Дата

К 200-летию В.Г.Белинского

В год 200-летия со дня рождения В. Г. Белинского – «неистового Виссариона», основателя новой школы литературной критики, Национальная библиотека Удмуртской Республики совместно с Удмуртским государственным университетом, редакциями литературно-художественных журналов «Луч» и «Италмас» и спонсором «УФПС УР – филиал ФГУП «Почта России» организовала конкурс литературно-критических эссе.  Юбилей знаменитого критика стал поводом, чтобы стимулировать развитие литературно-критической мысли в нашем регионе. Жюри определило победителей конкурса. Их работы мы предлагаем сегодня вниманию читателей.

Есть предложение сделать подобный конкурс ежегодным.

 

 

Марк РАЗЕНКОВ

 

АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

 

Информация на стыке науки и эзотерики, краткие экскурсы в историю, зоологические миниатюры и кулинарные рецепты – всё это объединено в книгу под многообещающим названием «Энциклопедия абсолютного и относительного знания». Основной принцип отбора фактов – чтобы они «заставляли искриться нейроны», то есть, чтобы над ними было интересно поразмыслить. Авторство этого своеобразного произведения приписывается вымышленному профессору Эдмонду Уэллсу, который в течение жизни коллекционировал удивительные и малоизвестные факты. Но на обложке значится имя хорошо знакомого русскому читателю французского писателя Бернарда Вербера.

Проблематика произведения заявлена в самом начале, где Вербер пишет: «Всё есть в едином (Авраам). Всё есть любовь (Иисус Христос). Всё есть секс (Зигмунд Фрейд). Всё есть экономика (Карл Маркс). Всё относительно (Альберт Эйнштейн). А дальше?» Сам Вербер, будучи умным человеком, не пытается претендовать на роль гуру, за что его хочется особо поблагодарить. Задаваясь вопросом «Что дальше?», автор дает наводку, если хотите, нить времени, согласно которой каждый сам найдёт ответ на этот вопрос. Возможно, многие не поймут хаотичности книги, не воспримут всерьёз истории об аргентинских муравьях, сексуальности постельных клопов или коне по кличке Ганс, хорошо разбиравшемся в математике. По сути Вербер преподносит читателю поверхностный пересказ разных знаний из области психологии, философии и физики в виде калейдоскопа ситуаций. Но именно вникая в суть некой ситуации, мы можем сделать для себя полезные выводы.

«Энциклопедия абсолютного и относительного знания» часто упоминается в романах Вербера. В ней собраны и обобщены все необычные факты, упоминаемые в других книгах, и добавлены новые. Те, вероятно, что лягут в основу будущих произведений. Статьи «Энциклопедии» не подчиняются ни алфавитному порядку, ни какой-либо иной структуре, поэтому её можно начинать читать с любой страницы. Бесполезно искать в «Энциклопедии» черты какой-либо закономерности. Это просто сборник забавных сведений и занятных историй, однако некое общее тематическое направление в ней всё-таки прослеживается. Основная идея «Энциклопедии» – найти способ улучшить жизнь человечества. Вербер приводит множество сведений о проектах идеальных обществ и опытах, осуществленных людьми, животными и даже насекомыми. Не все из них показаны удачными или хотя бы привлекательными, однако автор и не пытается убедить вас в том, что единственный «правильный» взгляд на проблему существует в природе. Не пытается он также доказать, что главный носитель правильного взгляда – он сам. Но его «Энциклопедия» вдохновляет!

Читателю Вербера необходимо мыслить нестандартно, уметь не только следить за сюжетом, но вчитываться и воспринимать послание: «Всё, что окружает вас во времени и пространстве, зачем-то нужно. Нужны вы. Ваша эфемерная жизнь имеет смысл. Она ведёт вас не в тупик. Имеет смысл всё. Действуйте. Сделайте что-нибудь, сделайте какое-нибудь небольшое дело в вашей жизни перед тем, как умереть. Вы родились для чего-то. Поймите, для чего вы родились». И действительно, каждый из нас должен найти себя в этом мире. Человек не должен быть пассивным участником свой жизни. Каждый день даёт нам возможность проявить свои самые лучшие качества. Именно из совокупности правильных, разумных, а главное доброжелательных поступков, можно будет с уверенностью сделать вывод: я не зря прожил свою жизнь. «Никто не может заменить вас самих на пути к знанию. И обязательно наступает момент, когда надо следовать по этому пути самому, как бы трудно это ни было». Согласно этой цитате из «Энциклопедии», рано или поздно приходит момент собственного осознания реальности, без помощи извне.

Я бы посоветовал прочитать эту книгу не только взрослым, но и детям. Для них будет крайне интересно узнать те факты, о которых почти наверняка не скажут в школе. И главное – «Энциклопедия» научит их думать. «Мозг изнашивается тогда, когда его не используют» – ещё одна цитата из Вербера, с которой нельзя не согласиться. Современный человек утратил любовь к книге и потребность в чтении. Мне кажется, что в преддверии двухсотлетия со дня рождения В.Г. Белинского важно говорить именно об этой утрате и в ней видеть корень многих современных проблем России. Значение Белинского, его влияние на русскую литературу и общественную жизнь было громадно, оно чувствуется до сих пор. Его убеждённость в просветительской миссии литературы особенно актуальна сегодня, когда постмодернистская культура распада привела общество к некой критической точке. Именно к новому поколению просветительских авторов можно отнести и Бернарда Вербера. Главное достоинство этого автора – его стремление побудить читателя мыслить самостоятельно. Бернард Вербер и его «Энциклопедия» – это точка отсчета для человека, который хочет совершенствоваться, познавать себя и мир вокруг. Читайте, познавайте, обучайтесь. Давайте будем действовать!

 

 

Анастасия ГУМЕННИКОВА

В ПОРУ ЦВЕТЕНИЯ ЗЕМЛЯНИКИ

(рецензия на одноимённую повесть Генриха Перевощикова)

   

Бывают такие моменты в жизни каждого человека, когда приходит беда. И слава Богу, если рядом оказываются отзывчивые люди, готовые откликнуться на зов сердца и крик души страдающего.  И тогда становится легче от осознания того, что ты уже не один, с тобой рядом добрые родные души.

Повесть Генриха Перевощикова «В пору цветения земляники» говорит нам о малом и многом. Малое – это наша жизнь, короткая, быстротечная. Многое – это вера, которую даёт нам Господь, это терпение, это надежда на выздоровление, это любовь ближнего.

Это повесть о любви. О любви безграничной отца и ребенка.

Это повесть о счастье.  Уходящем, приходящем, снова уходящем… Но обретённом в самом конце произведения путем прощения.

Это повесть о прощении. О человеческом грехе. Об избавлении своей души от тяжести греховной ноши.  Самое большое чудо – способность видеть свои грехи, войти внутрь своего сердца и очистить его от зла. Именно этого я ждала от героя произведения. Генрих Перевощиков не позволил ему поступить иначе.

По вере Церкви, покаявшийся получает прощение грехов от самого Господа. Одно из вреднейших заблуждений, в которых воспитывается современный человек, есть сознание безответственности за свои поступки, желания и мысли. Человек рождается, живёт и умирает в полной уверенности, что в нашем лучшем из миров всё дозволено, что грешить можно без зазрения совести, что хотя религия что-то такое запрещает, но она же всё и прощает, стоит только покаяться и совершить некоторые обряды, чтобы освободиться от бремени грехов и быть готовым к совершению новых. 

Юрий Сергеевич, герой повести, умирает от страшной болезни. Автор решил поставить точку на этом. И он определённо прав, потому что закончив произведение «…и жили они долго и счастливо!» не было бы наставлением для нас, для современного поколения, такого падкого на искушения жизни.

Я никогда не читала удмуртских авторов с таким упоением. Не потому что все плохо пишут, а потому что Генрих Перевощиков смог передать через весь текст, через каждое слово, через самую маленькую реплику героев, глубокий смысл о силе прощения, о вере в Бога. 

Герой внутренне конфликтует сам с собой – это одна из ярких черт национальности удмуртского народа. Это его бремя, которое он несёт испокон веков. Удмурт привык страдать, мучиться, переживать всё в себе и терпеть. Это гложет его изнутри и не даёт спокойно умереть. Я эти терзания вижу в герое повести и радуюсь за него. Радуюсь потому, что он пришёл к этому, к осознанию своих грехов и попытке как-то всё исправить. Высшей наградой для Юрия Сергеевича становится встреча двух близких ему людей. Его душа, обременённая до сих пор тяжестью воспоминаний, сбрасывает оковы, становится лёгкой и летит ввысь.

Спасибо большое Генриху Ксенофонтовичу за столь тонкое произведение, сумевшее отразить не только национальность своего народа, но и глубокую человеческую боль, и радость прощения.

 

 

Юлия КАРДАПОЛЬЦЕВА

 

ТАТЬЯНА ТОЛСТАЯ В МИРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

глазами студента

 

Что может сказать о современной литературе человек, читающий мало, но не по причине своей безграмотности, а потому что жизнь так складывается. Ничего, а может, наоборот, это редкое уединение с книгой даёт дилетанту лучшее представление об авторе и его произведениях, нежели тем, кто уже «увяз» в литературе.

Судить о всей современной литературе студенту, безусловно, не приходится, но об одном авторе очень хочется сказать. Татьяна Толстая – современный русский писатель. Я, как обыватель, ещё только знакомлюсь с её творчеством, но оно манит, засасывает и заставляет читать, что называется, от корки до корки.

Что же это за магнит такой? Может правда жизни, может реалии моей судьбы, моих друзей или знакомых. Это так близко мне и в то же время так далеко. До боли близкие и родные сюжеты рассказов, смысл которых одновременно настолько масштабен, что пока придёт полное его осознание, пройдёт не один год.

Два коротких рассказа: «Свидание с птицей», «Поэт и муза» – две вещи, заставившие пересмотреть свою жизнь, принять некоторые вещи как данность и поверить в справедливость судьбы.

Взрослый мир глазами ребёнка: как, оказывается, это ещё не забыто и совсем рядом.

Незамысловатая история о мальчике Пете, который ещё живёт в мире фантазий и невероятных приключений «на пустом месте», например, в рисовой каше. «Перед Петей поставили огромную  тарелку с рисовой кашей; тающий  остров масла плавает в липком Саргассовом море. Уходи под воду, масляная Атлантида. Никто не спасётся. Белые дворцы с  изумрудными  чешуйчатыми  крышами, ступенчатые  храмы  с  высокими дверными  проёмами, прикрытыми струящимися занавесами из  павлиньих  перьев, золотые  огромные статуи, мраморные лестницы, уходящие ступенями  глубоко  в море, острые серебряные  обелиски  с надписями на  неизвестном языке – всё  уйдёт  под воду. Прозрачные зелёные океанские  волны  уже  лижут уступы храмов;  мечутся  смуглые  обезумевшие люди, плачут  дети… Грабители тащат драгоценные, из душистого дерева, сундуки, роняют; развевается ворох летучих одежд… ничего не пригодится, ничего не понадобится, никто не спасётся, всё скользнёт, накренившись, в тёплые прозрачные волны… Раскачивается золотая восьмиэтажная  статуя  верховного  бога  с третьим глазом во  лбу, с  тоской смотрит на восток…» И реальный мир – мама: «Прекрати баловство с едой»!

В детстве всё просто: есть чёрное, а есть белое; хорошие люди и плохие. Тамила – она хорошая, потому что рассказывает невероятные истории и вместе с Петей живёт в чудесном мире. Только Петя живёт в мире грёз, она – в мире птицы Алконавта, но для мальчика «…она заколдованная красавица  с волшебным  именем, она  жила  на  стеклянной голубой  горе  с  неприступными стенами,  на  такой  высоте, откуда виден  весь  мир, до четырех  столбов  с надписями: «Юг», «Восток», «Север», «Запад». Но её  украл красный дракон, полетал с ней по белу свету  и  завёз сюда, в дачный посёлок. И  теперь  она живёт в  самом  дальнем доме, в  огромной  комнате с верандой,  заставленной кадками   с   вьющимися  китайскими  розами,  заваленной  старыми  книжками, коробками, шкатулками и  подсвечниками,  курит  тонкие сигаретки из длинного мундштука,  звенящего медными колечками,  пьёт что-то из  маленьких рюмочек, качается  в  кресле  и  смеётся, будто  плачет. А на  память о драконе носит Тамила  чёрный блестящий халат с широченными рукавами, и на спине – красный злобный дракон. А чёрные спутанные волосы висят у неё прямо до ручки кресла. Когда Петя  вырастет, он  женится на Тамиле, а дядю Борю заточит в башню». Дядя Боря – реальный мир, который плохо отзывается о ней, единственной.

Самое заветное желание Пети – спасти больного дедушку от смерти. Страх перед смертью – птицей Сирин – становится навязчивой идеей. По иронии судьбы Петя первым узнаёт о том, что дедушка перестал дышать… первым же делом он бежит к Тамиле – она сможет всё исправить… Тамила и дядя Боря спят в одной постели… рушится мир… всё не так… «Петя затрясся в рыдании, ослеп, выбежал, – ботами по мокрым  клумбам;  душа  сварилась,  как  яичный белок,  клочьями  повисала на несущихся  навстречу деревьях; кислое горе бурлило во рту; добежал до озера, бросился  под мокрое, сочащееся  дождём  дерево, визжа, колотя ногами, тряся головой,  выгонял из  себя  страшные дяди-Борины ноги…»

Трагедия маленького человека, увидевшего, что всё, о чём он мечтал и во что верил – это всего лишь иллюзии. Смерть близкого человека открывает глаза на этот мир: он не жалеет никого – топчет букашку, ломает слона и не щадит ребёнка. «…Привык, затих, полежал.  Сверху  капали капли. Мёртвое  озеро,  мёртвый лес; птицы свалились с деревьев  и лежат кверху лапами; мёртвый,  пустой мир пропитан серой, глухой, сочащейся тоской. Всё – ложь».

Кто этот мальчик? Вымышленный персонаж из бурного воображения Татьяны Толстой или это она? По сути своей эта маленькая трагедия всего-навсего обычное дело. Обычное дело – умирают старики. Обычное дело – переживание ребёнка. Но мальчика жалко, жалко себя; никакое женское сердце не выдержит. И автор выходит к мальчику в конце рассказа: «Никто не уберёгся от судьбы. Всё – правда, мальчик. Всё так и есть».

В продолжение темы женского сердца и реалий взрослого мира – второй рассказ Татьяны Толстой «Поэт и муза». Простая женщина Нина – врач. Она точно определила, что ей нужно от жизни. Такая прекрасная женщина заслуживает только самого лучшего – простого женского счастья, просто любви. «…Но кто попало ей тоже был не нужен. Душа-то у неё с годами становилась всё богаче, и  саму себя она понимала и чувствовала всё  тоньше, всё больше жалела себя  осенними вечерами:  некому себя преподнести, такую стройную, такую  чернобровую».

И вот нашла. «…Бережно взяла из Гришуниных  рук свое  сердце  и  прибила его гвоздями к  изголовью  постели.

Гришуня бредил в рифму.  Аркадий Борисыч растаял, как сахар в  горячем чае.

Тернистый путь был открыт. Вновь  обретя  слух  и  зрение,  Гришуня  узнал,  что  счастливая  Нина останется  с ним до  гробовой доски;  вначале  он немного удивился  и  хотел отсрочить наступление  нечаянного счастья  или, если  уж это нельзя, приблизить   встречу  с  доской,   но  после  по  мягкости  характера   стал покладистее, только просил не разлучать его с друзьями».

Дальше развитие событий нельзя назвать необычными. Влюбленная Нина – та ещё собственница – отбирает у мужа, вольного поэта, последнее, что есть у него – это верных слушателей: «…Все  они – сегодня  одни, а  завтра другие – набивались вечерами  в дворницкую;  трехэтажный флигелёк  трещал, приходили  жильцы верхних этажей, бренчали на гитаре,  пели,  читали свои и чужие стихи, но в основном слушали хозяйские. Гришуня  у них считался  гением, уже много лет вот-вот должен был выйти его сборник…».

Она сметает всё и всех на своём пути к Гришуне, не жалея ни женщин-соперниц, ни их детей (бедная Лизавета).

Убить в мужчине поэта и завести домашнего питомца – разве это называется любовью; перегрызать горло каждому, кто приблизится к твоей собственности – разве это называется желанием быть всегда рядом; завидовать и ненавидеть подругу за то, что у неё всё сложилось – разве это дружба? Это страх. Страх остаться одной: держаться из последних сил за спасательный круг, который всё время норовит уплыть, причалить к берегу и забрать его с собой, спрятать в дальний угол, чтобы никто не нашёл…

Эти два рассказа познакомили меня с новым миром, имя которому Татьяна Никитична Толстая. Он оказался совершенно другим, нежели представлялся до знакомства. Это другое ощущение себя, как личности. Смерть и реальность; любовь и хождение по головам – это есть и это правда. Такое единение сюжета, смысла и жизни делает писателя Татьяну Толстую нужным и важным звеном современной русской литературы.