьбы одной такой особы и началась вся эта история…

Прекрасную принцессу соседнего королевства похитил злобный дракон. А отважный рыцарь отправился даму спасать и пал в поединке с чудовищем. Дракон, впрочем, пал тоже. И принцесса погибла. А Флоссия Нарен должна разобраться, в чём там было дело и почему столько трупов. Она и разобралась, только вот правда такова, что отцу принцессы категорически не понравится. Дело может обернуться войной, но если бы это была единственная проблема… Вслед за делом погибшей принцессы Флоссия и навязанный ей в сопровождающие молоденький лейтенант королевской гвардии Лауринь, нелепый и наивный до невозможности, расследуют ещё несколько случаев, на первый взгляд, никак между собой не связанных. А вот на второй…

В общем-то, сюжет книги, точнее, первую его половину, как раз и составляют все эти вроде бы не связанные друг с другом истории. И если поначалу у читателя возникает чувство недоумения от некоторой недосказанности – хотя бы оттого, что он до сих пор не знает, кто убил тех самых рыцаря, принцессу и дракона – то во второй половине все разрозненные, казалось бы, ниточки образуют единый… нет, не узор. Единую сеть, искусно сплетённую тем, кого Флоссии и Лауриню во что бы то ни стало нужно найти.

Про главных героев хочется сказать отдельно. Флоссия Нарен несказанно радует тем, что она не «попаданка», не эльфийка, не одарённая сверхспособностями Мэри-Сью, да и вообще далека от совершенства. Гренадерского роста, не первой молодости, цинична, порой груба, не слишком альтруистична, с вечной трубкой в зубах… Менее романтическую героиню, пожалуй, трудно найти. При этом Флоссия обладает цепким мужским умом, выдержкой, сильной волей и неплохим магическим потенциалом, позволяющим раскрывать сложные преступления одно за другим. Впрочем, без нужды она магией не разбрасывается, предпочитая использовать подручные средства, одним из которых не посчастливилось стать лейтенанту Лауриню – юному провинциалу, поступившему на королевскую службу. Лейтенант наивен, романтичен и напичкан старомодными понятиями о чести и долге, которые вызывают у Флоссии разве что аллергию и зубовный скрежет. Но воля короля есть воля короля, и этим двоим придется как-то работать вместе. Можно предположить, что между Флоссией и Лауринем, проводящими вместе много времени и не раз выручающими друг друга из беды, возникнут некие чувства… Хотя наши герои настолько нестандартны, что трудно ожидать от них предсказуемости.

Во второй книге дилогии мы вновь встречаемся с неподражаемой Флоссией Нарен, только спустя десять лет после событий, описанных в первой книге. После длительного отсутствия независимый судебный маг возвращается в королевство Арастен и снова приступает к исполнению своих прямых обязанностей: разгадкам запутанных преступлений. Судьба вновь сводит её с Лауринем, теперь уже не лейтенантом, а капитаном королевской тайной службы, и в этом капитане, кажется, ничего не осталось от смешного рыцарственного мальчишки. Из забавного щенка вырос матёрый волк, не доверяющий никому, так что Флоссии придётся потрудиться, чтобы вернуть его доверие – им ведь опять работать вместе.

Преступники всех мастей не дремлют, и дел у судебного мага невпроворот, но чем дальше, тем чаще Флоссии начинает казаться, что некоторые из преступлений связаны меж собой и, более того, повторяют памятную цепь событий десятилетней давности. Но как такое возможно? Впрочем, как бы то ни было, госпожа Нарен намерена доиграть партию до самого конца, ведь теперь на кону стоит не только её собственная жизнь.

В целом вторая книга так же хороша, как и первая. Герои не утрачивают ни своего обаяния, ни своих характеров, и наблюдать за их отношениями – одно удовольствие. Злодеи коварны, друзья верны; сюжет по-прежнему заковырист и заставляет поломать голову, а финал… финал полон сюрпризов.

 

 

Фишер К. Инкарцерон. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 448 с.

Сапфик. (готовится к изданию)

 

Кэтрин Фишер – британская писательница, известная своими фэнтези-романами для подростков (трилогии «Оракул», «Снежный странник», роман «Тайна подземного королевства»). Однако её новый роман «Инкарцерон» и его продолжение «Сапфик», пока не вышедшее на русском языке официально, на подростковую литературу уже не тянут. Проблемы там поднимаются весьма серьёзные.

Итак, существует некое королевство, король которого когда-то решил остановить время. Сделать это оказалось проще простого: монарх издал указ, запрещающий техническое развитие общества, прогресс. Иными словами, все высокие технологии (а технический уровень этого мира опережал наш современный) должны быть забыты, а подданным предписывалось вести образ жизни, соответствующий примерно веку XVIXVII (по земному летосчислению). Всем, от последнего крестьянина до короля, теперь надлежало строжайше соблюдать Регламент.

Затея королю удалась, и вот уже не первое столетие процветает в отдельно взятом королевстве Рай на земле. А чтобы не портить картину рая существованием множества незаконопослушных граждан, главные мудрецы королевства, по приказу всё того же изобретательного монарха, соорудили совершенную разумную тюрьму, обладающую тем, что мы назвали бы искусственным интеллектом. Инкарцерон. Отдельный, изолированный от внешнего, мир. Он стал домом для тысяч преступников всех мастей и просто неблагонадежных персон. Создатели Инкарцерона оказались людьми гуманными и спроектировали тюрьму как Рай внутри Рая, то есть, по их задумке, обитатели Инкарцерона должны были существовать в лучшем из миров, перевоспитываться, совершенствоваться в науках и искусстве, заниматься мирным трудом…

Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Инкарцерон стал им. Адом, обладающим тысячью глаз, чтобы денно и нощно следить за своими обитателями, вершить их судьбы, наказывать и миловать. Потомки тех, кто когда-то вошёл в Инкарцерон, создали собственное общество со своей иерархией, где большинство людей вынуждено не жить, а выживать любой ценой.

И вот среди шайки самых отъявленных негодяев Инкарцерона появляется юноша по имени Финн, не помнящий о себе ничего, но уверенный, что попал в Инкарцерон извне. Окружающие считают его немного сумасшедшим, ибо любому ребёнку известно, что вне Инкарцерона нет ничего. Солнце? Звезды? Это выдумки таких же сумасшедших, как Финн. И только один старый Книжник, хранящий ещё крупицы знаний прошлых поколений, уверен – выход наружу есть. Его надо найти. И вот, ведомые мечтами ли, иллюзиями ли, Книжник, Финн, его названый брат Кейро и бывшая рабыня отправляются в опасный путь, чтобы выяснить, кто такой Финн на самом деле, и существует ли мир за пределами Инкарцерона…

 

А в этом самом внешнем мире тоже не всё гладко. Наследный принц правящей династии вот-вот должен взойти на престол, но для этого ему нужно сначала жениться. Невесту, впрочем, давно уже подобрали: во всех отношениях замечательную девушку по имени Клаудия, которая совершенно… нет, не случайно, оказывается дочерью Смотрителя Инкарцерона Джона Арлекса (ведь правда, не может же такая сложная система оставаться без присмотра?). Саму Клаудию будущее замужество и трон в перспективе отнюдь не радуют, но против воли отца и королевы не пойдёшь. Во всяком случае, до тех пор, пока не стащишь из отцовского кабинета странный кристалл, не ввяжешься в авантюру по поиску якобы погибшего несколько лет назад старшего наследного принца и не выйдешь через украденный кристалл на связь с незнакомым юношей по имени Финн, утверждающим, что он находится внутри Инкарцерона… Хорошо, что рядом есть наставник из Книжников, всегда готовый помочь, ведь действовать приходится втайне от всех. А задумала Клаудия ни много ни мало – отыскать врата Инкарцерона и открыть их. На её стороне слишком мало союзников, против неё слишком много врагов, даже собственный отец, Смотритель тюрьмы, и тот не моргнув глазом пожертвует дочерью, лишь бы сохранить все секреты Инкарцерона…

Книга динамичная, заставляющая о многом задуматься, и даже если какие-то повороты сюжета поначалу кажутся предсказуемыми, то во второй части дилогии автор преподносит немало сюрпризов. (Официальное издание второй книги пока только готовится, но самые нетерпеливые читатели могут найти в интернете любительский перевод). Персонажи отличаются приятной неоднозначностью, фантазия автора – живостью и разнообразием, сюжет – открытым финалом, оставляющим немало места для читательского воображения.

 

 

Олди Г. Л. Циклоп. Кн. 1. Чудовища были добры ко мне. – М.: Азбука, 2012. – 384 с.

Циклоп. Кн. 2. Король камней. – М.: Азбука, 2012. – 384 с.

 

Дуэт украинских писателей Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, пишущих в соавторстве под псевдонимом Генри Лайон Олди – один из лучших представителей русскоязычного фэнтези. Их последний роман «Циклоп» в очередной раз это подтверждает.

Пусть название романа не вводит читателя в заблуждение – это не очередная книга из «мифологической» серии (есть у Г. Л. Олди несколько романов, основанных на сюжетах древнегреческих, древнеиндийских, персидских мифов). Циклоп здесь не одноглазый великан, а довольно молодой ещё мужчина, скрывающий под повязкой на лбу вживлённый туда волшебный драгоценный камень, известный как «Око Митры». Кое-кто жаждет заполучить этот камень, но суть сюжета вовсе не в этом.

А в том, что за всё приходится платить. И что всё в этом мире не то, чем кажется.

Сын портового грузчика, подросток Натан мечтает, как и отец, стать грузчиком – лучшим из лучших. И он отправляется в волшебный Янтарный грот, чтобы хранительницы грота – сивиллы – провели размен: попросили для мальчика недюжинной физической силы взамен на какую-нибудь не очень нужную часть тела. Глаз, например. Или ухо. Или пальцы на ногах. Калека, скажете? Вовсе нет. Изменник! Тот, кто приобрёл больше, чем потерял, и кому будут теперь завидовать!

Так всё и случилось бы, если бы не вмешательство очередного деятельного короля. Янтарный грот разрушен, волшебство его иссякло, а всё, что осталось – это маленький кусочек янтаря, годный разве что для вставки в украшение. Диадему, например. Хранительницы грота сивиллы убиты, а последняя, оставшаяся в живых, безумна, точно бешеный зверь. Мальчик-изменник едва избежал расправы и был спасён странной троицей: мужчиной, называющим себя Циклоп, стариком-магом Симоном и искателем сокровищ Вульмом из Сегентарры.

Что свело этих троих? Смерть женщины, настройщицы магических амулетов – смерть страшная и непонятная. Тайну этой смерти пытаются понять не только Циклоп, Симон и Вульм, но и королевский маг Амброз, прозванный ДержиДеревом. И опять, как почти всегда у Олди, нет в книге однозначно добрых или однозначно злых, однозначно плохих или однозначно хороших. Каждый из героев имеет за плечами своё прошлое, в котором есть тёмные и даже очень тёмные пятна, но при этом некоторые находят силы сохранить в себе человеческое, другие же… Чудовища – это не те, кто живёт во тьме подземных пещер или приходит на зов волшебника. Чудовища живут внутри нас, и только от нас зависит, выпустим ли мы их наружу. Отвратительная подземная тварь становится почти матерью для пленного мальчишки, а другой мальчишка, сидящий на троне, оказывается настоящим монстром.

Маг, помощник умершей волшебницы, авантюрист, выжившая сивилла и юноша-изменник – всем пятерым предстоит собственный внутренний путь, сначала – в прошлое, потом – в настоящее, а потом, если хватит сил, побороться с собственными демонами и с полудюжиной магов, желающих заполучить Око Митры.

О магии в мире Олди, пожалуй, стоит сказать отдельно. Магия – инструмент, но не палочка-выручалочка. Маги могущественны, но не всесильны. В их могуществе – их сила и слабость, их главное искушение. Маг больше других людей рискует перестать быть человеком и стать чудовищем. С некоторыми так и происходит. Другие же видят перед собой бездну и вовремя останавливаются. Или не останавливаются – такова уж их гордыня.

В общем, Олди написали очередной роман, в котором читателя захватывает не лихо закрученный сюжет (а он между тем непрост, совсем непрост), а ёмкие, полновесные образы, богатый, «вкусный» язык и вопросы, вопросы, вопросы, ответы на которые читатель ищет вместе с героями.

 

 

Марина Рябушенко,

библиотекарь отдела Центр чтения Национальной библиотеки УР