День поэзии

ФЕСТИВАЛЬНОЕ МНОГОТОЧИЕ


 

 

ТОЧКУ РЕШЕНО НЕ СТАВИТЬ

 

В феврале 2010 года в стенах Городского дворца творчества детей и молодежи города Набережные Челны прошёл второй Фестиваль поэзии «Точка». Первый Фестиваль был организован в 2009 году и в настоящее время «Точка» является единственным крупным поэтическим фестивалем в Татарстане. Кроме поэтов, проживающих в Набережных Челнах, на фестиваль приехали гости из Казани, Москвы, Оренбурга, Екатеринбурга (всего из восьми городов России). Ижевск представлял постоянный автор журнала «Луч» Марат Багаутдинов. Более 130 человек стали зрителями и участниками Фестиваля.

Открывался фестиваль так называемым «Детским часом» – авантюрой организаторов, блоком стихотворений и песен для детей. Детей в зале было немного. Но песни Антона Немешева и Ольги Понтюхиной пришлись по душе не только маленьким зрителям, а стихи Анны Русс и вовсе были детскими «не по детски». Вечер участники провели в джаз-клубе «Модус», где группа Jazz Up помогла поэтам отдохнуть, а потом уступила сцену Мише Остудину и Айгёль Гайсиной из Казани. Они исполнили несколько электронных композиций. А затем образовался стихийный «свободный микрофон» для всех желающих взять в руки гитару и спеть. Зрители увидели на сцене группу «Происшествие» из Москвы, пронзительную Анну Русс (Казань).

Второй день фестиваля открылся театральным диафильмом «Шинель. Post scriptum» (театр-студия «Ключ», НГПИ), который создали художник Гульназ Ягудина, писатель Айрат Бик-Булатов и режиссёр Никита Кобелев. После этого каждому иногороднему участнику была предоставлена возможность прочесть столько стихотворений сколько ему пожелается. Закрывался фестиваль демонстрацией двух короткометражных фильмов Павла Соколовского и поэтическим клипом Ханны Аникин.               

В следующем году организаторы Фестиваля (поэтическое объединение «Чёрный Вторник» под руководством Анатолия Ухандеева, о котором мы писали в № 7-8 2007 года) планируют расширить географию приглашённых гостей, выделить отдельную, дискуссионную часть мероприятия, посвященную открытому обсуждению актуальных вопросов современной поэзии, представить в новом формате структуру фестивальных чтений.

С произведениями наиболее ярких поэтов, выступавших на Фестивале «Точка» в Набережных Челнах, мы знакомим сегодня наших читателей.

 

 

Константин КОМАРОВ

 

 В. Мишину, Б. Рыжему, А. Башлачеву

 

Беременные небом облака

плывут туда, где созревает слово,

оно еще дозреет, а пока

поэту одиноко и хреново.

 

Разведены-раскрещены пути,

но завершивший сам себя в полете,

он лишь тогда предстанет во плоти,

когда уже не нужно будет плоти.

 

Такой смертельный балаганный трюк.

Чего же вам, Володя, Саша, Боря?

Остервенело трется звук о звук,

творя музыку и музыке вторя.

 

Слова… А что слова? Бессилен рок,

когда они кого-нибудь согрели,
но вот тогда-то ухмыльнется Бог

змеистою ухмылкою Сальери.

 

И вот тогда мы кой чего поймём

и кой о чём серьезно пожалеем,

потом запьём, оставшись при своём,

нам не летать, раз воздух тяжелее.

 

Потери бесконечны и горьки,

случайны и минутны обретенья,

а смерть несётся наперегонки

с ещё не состоявшимся рожденьем.

 

В сплетенье слов немая тишина,

в овал петли проглядывает нота.

Схватить её! Но плеть занесена.

И надо петь, да не поётся что-то.

 

* * *

И конница окон и оклика клинок,

двоим постель – побольше, чем полцарства.

Я был с тобой – я не был одинок,

я думал, что не кончится пацанство.

Пацанство кончилось, и сузилась кровать,

и я в себя просыпался, как греча.

И мне, как прежде, нечего скрывать.

Но – открывать… Да что уж: крыть-то нечем.

 

Письмо Н. А.

 

Если душой не кривишь, значит душу кровавишь,

вечный стратег застарелой незримой войны,
но тишина пианино, лишенного клавиш,

кажется мне безысходней простой тишины.

 

Черные вороны красятся в белых и каркают громче,

стая огромна, но каждый прекрасен и крут,

старыми сказками кормит их новенький кормчий,

им все равно и они с удовольствием жрут.

 

Может быть, правда, темны аллегории эти,

только ведь я не пишу проходные хиты,

но пустота, где живут лишь поэты и дети

кажется мне необъятней простой пустоты.

 

Я заскочил в этот мир покурить и погреться,

курево есть, а тепла – невеликий улов,

только слова, что срезаешь с поверхности сердца,

кажутся мне повесомей обыденных слов.

 

Что мне ещё рассказать тебе милая Нина,

не забывая пока, но уже не любя?

Может, как Батюшков видел во сне Гельдерлина

так же во сне я однажды увижу тебя.

 

Хочется радости, блин, да вот как бы узнать бы
где эта радость, да рифма опять не велит.

Все заживает, всегда заживает до свадьбы,
все заживает и после уже не болит.

 

Время пройдёт, ничего не поставив на место,

промарширует по нам, как военный парад,
но, поддевая зрачком глину этого текста,
может быть, ты улыбнешься, и я буду рад.

 

 

Анатолий УХАНДЕЕВ

 

Ловля

 

Кефаль ловят на подгнившую макрель, смешанную с хлебом.

Из телепередачи

 

1

Пока ты ещё остров, лови кефаль,

но, когда закатают тебя в асфальт,

уже не зови меня с полным ведром наживки…

(Слова на обрывке).

 

2

А то и ловец человеков

солёную рыбу любил.

 

3

Когда океан каждой лодке

толкается в бок: уйди!

Спроси с иронической ноткой

не трудно ли мне в пути.

 

А впрочем, ты остров, ты остров,

пока ещё остров, прости…

 

 

Чёрный дельфин (письмо)

 

Посреди Соль-Илецка –

два чёрных дельфина у ворот тюрьмы,

здесь люди, как и везде:

живы, пока не мертвы.

 

Нет большой разницы меж теми,

снаружи кто или внутри,

будто у зеркала тусклого

с самим собой говорить.

 

Привозят в железном ящике,

в камеру ведут с головой в мешке,

говорят: «сиди, книги читай, радио слушай

(сиди, книги читай, радио слушай)

(сиди, книги читай, радио слушай)

да вообще:

 

просто подчиняйся правилам внутреннего распорядка,

главное режим и покой!

Маловероятно,

чтобы большей воли достигнул кто-то другой,

 

а не ты,

особенно если не собираешься умирать,

жуй своё сало с их воли

и не смей умирать».

Специальный тюремный цензор

вчитывается в каждую строку,

поэтому жаловаться и плакать

не могу.

 

 

Гена СТЕЧКИН

 

Потенциальный пассажир

 

Что остается – вот трамвай последний,

вильнув хвостом, заполз в свое депо,

а я, чудак, стою в рубашке летней,

и берегу последнее тепло?

 

Осталась ночь, которая повсюду,

остался страх, животный будто жир,

мороз остался лютый, как Малюта,

ярлык «потенциальный пассажир».

 

Прямые рельсов не пересекутся,

пусть Лобачевский вертится в гробу!

Во рту слюна, на вкус как яд цикуты,

захватывает дух: «А вдруг сглотну?»

 

Но по-сократовски не сократить мне жизни –

слюна, ведомо, и во рту слюна…

«Кручусь-верчусь», – говаривал Нижинский.

«Крутись-вертись!» – советует Луна.

 

Что ж, я верчусь, как балерун на взводе

гоняю кровь по венам вниз и вверх,

и если существует Бог в природе,

знать, чужд его природе человек.

 

* * *
Мёрзнет водитель, кондуктор мёртв.
Сохнет на коже янтарный свет
или течёт по усам как мёд.
Сонный прохожий не будет сбит,
Публий Овидий не станет свят,
шиш для девчонки не будет свит.

Лязгает цепь, разгоняя ось.
Смоль этой ночи сочится в бак
или проходит стекло насквозь.
Школьный доносчик не будет бит,
яростный рэп не напишет Бах,
выпитый спирт не сломает быт.

Спит безбилетник, стучит абак.

 

 

Дмитрий КИМ

 

* * *

Наверное ты провидец, наверное я – мутант.
Чтоб выжить в этом мире, мне нужен твой талант
Выскальзывать из тела и плыть через гранит.
И неподвижность духа меня к тебе манит.
Ты фокусник умелый, индийский чародей.
Тебя учили с детства развоплощать людей.
Вот выключишь дыханье, уснёшь, весь мир любя,
Я через подсознанье приду убить тебя.

 

 

* * *

кто выдал мне координаты Бога?
кому я скоро руки оторву?
ведь эта без-разумная дорога
меня в себя втянула наяву.
и вот плыву в потоке петабайтов
в сияниях, полутонах и тьмах,
со мною рядом бомж, пилот, спичрайтер
политик, сварщик, блоггер и монах.
дорога узится, в ночь скалятся шлагбаумы
и воют придорожные менты.
где ты, моя сияющая травма?!!
о Боже мой, ну где же, где же ты??!!!

 

 

Марат БАГАУТДИНОВ

 

***

Сколько шаров нападало с потолка!!!

Здравствуйте, милый,

Гуманный до слез – приют.

Будем смеяться

Кричать

Танцевать пока…

Эти шары однажды тебя убьют.

Старая женщина гладит мою ладонь

Смерть, да куда ты лезешь?

А ну, не тронь!

 

Вот, говорят, душа у нее гниет.

Вот, говорят, как будто и нет ума.

Если б от равнодушья не впал живот,

Вряд ли б она поела себя сама.

 

Проще.

Душа – копеечный субпродукт,

Жизнь – скотобойня.

Сегодня опять забой.

Ешь мою душу с живых и горячих рук.

Досыта кушай.

До колики.

Я с тобой.

 

Господи, как же все вокруг хороши!!!

Сколько шаров в объеме одной души!!!

Господи, что же творится у нас внутри…

Что же ты делаешь, Господи, – посмотри.

 

***

А жизнь прошла. За ней пришла другая

Крестов насеяв в високосный год.

Мы проживаем. И не понимаем,

Покуда что-то не произойдет

Тоска в груди играет на ударных

Бесцельно, аритмично и смешно

Переживаем. Как всегда бездарно

Как будто что-то не произошло

 

Лежа на подоконнике дремлет жизнь

Рыжее наше солнышко покажись

И не горюй, сбрасывая лучи

Осень из всех делает калачи

Мальчику кот цель задает и рост

Мальчик опять тянет кота за хвост

Не дотянуть, не позабыть увы,

Рядышком две рыжие головы

Держатся друг за друга который год

Мальчик кота за лапу за руку кот

Лежа на подоконнике ждут рассвет

Больше уже не будет и меньше нет

 

Тяжело понимать бестолковой своей головой

Одинокой своей головой – до чего же постыло

Выходить по утрам биться с горем на передовой

Если враг бесконечен – уже мародерствует с тыла

Мы не сможем ему помешать, мы сидим на мели

И от этого, как ни крути, мы – хорошие люди

Мы не станем другими в холодных объятьях земли…

До свиданья,

Мой друг,

не прощаемся,

свидимся,

будем

 

Плачет мама, плачет папа

Пол в пробоинах от слез

Жизнь болеет, мерзнут лапы

У нее горячий нос

 

Ясен взгляд и голос звонок

Все печали ни о чем,

Рыжий маленький котенок

Прыгнул в небо за мячом…

 

Потерпи еще немножко…

 

Где-то очень высоко

Солнечная мама-кошка

Кормит Ваську молоком

 

 

 

Об авторах:

 

Константин Комаров (1988) родился в Свердловске. Студент филологического факультета Уральского Государственного университета им. А.М. Горького. Публиковал свои произведения в журналах “Урал”, “Уральский Следопыт”, альманахе “Воскресение”. Автор книги стихов “На ощупь иду” (Екатеринбург, издательство “Старт”, 2008). Публикуется также как литературный критик (“Урал”, “Большая медведица”). В журнале «Луч» публикуется впервые.

 

Анатолий Ухандеев (1984) родился в Набережных Челнах. Окончил Казанский Государственный университет. Работает преподавателем истории русской литературы в филиале Казанского госуниверситета. Поэт, критик, журналист. Редактор литературного ежегодника “Чёрный вторник. Участник Форумов молодых писателей. Стихи печатались в журналах “Берега”, “Луч”, критические работы в журнале «Континент». Вошёл в лонг-листа премии «Дебют» в номинации «Поэзия» в 2009 году. Живёт в Набережных Челнах.

 

Геннадий Стечкин (1986) родился в Казани. Закончил КГУ. Участник творческой группы “ЦЫЦ”. Победитель Казанского поэтического слэма (2006). Организатор поэтических, музыкальных событий, перформансов, фестивалей. В журнале «Луч» публикуется впервые.

 

 

Дмитрий Ким родился в городе Уральске, живёт в Оренбурге. Публиковал свои произведения в журналах: “Москва”, “Башня”, “Гостиный двор», Night Vision; газетах “Большая Медведица”, “Оренбургский университет”, “Оренбургская неделя”. Лауреат премии “Оренбургский край 21 век” в номинации поэзия, специальный приз фестиваля “Молодой литератор” (Нижний Новгород). В журнале «Луч» публикуется впервые.

 

Марат Багаутдинов родился в Ижевске, окончил Ижевскую государственную медицинскую академию, врач-психиатр. Учился в литературном институте им. А.М. Горького. Участник Форумов молодых писателей России в Липках (2004-2009 гг.), Форумов молодых писателей ПФО (2006-2007 гг., лауреат второго Форума). Участник лонг-листов премий им. Бориса Соколова, «Дебют» (2004, 2009 гг., номинация «Поэзия»), Литературрентген (2009 г.), шорт-листа премии В. Астафьева, победитель одного из этапов «Большого слэма» (Москва). Автор текстов музыкального проекта «Обманы Zрения». Публиковал свои произведения в журналах «Арион», «Литературная учеба», «День и ночь», «Новый енисейский литератор», «Луч», «Literarus» (Хельсинки, Финляндия), «Крокодил», «НГ – Ex-libris», «Аквилон», «Берега», электронных изданиях «Пролог», «Новая реальность», «45 параллель». Победитель литературного конкурса «Не спам».