Авторы/Верина Анна

«…УСПЕТЬ СКАЗАТЬ»


 

О поэзии Николая Мрыхина

 

Поэзия — это всегда зеркало. Хочет того поэт или нет, но это отражение внутренней сущности автора, окружающей его действительности и его отношения к ней. Но идеальных зеркал не бывает. О зеркале стихов Николая Мрыхина можно сказать, что оно не страдает фальшью, стремлением понравиться (самому себе или читателю). В них нет ни волшебного струения, свойственного русским стихам, ни потрясающей воображение образности, его сравнения зачастую просты и бесхитростны и могут показаться банальными. Но авторскую искренность, порою исповедальность, нельзя назвать банальной.

 

Льстил врагу, лукавил с другом,

Жил, как в поле самосев…

«Жизнь моя — игра в рулетку…»

 

Это стихи зрелого человека, которому есть что сказать. В них — отблеск внутреннего света и подкупающая искренность.

Николай Мрыхин не выдумывает свои стихи. Они немного сентиментальны, и в них не высказанная до конца нежная любовь к природе. Стихи его — «горловое пение», то, что рвется из глубин души. Они наполнены мощным жизнелюбием, оглушающей радостью познания мира, открыванием незнакомого себя и красоты природы. Произошло обретение Голоса, которым автор повествует не только о своем мироощущении, но и об окружающей его реальности.

Стихи — способ познания мудрости, вечных истин. Поэзия — это особый способ мышления. «В глубине себя творческий человек несет ту силу, которая способна исцелить не только его самого, но и общество… <…> Только исстрадавшийся человек может быть целителем, врачом и этой целительной силой является творчество» (Э.Нойманн). Главным препятствием в этой миссии искусства может быть только непреходящая суженность взгляда автора, зацикленность на своем «Я», хотя это, как правило, является начальной ступенью творчества, началом самопознания. Не все способны преодолеть ее и взойти на следующую ступень — миропонимания. Это уже ступень зрелости.

Н.Мрыхин любит жизнь «взахлеб». В его стихах почти детский восторг сочетается со зрелой мудростью, юный задор — с глубокой печалью.

 

Живу, судьбы не ведая

Над строчками тружусь.

Есть деньги — пообедаю,

А нет — и обхожусь.

 

Не думаю о вечности —

Душа же молода.

Милы мне долы вешние,

Тишь сонного пруда.

                               «Живу, судьбы не ведая…»

 

Я веселый и нестрогий.

Мне ль печалиться, тужить?!

И вся жизнь моя в дороге,

И дорога — словно жизнь.

                                               В дороге

 

Мужичок собирает бутылки,

Одинокий, усталый изгой.

Привокзальный народ, кто — с улыбкой,

Кто — с презреньем, глядит на него.

                «Мужичок собирает бутылки…»

 

Мир сир, убог.

Но времена иные,

Мне верится,

Счастливые придут.

До слез мне жаль,

Что гибнут молодые,

Безмерно рад,

Что старики живут.

А молодость сгорает,

Как в пожаре, —

В горах Кавказа

Дождь свинцовый льет,

От злобного,

Жестокого кинжала,

Что в сердце всадит

Пьяный идиот…

                               «Мир сир, убог…»

 

В стихах много чувственного восприятия событий жизни, своего отношения к ним. Но тяжелейший труд поэта — найти такие слова, которые с предельной точностью передадут переживаемые чувства. И тогда появляется та самая эстетическая красота, которая приносит и удовольствие, и наслаждение как автору, так и читателю, появляется та самая волшебная магия и легкость стиха.

Звуковая ткань стихов способна подчеркивать и усиливать описываемые события, настроение автора. В стихах о природе — почти воздушная легкость строк («Веет ветер луговой…», «Веселые проталинки / На солнечном бугре…»), о боксе — напряженность, резкость звуков. В стихотворении «Держи удар» отрывистые слова передают саму атмосферу боксерского поединка:

 

Боксерский ринг, и в зале свист.

Мужской, жестокий спорт:

И в корпус хук, и слева свинг,

И снизу апперкот…

 

Стихи Н.Мрыхина не надуманны, в них есть правда и жизни, и души автора, и та или иная истина бытия. Таким стихам читатель легко прощает разные технические недостатки — неточную рифму, нарушение ритма, неровность словесной ткани стиха («осталося…», «Боль не случилася чтобы…»). Подобные слова и фразы, как «дождалися весны…», «каюся…», — не услаждают современный слух, но в то же время в них слышится деревенский говорок российской глубинки.

Есть в поэзии вечные темы, их вольно или невольно касается каждый поэт, — Любовь, Природа, Доброта, Родина, Красота, Человечность, Свобода, Независимость и т. д. И здесь важно не повториться и не сказать еще раз о том же и так же, о чем сказано другими поэтами, или сказать более тусклыми словами, важно не опошлить саму тему. И это нередко удается Николаю Мрыхину.

 

И бью челом, и пола лбом касаюсь,

Не серебра прошу, прошу немного дать,

Великий Боже, снизойди, такую малость

Прошу тебя — дай время мне сказать.

 

Мне только-только тайны открываются!

Не унести б с собой такую кладь.

За все грехи перед тобою каюсь я.

Великий Боже! Дай успеть сказать.

                                                               «Успеть сказать»