Авторы/Веприков Николай

ИСТОРИЯ ОДНОГО РУЖЬЯ

 

Среди тысяч производственных операций одна из интереснейших — гравирование, или вырезка рисунков на металле, камне, кости, дереве и других твердых материалах. Впервые гравирование как ремесло зародилось в шес-том веке в Китае. В Россию оно пришло только через тысячу лет.

Первоначально ручное огнестрельное и холодное оружие с различной гравировкой изготовлялось преимущественно для богатых людей. Поэтому в гравировании широко использовались драгоценные металлы, перламутр, слоновая кость и другие дорогие материалы. Совершенство конструкции оружия, тщательность его изготовления в совокупности с богатством отделки должны были свидетельствовать о состоятельности и высоком уровне общественного положения владельца оружия. Сейчас подобные образцы высокохудожественной и дорогой гравировки можно встретить лишь в музеях, например, в Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля и ряде других.

С годами, когда огнестрельное оружие стало доступным для широких слоев населения, гравировка на нем стала скромнее. Вместо драгоценных металлов начали использовать железо и недорогие цветные металлы — медь, бронзу, алюминий и т. д.

Согласно исследованиям краеведа профессора Е.Ф.Шу-милова, гравирование в Ижевске зародилось одновременно с оружейным производством. Первым профессиональным гравером по оружию был немец К.А.Пост. В 1807 году им был заключен договор с организатором ижевского оружейного производства А.Ф.Дерябиным, в котором указывалось: «Карл Пост обязуется вступить в службу на основании сего контракта и отправиться на те заводы из числа управляемых его Превосходительством Дерябиным, куда он ему укажет. Должность его будет состоять в том, чтобы резать всякого рода вещи и украшения на дереве для употребления их в том виде, как они вырезаны будут: к убранству домов, мебелей и прочего, равно для отливки по вырезанным моделям разных украшений и вещей из чугуна, меди, бронзы и др. Отлитые вещи чеканить и отделывать в соответствии, как способности его того потребуют… Всему вышеизложенному художеству и искусству обязывается Пост обучить данных ему учеников в таком числе, как удобность позволит, обстоятельство потребует и его Превосходительство…»

В соответствии с договором, К.А.Пост обучил более двадцати учеников искусству отливки, чеканки и резания украшений. Вскоре ученики Поста отличились при изготовлении подарочного ружья Великому князю Михаилу, которое было роскошно украшено золотой насечкой по стволу и другим деталям.

Ижевским гравировщикам стали поручать изготовление официальных заказов из столицы. В 1889 году по просьбе Главного артиллерийского управления было изготовлено, в честь 500-летия русской артиллерии, двуствольное безкурковое ружье с золотой насечкой. В 1894 году «с особой тщательностью» собрали и украсили четыре драгоценные винтовки для сыновей Великого князя Михаила. Ижевский оружейный завод и частные оружейные предприятия И.Пет-рова, Н.Березина, А.Евдокимова и др. были постоянными участниками всевозможных ярмарок и выставок охотничьего оружия, где за образцовое изготовление и отделку охотничьего и боевого оружия систематически награждались медалями и грамотами.

В послереволюционные и послевоенные годы ижевские оружейники не только не утратили своей былой славы, но и шагнули далеко вперед. Появились новые, молодые талантливые мастера-граверы. Среди них — выдающийся гравер Леонард Васев.

…Пять лет назад мне довелось побывать в Оружейной палате Московского Кремля. Если при первом ее посещении, полвека назад, наибольшее впечатление на меня произвела художественная отделка золотой Шапки Мономаха и дарохранительницы «Большой Сион», то на этот раз более всего меня поразило охотничье ружье модели Иж-54 производства Ижевского механического завода. И причиной тому не «квасной патриотизм», а красота и качество отделки ижевского гравера Л.Васева.

По возвращении в Ижевск я обратился в заводской музей, где мне рассказали историю этого ружья. В 1965 году мастеру-граверу Л.М.Васеву и мастеру-сборщику П.Я.Пахо-мову было дано задание изготовить для Всемирной выставки в Монреале (Канада,1967 г.) такое охотничье ружье, которое по своим качествам и внешней отделке не уступало бы шедеврам знаменитых русских оружейников, а может, и превосходило их.

В 1967 году — году открытия Монреальской выставки — в СССР готовились к празднованию 50-летия Октябрьской революции, и Л.М.Васев и П.Я.Пахомов посвятили свое выставочное ружье памяти В.И.Ленина.

Уникальность ружья состоит в том, что его металлические детали украшены великолепными миниатюрами, выполненными на высоком художественном и техническом уровне (на левой металлической боковине ложа изображен Ленин в Разливе, на правой — Ленин на охоте). Метод гравировки, который использовал мастер, — это многоцветная металлическая инкрустация, или «всечка драгоценных металлов в канавки», как называл эту технику сам Л.В.Васев. Используя платину, золото, серебро и сплавы различных металлов, гравер-художник получил тончайшую цветовую гамму, что позволило ему достичь в своих гравюрах максимальной достоверности изображаемого. Четкая отделка мельчайших деталей рисунка и орнамента еще более усилила выразительность миниатюр.

Работники советского павильона Монреальской выставки, после возвращения экспонатов, рассказывали работникам завода: «Надо было видеть, каким огнем горели глаза многочисленных посетителей нашего павильона, когда они рассматривали уникальное мастерство “русских маэстро”, и недаром ружье получило название “монреальское ружье-лениниана”».

В 1972 году, когда отмечалось 425-летие Оружейной палаты Московского Кремля — матери русских оружейников, коллектив Ижевского механического завода преподнес ей «монреальское ружье» в подарок.

Оружейная палата располагает большой коллекцией холодного и огнестрельного оружия, украшенного художественной отделкой, но даже на этом фоне ижевское ружье смотрится как редкая жемчужина.

Кроме «монреальского ружья», Л.М.Васев сделал еще ряд прекрасных гравировок к юбилейным датам. Например, к 150-летию со дня рождения великих русских писателей и прославленных охотников И.С.Тургенева и Н.А.Некрасова. Помимо их портретов, на ложах были выполнены гравюры с картин «Охотники на привале», «Бежин луг» и др. Очень интересная гравировка сделана на ружье, посвященном 50-летию Удмуртии.

Леонарда Михайловича Васева уже нет среди нас. Он скончался в 1972 году в возрасте 45 лет. Мало прожито — но так много сделано!

 

 

САЛЮТЫ ПОБЕДЫ

 

Во время войны я находился на Карельском фронте, в районе Мурманска, где из-за бездорожья (сопки и болота) активных боевых действий не велось. Офицеры нашей воинской части, свободные от боевых дежурств, обычно каждый вечер собирались у штабной машины, на которой имелась радиоустановка, и с нетерпением ждали вечерней сводки Совинформбюро. 5 августа 1943 года, как обычно, из репродуктора раздался знакомый, но особенно торжес-твенный голос Левитана: «…Говорит Москва! Говорит Мос-ква! Работают все радиостанции Советского Союза!.. Передаем приказ Верховного Главнокомандующего И.В.Стали-на… Наши войска после многодневных и ожесточенных боев сегодня, 5 августа 1943 года, овладели городами и железнодорожными узлами Белгородом и Орлом. Приказываю в честь победы наших войск под Белгородом и Орлом произвести в столице нашей Родины Москве артиллерийский салют 12 залпами из 120 орудий…»

Этот первый победный салют, озаривший всполохами московское небо, еще более укрепил веру нашего народа в армию, в скорую победу над немецкими захватчиками. Наш известный поэт Александр Твардовский, выражая великое чувство радости всего нашего народа по поводу этой победы, писал в своем стихотворении:

 

…И голос праздничных орудий

В сердцах взволнованных людей

Был отголоском грозных буден,

Был громом наших батарей.

И каждый дом и переулок,

И каждый камень… — вся Москва

Распознавала в этом гуле —

Орел и Белгород — слова!

 

Как известно, память — великая книга жизни. Листая ее страницы, вновь и вновь вторгаешься в прошлое, оживляешь всё, что пришлось пережить. В то тяжелое время у каждого фронтовика, в том числе и у меня, было заветной мечтой увидеть воочию хотя бы раз московский салют Победы. В мае месяце 1944 года я оказался в командировке в Москве, где и увидел салют Победы в честь освобождения Севастополя — незабываемое и волнующее было зрелище, запомнилось.

Генерал С.М.Штеменко (заместитель начальника Генштаба) в своих мемуарах писал, что идея салютов принадлежит И.В.Сталину, ее он высказал в начале августа 1943 года. На одном из рабочих совещаний Сталин заявил: «Еще в древние времена, когда войска одерживали победы, в честь полководцев и их солдат гудели все колокола… И нам неплохо бы как-то отмечать победы более ощутимо. Давайте будем давать в честь отличившихся войск артиллерийские салюты…»

В дальнейшем Генеральный штаб разработал этот ритуал, а Верховный Главнокомандующий утвердил три категории победных салютов, которые производились по его приказу в зависимости от значимости одержанной победы:

— первая категория — 24 залпа из 324 орудий,

— вторая категория — 20 залпов из 224 орудий,

— третья категория — 12 залпов из 124 орудий.

В день нашей победы над Германией — 9 мая 1945 года — по особому приказу был произведен салют тридцатью залпами из тысячи орудий. Как тут не вспомнить слова выдающегося русского поэта Г.А.Державина: «Гром победы, раздавайся, веселися, храбрый Росс!»

Так 5 августа 1943 года родилась новая традиция отмечать военные победы наших войск артиллерийскими салютами. После победы на Курской дуге успехи наших войск были всё ощутимее. И после каждой победы, особенно по взятии крупных городов, обязательно следовал приказ Верховного и производился артиллерийский салют в Москве. И воинским соединениям присваивалось звание того города, при освобождении или взятии которого они отличились. У нас появились дивизии и армии, носившие имена Харьковских, Киевских, Севастопольских, Берлинских и т. д., а осенью 1945 года — даже Порт-артурских…

Вообще, конечно, артиллерийские салюты для России не новость. Еще Петр Первый издал уложение (наставление) о салютах. Особенно часто они давались в Морском ведомстве. Были установлены три вида артиллерийских салютов — из 21, 25, 31 залпов.

Салют из 31 залпа давался в честь глав иностранных государств и вошел в историю как салют наций, который практикуется до наших дней. После Великой Отечественной войны стало традицией в дни всенародных праздников: Дня Победы, 7-го Ноября и др. — производить артиллерийские салюты и фейерверки в большинстве городов России, в том числе и в Ижевске.

И хотя военные салюты полны величия и торжественности, пусть при жизни нашего и последующих поколений их не будет. Пусть люди восторгаются красотой и сиянием только мирных фейерверков.