Дата

ПРЕДИСЛОВИЕ К ФЕСТИВАЛЮ

К 170-летию со дня рождения П.И. Чайковского

 


 

Пётр Ильич Чайковский – один из крупнейших русских композиторов.

Родился 25 апреля 1840 года в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был его отец. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Петю, который по собственному настоянию стал учиться наравне со своими братьями и сестрой, когда ему не было ещё и пяти лет. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи. С раннего детства мальчика тянуло к фортепьяно, за которым он проводил свои досуги. Семи лет Петя записывал уже свои детские впечатления. Нельзя сказать, чтобы музыкальная атмосфера окружала Петю в детстве. Домашний орган с валами был первым знакомым ему инструментом, на котором он услыхал арию Церлины из “Дон Жуана” Моцарта. В продолжение всей жизни Пётр Ильич сохранил особое благоговение к этому великому композитору. Музыкальный слух и память проявились у Пети рано. В 1845 году он начал учиться игре на фортепьяно, а через три года читал ноты не хуже своей учительницы. Ещё год спустя Пётр играл уже как взрослый. Способность фантазировать за фортепьяно проявилась у Чайковского в 50-х годах. Во время своего пребывания в училище правоведения Пётр не проявлял среди товарищей своих особых стремлений к музыке. В 1859 году Пётр Ильич, окончив курс, поступил на службу в департамент Министерства юстиции. Жизнерадостный юноша беспечно проводил время; никто не подозревал, что в нём таится будущий крупный музыкальный деятель. Даже Кюндингер, у которого он занимался игрой на фортепьяно, не видел в своём ученике ничего особенного. И всё-таки он решился  поступить в петербургскую консерваторию, несмотря на довольно скептическое отношение родственников к его намерению. Вера в своё призвание у Чайковского была так сильна, что однажды, несмотря на свою врождённую скромность, он сказал брату: “С Глинкой мне может быть не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной”. Занимался Пётр по классу теории композиции профессора Н.И. Зарембы, позднее – по классу инструментовки А.Г. Рубинштейна. Оставив службу, Чайковский испытывал материальную нужду. В 1865 году, написав кантату на оду Шиллера «К радости», он окончил курс консерватории с серебряной медалью. Его консерваторские работы – увертюра к “Грозе” и танцы сенных девушек были включены впоследствии в оперу “Воевода”. При основании консерватории в Москве в 1866 году Чайковский был приглашён туда профессором гармонии. Тогда же Пётр Ильич дебютировал перед московской и петербургской публикой увертюрой F-dur, но с успехом средним. Тем не менее он приступил к сочинению первой своей симфонии; в следующем году andante и скерцо из неё исполнялись в русском музыкальном обществе в Санкт-Петербурге. К периоду 1866 – 1867 годов относятся ещё увертюра на датский гимн и ряд фортепьянных пьес (“Воспоминание о Гапсале”), обративших на себя всеобщее внимание. Пётр Ильич начал писать оперу “Воевода” и в том же 1867 году в Москве, в симфоническом собрании, были исполнены танцы из неё. Первая его симфония целиком была исполнена в симфоническом собрании русского музыкального общества в 1868 году с большим успехом. Постоянная нужда в деньгах заставила Петра Ильича заняться музыкальной критикой. От этого тягостного для него занятия он отказался, как только материальные условия его улучшились. Опера “Воевода”, поставленная в Москве, имела успех, но в 70-х годах сам автор уничтожил ее, сохранив только небольшую часть материала. С таким же недовольством относился Чайковский к своему симфоническому произведению “Фатум” (1868), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге. Вторая опера Петра Ильича, “Ундина”, оконченная в 1869 году, сцены не увидела. Она тоже уничтожена автором, за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие его сочинения. Осенью 1869 года Пётр Ильич пишет увертюру-фантазию “Ромео и Джульетта”, с которой начинается его «вхождение» в историю искусства. Хотя это произведение имело в Москве успех средний, но впоследствии оно немало содействовало популяризации имени Чайковского. В том же году Пётр Ильич написал шесть романсов, из которых “Нет, только тот”, “И больно, и сладко”, “Слеза дрожит”, “Отчего”, “Ни слова, о друг мой” сразу привлекли всеобщий интерес. Ступенями к славе стали для него также первый квартет d-dur (1871), опера “Опричник” (1872), симфоническая фантазия “Буря” (1873). На конкурсе русского музыкального общества в 1875 году его опере “Кузнец Вакула” была присуждена первая премия. Представленная в Петербурге год спустя, она не оправдала возлагавшихся на неё ожиданий; впоследствии сам Пётр Ильич признал её недостатки. За ней последовала опера “Евгений Онегин”, которой, вместе с шестой симфонией, написанной в конце жизни Петра Ильича, суждено было увековечить его имя. Поначалу Пётр Ильич не верил в успех “Онегина”, называя эту оперу скромным произведением, написанным по внутреннему увлечению. Первое представление оперы состоялось в московской консерватории 17 марта 1879 года. Успех был средний; надо полагать, причиной тому отчасти явилось исполнение учениками. В апреле 1883 года “Евгений Онегин” исполнен был в Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К.К. Зике и имел несомненный успех. 19 октября 1884 года опера исполнялась на императорской сцене. С каждым спектаклем возрастала любовь публики к этому лучшему произведению Чайковского. В 1877 году произошла перемена в материальном положении Петра Ильича – благодаря Н. Ф. фон-Мекк, предложившей Петру Ильичу ежегодную субсидию в 6 тысяч рублей. Это дало ему возможность посвятить все свои силы композиторской деятельности.  Сочинения Петра Ильича, эпизодически проникавшие за границу, всё более и более там распространялись.  В 1878 году Пётр Ильич написал литургию святого Иоанна Златоуста. Следующая опера “Орлеанская дева” (1879), с либретто, составленным композитором преимущественно по Шиллеру в переводе Жуковского, не оправдала надежд композитора. Она была дана в Петербурге в 1881 году. Шумный успех первого представления не повторился на втором, и опера не стала репертуарной. Большую удачу Пётр Ильич имел с оперой “Мазепа” (1883), поставленной в Москве; гораздо меньшую – с “Чародейкой”, имевшей в Петербурге, где она была в первый раз поставлена, посредственный успех. Репутация Петра Ильича как оперного композитора воспрянула с “Пиковой дамой”, поставленной в Петербурге в первый раз 7 декабря 1890 года. Это произведение, не сходившее с репертуара, по своей популярности не уступает “Евгению Онегину”. Оно, наравне с последним, обошло все оперные сцены России. Две эти оперы проникли за границу, где их не покидал успех. Последняя опера Петра Ильича, “Иоланта”, дана в Мариинском театре в Петербурге 6 декабря 1892 года, вместе с его же балетом “Щелкунчик”.

Не менее обширна была деятельность Чайковского как симфониста. Его шесть симфоний, три сюиты, программная симфоническая музыка, балеты “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик” представляют чрезвычайно ценный вклад в область русской музыки. Драматическая опера – задача сложная, требующая рельефности, чувства меры, пропорциональности в частях, сжатости и цельности в общем. Хотя Петру Ильичу эта задача не всегда давалась, тем не менее, он проявил во многих сценах (в “Евгении Онегине”, “Мазепе”, “Пиковой даме”) замечательное мастерство, да и в других его операх есть множество отдельных красот; каждая из них представляет большой интерес для развитого музыканта. В симфонической музыке Пётр Ильич, как говорится, был более у себя дома. Богатство красок, удивительная способность извлекать из оркестра разнообразнейшие эффекты от самых нежных до самых мощных – всё это ставит Чайковского в ряд перворазрядных симфонистов музыкального мира. В камерной музыке сильно отразилась его богато одаренная натура, иногда преступившая границы этого рода музыки. Его техника порой выходила за общедоступные рамки и представляла для исполнителей большие трудности. В области романса Пётр Ильич – замечательный лирик. Вообще, какого бы рода музыки Пётр Ильич не касался, всюду он привносил обаятельный, чрезвычайной красоты мелодический элемент. Его сочинения в области духовной музыки скорее пленяют своей красотой, своим мягким лиризмом, чем возбуждают истинно молитвенное настроение. Вся музыка Чайковского проникнута преимущественно русским складом. Широкая эрудиция, необычайно развитая техника дали Петру Ильичу возможность коснуться многих областей музыкальной композиции. Трудолюбие Петра Ильича было необычайным. Он не мог оставаться без работы, без творчества. Одна музыкальная мысль сменялась другой; можно сказать, что творческий процесс в продолжение кипучей 28-летней композиторской деятельности никогда не останавливался. Одиночество было для него счастьем, так как оно предоставляло ему возможность отдаваться всем существом своему любимому делу. В каталоге сочинений Чайковского значатся 76 opus’ов, 10 опер, 3 балета. Судя по его письмам, Пётр Ильич был крайне впечатлителен и глубоко несчастлив. Ни материальные условия, ни переменчивость успеха не были, по-видимому, причиной его тяжкого  душевного состояния и безысходной тоски. Большую роль в артистической карьере Чайковского сыграли А.Г. и Н.Г. Рубинштейны (в особенности последний, который был строгим судьёй сочинений Чайковского, но вместе с тем и самым энергичным их пропагандистом), П.И. Юргенсон, замечательный по бескорыстию издатель сочинений Петра Ильича, ближайший его помощник и брат Модест Ильич, сестра А.И. Давыдова. Император Александр IIIв 1888 году назначил Чайковскому пенсию в 3 тысячи рублей. Общительный и ласковый характер Петра Ильича, а также обаятельность его сочинений дали ему массу друзей. Среди них были и музыканты, принадлежавшие к различным группам. Но дружба с композиторами других направлений не помешала ему оставаться верным своим взглядам. Пётр Ильич не мог находиться где-нибудь подолгу и с 1877 года вёл кочевую жизнь. Он совершал многократные артистические поездки по России и за границу (в Германию, Францию, Англию, Америку), дирижируя на своих  концертах. Педагогическая деятельность была Петру Ильичу не по сердцу, но, тем не менее, он 12 лет был профессором в Московской консерватории и написал учебник гармонии. Только под конец жизни Пётр Ильич основался в Клину, где и сохранилась его квартира со всей обстановкой; там же храниться и архив композитора.

Концерт 16 октября 1893 года, где он в первый раз дирижировал своей шестой симфонией, стал лебединой песнью Петра Ильича. 25 октября он скончался в Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре.