Читальный зал библиотеки заполнен. Сотрудники приносят и приносят новые стулья… уже некуда не только сесть, но и встать…

Наконец все угомонились и ведущий приглашает для выступления ансамбль сольного академического пения «Лира». К фортепьяно подходит руководитель ансамбля, концертмейстер Елена Татаркина, выходят участники коллектива…

Читаются стихи, бережно и прочувствованно произносится каждое слово в строке, эмоционально и задушевно исполняются песни и романсы. Задевшие сердца зрителей музыкальные произведения награждаются не только горячим и аплодисментами, но и криками «Браво!».

В прежние времена это называлось художественной самодеятельностью. Наверное, не самое удачное название для широкого, охватившего огромное количество людей движения.  Движения, участие в котором продолжалось у многих всю жизнь: системно организованная художественная самодеятельность в советское время собирала на ежегодные смотры, фестивали, концерты тысячи талантливых людей, и смотры постепенно повышали уровень – с районных, городских до столичных. Участники награждались грамотами и подарками, премиями, их ценили в рабочих коллективах, среди них были люди с незаурядными природными данными.

Но так ли уж необходима для слушателей в наши дни подобная бескорыстная деятельность? Я знаю людей, весьма скептически относящихся к ней.

Конечно, иногда выступающий на литературно-музыкальных вечерах вокалист или музыкант-самоучка, не знает нотной грамоты, поёт или играет по слуху, как позволяет ему музыкальная память… Так  может быть, нам лучше остаться дома и на качественной аппаратуре прослушать эти же вещи в самом лучшем исполнении?

Но все-таки,  остались  поклонники рождения музыки в зале, для которых  всё это каждый раз звучит по-новому, тепло, задушевно, свежо! Именно таких открытых и искренних людей объединила в музыкальный коллектив Елена Татаркина.

Ансамбль «Лира» -  это академическое пение, преимущественно исполняемое под классическую музыку. На его концертах можно услышать произведения П. И. Чайковского, романсы М.И. Глинки, Гурилева, неизвестных российских авторов, отрывки из оперетт Имре Кальмана, П. Легара, или Д. Верди.

Кроме классики и музыки прошлого века солисты «Лиры» исполняют произведения живущих в Ижевске композиторов: заслуженного работника искусств дирижера Людмилы Ивановны Никитиной, самодеятельного композитора и поэта Юрия Германовича Явкина, руководителя фольклорного ансамбля «Инзи» Игоря Геннадьевича Федорова.

Ансамбль «Лира» состоит из талантливых людей, способных к сольным выступлениям на сцене. Среди них тенор Герман Мелехов, драматический тенор Юрий Сакерин, баритон Рафаил Файзуллин, сопрано Галина Аникина, Мария Хамитова, Валентина Шамшурина. А Елена Татаркина участвует в концертах и в качестве вокалистки, и в качестве концертмейстера. «Лира», главным образом, выступает под аккомпанемент акустических инструментов. Елена Татаркина всегда пытается найти для выступлений залы, в которых есть пианино, чтобы вокальные произведения исполнялись под живую музыку.

В ансамбле три сопрано. Одна из солисток – Галина Аникина. Выросшая в артистической среде, с детства Галина Кондратьевна была окружена даже в домашней обстановке творческими людьми. На одном из литературных вечеров, проходивших в городском музее – бывшем «Генеральском доме», Галина Кондратьевна рассказала, что этот огромный зал с высокими потолками, великолепным видом на пруд, с балконом с чугунной решеткой – это комната её детства, здесь она жила с родителями, здесь ждали и дождались возвращения с фронта отца. В репертуаре Галины Аникиной колоратурные произведения: «Соловей» Алябьева, «Песня Сольвейг» Э. Грига, песни на стихи Ф. Васильева, С. Перевощикова, В. Красовской, Н. Островской.

Активная концертная деятельность, пропаганда и развитие народного, русского и зарубежного музыкального наследия отмечены многочисленными наградами: Галина Аникина – лауреат фестиваля песенно-поэтического творчества «Зори Отечества» (2007), победитель этого фестиваля в 2013 и 2014 годах, дипломант 1-го республиканского фестиваля исполнителей романса «Я встретил вас…» (2007), и прочее, и прочее.

Другая солистка ансамбля – Мария Ивановна Хамитова – от природы глубоко одарённый человек, художник-оформитель по специальности, пишет стихи и песни. Кроме того, выступает и в академическом хоре «Надежда». Мария Ивановна – обладатель диплома 3 степени по итогам участия во втором республиканского фестивале исполнителей романсов «Ты помнишь наши встречи» (2009).

Колоратурным сопрано обладает и Валентина Шамшурина. Многие годы Валентина Васильевна отдала художественной самодеятельности. Она лауреат многих творческих конкурсов, награждена многими Почетными грамотами. Есть в числе её наград и высокие, для вручения которых её приглашали в Москву. Это знак ЦК ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве» (1984), медаль лауреата Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1985).

В ансамбле «Лира» поют два тенора. Это Герман Мелехов и Юрий Сакерин.

Исполнение Германа Мелехова отличает нега и страсть итальянской песни, серенады, оно проникнуто чувством всепоглощающей страстной любви, певец создает у слушателей вновь и вновь переживаемые мгновения незабываемой любви. Эмоциональность исполнения позволяет создать ощущение слияния с природой, нарисовать картину летней ночи, усиливающей красоту чувств.

Юрий Сакерин всегда творит музыку для тех, кто в зале, кто присутствует при самом мгновении творчества. Его исполнение так проникновенно, что у слушателей остается впечатление, что он делится порывами своей души.

Рафик Файзуллин обладает баритоном. В репертуаре певца арии из опер М. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Даргомыжского. Человек большой культуры и высокой требовательности к себе, Рафик Файзуллин многие годы был участником художественной самодеятельности, пел в академическом народном хоре «Надежда», выступал в концертах соло, а также дуэтом с другими певцами. Особенным успехом пользуются его выступления в дуэте с Юрием Сакериным.

Годы упорного труда над музыкальным материалом приводят к признанию заслуг. Рафик Файзуллин награжден дипломом 1 степени республиканского конкурса исполнителей романсов «Я встретил вас», ему присуждено 1 место в конкурсе исполнителей Открытого республиканского фестивале татарской культуры «Ижау моннары», он лауреат Открытого республиканского инструментального конкурса татарской музыки «Весенняя капель».

Поздравляя солиста ансамбля «Лира» Рафика Раззяповича Файзуллина с 80-летним юбилеем, мы восхищаемся этим образованным, интеллектуальным, воспитанным человеком, способным подать самый лучший пример молодежи.

Хочется сказать самые теплые слова благодарности в адрес руководителя ансамбля Елены Евгеньевны Татаркиной. Создатель коллектива сольного академического пения, она неустанно работает над сохранением классической музыки, добивается высокого качества исполнения этой музыки.

 

Так стоит ли тратить время на посещение литературно-музыкальных вечеров, чтобы послушать там непрофессиональных музыкантов? Как ни странно, именно у нас, в наших краях, можно найти ответ на этот вопрос. Самые ранние музыкальные впечатления будущего великого композитора Петра Ильича Чайковского связаны не с концертными залами, а с родительским домом. Мать композитора Александра Андреевна играла на фортепиано, пела романсы Алябьева, Варламова, Гурилева. Первая учительница музыки маленького Пети отнюдь не оканчивала консерваторию, была из крепостных, признавалась, что училась «на медные деньги». Мария Марковна Пальчикова впитала народную музыкальную культуру, обладала незаурядными природными способностями и глубокой любовью к музыке, неслучайно впоследствии великий композитор назначил ей пенсию и переписывался с ней до её смерти. И вот пример, сходный с современностью: в доме Чайковских в Воткинске сложился любительский камерный ансамбль, состоявший из горных инженеров, военных, доктора, лесничего.

Много подобных традиций домашнего музицирования хранит культурная история Воткинска: в дореволюционной России любительские исполнители объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Существовали и рабочие кружки, народные театры. В 1909 году было создано в Воткинске Музыкально-драматическое общество имени П.И. Чайковского. Самодеятельные артисты устраивали камерные концерты с исполнением романсов русских композиторов. Общество пропагандировало классическое искусство.

Что же касается механического воспроизведения музыки, то и в те времена такие возможности были. Именно благодаря им будущий композитор смог познакомиться с произведениями Моцарта: в доме была оркестрина. Это механический орган, который отец привез из Петербурга после переезда в Воткинск. Программа была очень большой, включала, кроме Моцарта, произведения Россини, Беллини, Доницетти.

Да, именно такие давние для нашей земли традиции продолжает концертная деятельность ансамбля солистов «Лира».

Как видим, почти столетие тому назад жители нашей республики знали ответ на вопрос о целесообразности музыкальной самодеятельности, стремились сохранять и поддерживать традиции классического искусства, жить в мире академической музыки, впитывать в себя её богатство, с отпущенными природой возможностями исполняли её.