До 13 и старше

Детский читальный зал

Елена ЦЕЛОУСОВА

  

НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ

 

Сюрприз

 

Моя мама постоянно твердит папе о том, что было бы очень неплохо купить новую мебель в квартиру. Папа всегда соглашается, но резонно заявляет, что денег нет.

А тут по телевизору показали передачу, как из обычных вещей сделать декорированные, или, говоря проще, украшенные. И усилий почти никаких не потребуется, да и навыки самые элементарные, и затраты минимальные. А я на что в семье? Я ведь тоже могу пользу приносить. Техника для улучшения мебели, посуды давно придумана умными людьми, и называется она декупаж. Особенно мне понравилась последняя фраза ведущей: «Декупажем можно оформить практически всё, что подскажет вам ваша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки, стаканы, разделочную доску». А поскольку я человек творческий, то сразу принялся за работу. Брат Димка был в садике, он ещё мал для этого дела. Надо было торопиться: успеть до прихода родителей с работы. Удивить их, чтобы они по достоинству оценили мою творческую натуру. «Сюрприз будет», – радовался я, всё больше воодушевляясь.

Я взял у мамы столовые салфетки с красивым рисунком, клей ПВА, кисть. Дело оставалось за малым: решить, что надо в первую очередь в нашей квартире преобразить? Можно было начать со шкафа родителей или с кухонного гарнитура. Но по телевизору тётенька показывала всё на стеклянных тарелках. А маме как раз подарили прозрачный набор голландской посуды на шесть персон. Вот она ахнет, увидев мою ювелирную работу!

Я полез в верхний шкаф, достал тарелки. В кухне места показалось маловато, и я разместился на ковре в детской. Не успел я начать работу, как пришёл друг Ромка.

- А что ты делаешь?

- Эх, тёмный ты, Ромка, человек! Слышал слово декупаж?

- А что такое депукаж?

- Не депукаж, а декупаж. Это когда из салфетки рисунок вырезают, потом на любую вещь кладут, сверху клеем мажут… И вот новый вид у этой самой вещи, да такой, что её стоимость в десятки раз увеличивается. Вот будет сюрприз для родителей!

- А можно с тобой де..де деку… салфетки клеить? – спросил друг.

- Помощник будет не лишний!

Ромка вырезал розы с салфеток, а я прикладывал их на дно тарелки и мазал клеем ПВА. Рисунки мялись, рвались. Но в целом вид у посуды становился гораздо праздничнее. Пару раз мы пролили клей на ковер, запачкали руки. Но работой остались довольны.

- Весёленький декорчик, правда, глаз радует, – воодушевлял я друга.

- Ага, – соглашался он.

Мы так устали, что решили, четырех тарелок с декупажем вполне хватит. Тем более, нас в семье четверо: папа, мама, я и Димка. Сил на уборку уже не оставалось и, предвкушая благодарность родителей, мы дружно побежали гулять на улицу.

Бегали до вечера. Когда я пришёл домой, мне показалось, что мама чем-то расстроена.

- Сын, ты что сделал с новыми тарелками? – с порога спросила она.

- Мама, это техника декупаж. Тебе понравился декор?

Мама чуть не плакала:

- Ты испортил мои красивые тарелки. Ну, если ты хотел испробовать эту свою новую технику декора, надо было сказать мне, и я бы дала старые тарелки. Первый блин часто бывает комом.

А я смотреть не могу, когда у женщин на глаза наворачиваются слёзы, особенно, если это родная мама.

- Мамочка, хочешь, я всё исправлю, я отмою этот клей и всё сделаю, как было?

- Посмотри, какой бардак в комнате, ты запачкал ковёр клеем, испортил тарелки.

- Сюрприза не получилось, – констатировал я.

Тяжёлый был вечер, мама ходила огорчённая и печальная. Я всё думал над тем, что первый блин всегда бывает комом. Но ведь могло быть гораздо страшнее, если этот самый первый блин я бы приклеил на шкаф или на кухонный гарнитур.

 

Непризнанное искусство

 

Мы сидели с младшим братом Димкой на карантине дома. Грипп ходил злющий, выбивая из строя славных парней. Наши дела шли на поправку. Я, как старший (десять лет – шутка ли?!), ухаживал за четырёхлетним братом: подавал ему таблетки, порошки. Ну и, так сказать, на собственном примере показывал, как надо бороться с болезнями с помощью современной медицины.

Вообще, для Димки я непоколебимый авторитет и гегемон (не знаю точно, что это такое, но раз папа так повторяет, значит это круто). Родители наши вечно заняты работой. У мамы всё какие–то бухгалтерские отчёты, у папы и днём, и ночью звонки с работы, он начальник стройки. А я – и нянька, и воспитатель в одном лице. В принципе, когда нет друзей-одноклассников и нечем заняться, мы с Димкой хорошо ладим и очень весело проводим время.

Вот я и решил, пока мы сидим дома, и я временно освобождён от школы, пора бы заняться эстетическим воспитанием Дмитрия. Честно сказать, в школе у меня по рисованию «тройки», мне не хватает усидчивости и аккуратности. Но брат всегда удивляется моим художественным способностям. Поэтому я решил сделать с Димки портрет. К тому же учитель рисования сказал, что хорошие картины стоят много денег. А родители всегда жалуются, что денег нет. Вот они обрадуются, когда я продам свою картину за тысячу рублей. Ощущая себя в роли кормильца и добытчика, я с воодушевлением принялся за работу.

Мне казалось, что настоящие художники не рисуют на альбомных листах. Они не вмещаются в узкие ограниченные рамки школьного альбома. Покопавшись в своих бумагах, я не нашёл подходящего формата для выражения своих многогранных способностей. Зайдя в кабинет отца, я обнаружил хороший формат, как раз для портрета брата. И не беда, что с одной стороны какие–то чертежи, главное – прочность ватмана. «Размер имеет значение!» – промелькнула рекламная фраза в голове.

Брата не пришлось долго уговаривать для позирования. Он практически сразу согласился (великое дело – авторитет!) Я усадил Диму на стул и приступил к таинству рисования. Работал не покладая рук, как мне показалось, долго, полчаса, не менее. Димка вертелся, вставал с места, осложняя мою работу.

- Димка! Сядь, держи голову прямо!

- Я хочу посмотлеть, – пояснял брат.

- Ещё пару минут! Не вертись!

Ватман скручивался, я прилагал чудовищные старания, чтобы довести свой проект до конца. В результате кропотливых усилий с ватмана смотрел на меня мужчина лет пятидесяти, с множеством морщин, косыми глазами, узеньким лбом и мощным подбородком, сильно ушастый, с редеющими волосами. Но в целом что-то было общее с братом. Сходство в чертах, что ли. А неточности в изображении можно назвать художественным вымыслом.

Как и следовало предполагать, Дмитрию очень понравилось моё творчество. Он тут же загорелся и побежал в комнату отца за таким же ватманом. Брат, видимо, решил стать учеником великого художника. Я зря уговаривал его на альбомный лист, он был непреклонен. Мне пришлось ощутить себя в роли натурщика. Теперь он командовал моим тоном: «Сядь, не велтись! Делзы голову плямо!»

Я, собственно говоря, очень снисходительный человек. В школе это качество называют модным словом «толерантный». Но я против заимствований из других языков. Снисходительный – мне роднее. Два слова: низко+ходить – означают, что я могу посмотреть на мир с высоты глаз Димки, а это где-то метр от земли.

Брат справился с моим портретом гораздо быстрее. Минут за пять. И с большого листа бумаги на нас смотрел ужасный монстр. У этого чудища голова напоминала котелок; глаза, как блюдца; не тело, а мешок. Вместо рук и ног из мешка торчали палки. Таких мелочей, как: уши, волосы, пальцы, глаза – не предусматривалось. Брат, видимо, остался очень доволен своей работой. Я снисходительно одобрил его рисунок, умолчав о недостатках. Потом, бросив всё на полу, мы пошли в другую комнату смотреть мультики. У нас с ним много общих интересов. А мультики – это особая статья.

Не знаю, как Димку, но меня буравило ощущение того, что я соприкоснулся с тайной искусства. И мне очень хотелось показать свою работу как можно скорее. Потом я потерял ощущение времени, так как мультики по детскому каналу шли один интереснее другого.

Вечером пришли родители с работы. Ну, мама давай с порога проверять наши лбы и спрашивать про приём таблеток. Женщины по природе своей суетливы и эмоциональны (это мы так с папой считаем). Для мужчин более свойственен аналитический склад ума. Соответственно папа спросил о том, чем мы занимались весь день. Мама тут же предположила, что мы без обеда просидели у телевизора.

Я не стал терпеть незаслуженных обвинений и с гордостью сказал:

- Мы рисовали портреты!

- Какие молодцы! – радовалась мама.

- Несите свои шедевры, – шутливо скомандовал папа.

Естественно, нам не надо было дважды повторять. Каждый тащил свой рисунок. Когда мама увидела портрет Димки, она залилась громким смехом на несколько минут, буквально держась за живот. Папа сдерживался, но улыбка тоже осветила его уставшее лицо. Для меня это был крах и унижение. Я так старался, вкладывал душу, а они…Провал… Фиаско…Нет, это был тяжёлый удар. Я никогда не стану художником – это точно! Слёзы наворачивались на глаза, слёзы разочарования. Глупец, а я-то думал, что близкие люди оценят мой талант.

- Да, это Димка, лет через 50–60! – хохотала мама. – Нет, ты посмотри сколько морщин…

- Какое-то новое направление в живописи, – язвил папа.

- Это я, меня блат лисовал, – улыбался Димка и совал свой рисунок моего «портрета».

Затем папу как будто что-то ударило по голове:

- Сын, ты где взял этот ватман?

- У тебя в комнате, там этих ватманов сколько хочешь!

- Мой проект, мой проект! Неделя бессонных ночей!

Всем вдруг стало не смешно. Вот так всегда великие художники преодолевают кучу препятствий и сложностей.

- Всё можно стереть, не переживай! – мама старалась уладить проблемы.

Где там! Димка не пачкался простым карандашом, он рисовал ручкой. Кроме того, мы случайно помяли ватманы и пролили немного сока. Этого нельзя было не заметить.

В этот вечер два человека в нашей квартире тяжело переживали: мой папа и я, старший сын. Мы оба простили и были прощены.

Но жилка воспитателя всё же дрожала в тот вечер. Пусть говорят, что на художника учатся всю жизнь, но нельзя смеяться над творческой натурой. Вот вырасту и прочту всем родителям лекцию о толерантности, пусть задумаются!

 

 

Галина ЛАТЫПОВА

 

ЗДРАВСТВУЙ, БЕЛЕНЬКИЙ СНЕЖОК

 

Вьётся беленький снежок,

Лёгкий, словно вата.

И несутся со всех ног

Во дворы ребята.

 

«Здравствуй, беленький снежок!» -

Говорит Алёнка,

Первый делая шажок

За руку с сестрёнкой.

 

Равнодушным наш сосед

Тоже не остался:

На крылечко вышел дед

И заулыбался.

 

«Здравствуй, первый день зимы.

Здравствуй, снег и ветер!»

Крепко зиму любим мы –

Взрослые и дети.

 

ЗОЛОТЫЕ РУКИ

 

Дедушка хорошенький

Смастерил Алёшеньке

Лыжи-скороходы,

Чтоб ходить в походы.

 

Дедушка весёленький

Сделал горку Оленьке,

Горку ледяную,

Гладкую такую.

 

Не сидится дедушке:

Сделал саблю Федюшке.

Тане и Оксанке –

Маленькие санки.

 

Рады внучки, рады внуки,

Хвалят золотые руки.

 

В ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ 

 

Воскресенье. День чудесный.

Выходной и вам, и мне.

Мы идём с весёлой песней

На прогулку по лыжне.

 

Подгоняемые ветром,

В царство Матушки Зимы

Километр за километром

Дальше в лес уходим мы.

 

Лес становится всё гуще,

Спит объятый дивным сном.

Ветку тронешь и бегущих

Осыпает серебром.

 

Вот девчёнка-непоседа

Ловко вырвалась вперёд.

Лихо мчится парень следом,

Но заметно отстаёт.

 

«Догони!» – кричит девчёнке

И ещё быстрей бежит

Словно эхом, смехом звонким

Лес разбуженный гудит.

 

Убегает вдаль дорожка

На исходе выходной.

Мы усталые немножко

Возвращаемся домой.

 

ЗИМОЙ

 

Под ногой скрипит снежок:

Знать крепчает стужа.

Стало чисто, хорошо,

Ни единой лужи!

 

 

Раскрасавица зима,

До чего ж опрятна,

Обновила все дома,

Поглядеть приятно.

 

Разрумянила она

Щёчки у Наташи,

Что ей лето, что весна,

Факт, зимою краше!

 

НОВОГОДНЕЕ

 

Новый год по городу шагает,

Дарит всем улыбки без конца,

Он сегодня ярко зажигает

В каждом доме ёлки и сердца.

 

Чтобы познакомиться поближе

С этим первым праздником в году,

Я с рассветом надеваю лыжи

И за город в ближний лес иду.

 

Снег глубок, но мне совсем не вязко.

Мчусь, как ветер, и душа поёт.

И передо мной лесная сказка

В красоте загадочной  встаёт.

 

Вот вспорхнула резвая синичка,

Заяц промелькнул в тени густой,

Сосенка в пуховых рукавичках

Мне кивнула белой головой.

 

Ёлочки весёлые, как дети,

Тянут лапки снежные ко мне…

На картины праздничные эти

Я любуюсь, как в чудесном сне.

 

Удивилась я б совсем немножко,

Если б из-за сосен и берёз

Вдруг, как в сказке, вышел на дорожку

Самый настоящий Дед Мороз

 

Вечереет. Понесло порошей,

Покидаю я волшебный лес…

Знаю, будет Новый год хорошим,

Хватит всем и счастья и чудес!

 

 

Семён КАРПОВ

 

КАРАНДАШИ

 

Мои друзья карандаши

Домов рисуют этажи,

Полями тропочки ведут,

Над речкой солнышком встают,

Играют,

              радугой цветут.

Очень цветом хорощи

У меня карандаши.

 

САХАРНАЯ СВЁКЛА

 

Я клонюсь над грядкою:

- Свёколку бы сладкую,

Сахарную, мне.

Но гряда ветвистая

Прячет сахаристую

Средь густых корней.

Нет. Самой не распознать -

Надо бабушку позвать.

Как бабуля подойдёт,

Свёклу с сахаром найдёт.

 

МАШИНА

 

А машина супер-класс,

Шик, мой новенький КаМаз,

Мчался, да и буксовал,

День в песочнице взвывал.

Хватит мчаться, громко выть -

Уж пора тебя умыть,

Всюду смою пыль водой -

Заблестишь как молодой.

 

СКОЛЬКО БЫЛО?

 

Задачка – не припевочка:

Три сливы на тарелочке,

Два яблока, а с ними -

Четыре огурца.

Все сливы до конца

Я незаметно съела.

В задумчивости села:

В тарелочке убыло…

Так сколько ж слив-то было?

 

ИНЕЙ

 

Побелело кругом,

Осень ночью тайком

В иней скрыло траву.

Поле, словно в мелу;

И лужайки, и лес

Побелели окрест.

От осеннего сна

Иней, как седина.

 

ПОЖАЛЕЮ

 

Ты одна что ль будешь плакать,

Слёзки так из глазок лить?

Посмотри-ка и собака

Начинает тоже выть.

Ах ты, внученька моя,

Дай с тобой поплачу я.

Разревёмся поживее -

Мама с папой пожалеют.

-Ы-ы-ы…Ы-ы-ы…

Папа, мама, где же вы?

 

КАЧЕЛЬКА

 

Э-э-эх…

Качелька -

Туда,

-Э-э-эх…

Качелька – сюда.

Качается внучка со мной,

Качелька ей, словно волной.

 

САМА

 

Все блюда – смак;

Я их сама

Сготовила, друзья, -

Чему и рада я.

За пять минут

Сто разных блюд, -

Нисколько не хвалюсь, -

Отличнейших на вкус.

Гостей люблю -

Всех накормлю:

И кукол, и зверят.

Ах, довольнёшеньки они -

«Спасибо» говорят.

 

Перевод с удмуртского Василия Глушкова

 

 

Гузель ИСХАКОВА

 

УМНАЯ МЫШКА

 

Встретились как-то кошка и мышка.

Мышка вскричала: «Ой, мама, мне крышка!»

 

Кошка сказала: «Я съем тебя, мышка

Только чего-то худая ты слишком»…

 

Пискнула мышка: «Я вмиг потолстею,

Только пусти ты меня, я успею.

Я прибегу к тебе, сбегаю в норку,

Съем свою старую хлебную корку».

 

Кошка сказала: «Ну, ладно, иди,

Только назад непременно приди!»

 

Мышка ушла, а глупая кошка

Долго ждала и смотрела в окошко.

 

Мышка осталась сидеть в своей норке

И не притронулась к высохшей корке.

 

Я РАСТУ!

 

Зайка, зайка-побегайка!

Ты – веселый, озорной.

Зайка, зайка! Поиграем,

Поиграем мы с тобой!

 

У тебя цветные уши,

Из пластмассы сделан нос.

Лапки задние из плюша.

Далеко ты не уйдешь.

 

Я к тебе ползу, ползу.

Вот. Поймала! Укушу,

Крепко-крепко обниму…

Я расту, расту, расту!

 

ОТРАДА

 

У цветочного ларька

Мне купили хомяка.

С ним играть теперь я рада

Дни и ночи напролет.

 

Хомячок! Хомячок!

Серый, пухленький бочок!

Ты – души моей отрада.

Ты – души моей полет.

 

ТОЛСТЫЙ БЕГЕМОТ

 

В жаркой Африке живёт

Очень толстый бегемот

И огромный свой живот

Он с большим трудом несёт.

 

У него спросили мы:

- Отчего вы так полны?

Отвечает бегемот:

- Какой рот, такой живот.

 

Водоросли я люблю,

Их жую, жую, жую…

Много ел, много спал,

От того и толстым стал.

 

ЗАГАДОЧНЫЙ ЯЗЫК

 

У нас Алиса умница.

Когда идём по улице,

Задумчиво молчит,

По сторонам глядит.

 

А как домой придёт,

Рассказ свой заведёт:

«Ля-ля, га-га, ди-ди», -

Пойми! Переведи!

 

Лишь кошка понимает

Загадочный язык,

Алисе отвечает:

- Мурлык, мурлык, мурлык.

 

МОЁ ЛЕТО

 

Как люблю я огород.

Кто здесь только не живёт!

И морковка, и лучок,

И букашка, и жучок.

 

А ещё живёт тут лето,

В яркий сарафан одето, -

Огуречный, земляничный,

Помидорный и клубничный,

Облепиховый, вишневый,

Тыквенный и кабачковый.

 

ПРО БАРАНА

 

Посмотрите на барашка –

Он красивый, весь в кудряшках.

Только видно всем без лупы,

Что упрямый он и глупый.

 

ПОРОСЁНОК

 

Спи спокойно, поросенок,

Ты у нас еще ребёнок.

Хвостик, как крючок,

Круглый пятачок.

 

ЩЁТКА

 

Новые ботинки

Не боятся щётки,

Ведь она для массажа,

А не для щекотки.

 

СИНИЙ КИТ

 

Пусть поменьше океана

Моя розовая ванна,

Но живёт в ней редкий вид –

Из резины синий кит.

Плавает туда-сюда –

Ему нравится вода!

 

ЧАК-ЧАК

 

Свадьба или юбилей,

Полон дом родных, друзей –

На столе стоит Чак-чак,

Без него нельзя никак.

 

Аппетитный, золотистый,

Медом он полит душистым.

В торжество большая роль

Среди блюд Чак-чак – король.

 

Так и тает он во рту,

Отказаться не могу.

Знают русский и коряк

Блюдо сладкое Чак-чак.

 

СЛОН

 

Жил однажды толстый слон.

Модный он держал салон.

 

Приходили к нему львицы,

Он напудривал им лица.

Длинноногие кобылы

Причесаться заходили.

 

Забегал порою волк –

Маникюр слон делать мог.

Даже белая коза

Приходила иногда.

 

Слон в лесу считался асом

В своем деле первоклассным,

Всех зверей он наряжал,

Пудрил и преображал.

 

На себя же бедный слон

Денежки не тратил.

И ходил лохматый он

И пиджак не гладил.

 

Все минуты у него

Дело отнимало.

На себя, на самого

Времени не хватало!

 

Я – РЫБАК!

 

Не играю я в футбол,

Из-за роста в волейбол

Не берут меня ребята.

- Подрасти, – кричат, – хотя бы!

 

Не катаюсь на коньках,

Клюшку не держал в руках,

И не бегаю на лыжах -

Мне другой вид спорта ближе.

 

К речке с удочкой с утра

Мне опять спешить пора.

Удивить ухою всех –

Для меня большой успех!

 

 

Олег КОРНИЕНКО

 

«ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА»

 

Летчику-космонавту РФ Михаилу Корниенко

 

Валерик с детства мечтал стать космонавтом. Тимка тоже мечтал стать космонавтом, потому что стать космонавтом мечтал Валерик. Они регулярно делали зарядку и закалялись – готовились к своему полёту. А к нему надо быть всегда готовыми.

- В школу надо ходить пешком, а не на троллейбусе ездить, – заметил как-то Валерик. – Это тоже тренировка.

- Ходи, кто тебе не дает, – заметил Тимка. – У меня другая система.

Какая – Тимка не говорил, а вот Валерик по своей системе часто в школу опаздывал.

А однажды на уроке физкультуры у Валерика закружилась голова. Школьная медсестра дала ему понюхать нашатырного спирта и отправила домой.

- С таким вестибулярным аппаратом в космос не пустят, – заметил вечером дядя Толя – отец Валерика.

- И что же делать? – спросил Тимка.

- Тренировать: рейнское колесо, лопинг.

Ребята от незнакомых слов притихли.

- В детском парке есть аттракцион «Петля Нестерова». Это то, что вам надо! – подсказал дядя Толя.

- Так и называется – «петля»? – удивился Валерик.

- Так и называется: «Петля Нестерова» по фамилии лётчика Петра Николаевича Нестерова, который впервые выполнил в небе эту фигуру. – Вы это видели в мультфильме «Ну, погоди!»

- Ура! – закричали радостно ребята.

Через полчаса Тимка и Валерик уже сидели в кабине маршрутного такси. По дороге в детский парк Валерик представлял как они сядут с Тимкой в кабину самолёта, пристегнутся ремнями, и начнут накручивать круги один за другим.

Но возле аттракциона их ждала очередь. Не большая, а всё-таки очередь.

Ребята забеспокоились. А тут ещё женщина-контролер:

- Ребята, а вам не рано на этом аттракционе кататься?

- Да вы что, – возмутился Валерик. – Мы уже год как ходим в Школу юных космонавтов.

- Ну-ну, – покачала головой женщина-контролер, и покрепче пристегнула ребят.

- Готовы? Поехали!

Зажужжал винт на носу самолёта, но он вместо того, чтобы сорваться с места, сонной мухой пополз вперёд. Когда самолёт задрал нос, деревья парка ушли под крыло и ребята увидели голубое небо. Но вот кабина самолёта оказалась внизу и, Валерик понял, что это катастрофа. Висеть головой вниз на глазах у всех было не очень весело. Он мысленно толкал самолет, а тот еле полз. Ещё немного, подумал Валерик, и ремни не выдержат.

- Ты как? – дрожащим голосом крикнул Валерик.

- Самочувствие отличное! – ответил Тимка, и от этого Валерику стало ещё страшнее.

Когда самолёт наконец выровнялся, Валерик понял что на больше его не хватит. И хотел попросить женщину-контролёра остановить самолет. Он только открыл рот, как самолёт опять покарабкался вверх, и вскоре Валерик, точно мультяшный Волк, опять повис головой вниз. В ремни он не верил, а потому изо всех сил вцепился в сиденье. Валерику не хотелось так рано погибать. А как же космос? А слава? Если с самолётом что-то случится, то памятник ему поставят, скорее всего, возле кассовой будки аттракциона. Или назовут его именем эту кассовую будку. Незавидная перспектива!

И Валерик закричал.

- А-а! Тётенька, остановите!

Закричал, потому что было страшно. И потому, что он увидел в толпе папу, который кого-то искал.

- Папа, останови самолёт!

Но самолет папу не послушался и по инерции, жужжа винтом, опять пополз вверх. Валерик успел заметить как папа метнулся к женщине-контролёру и принялся ей что-то объяснять. И вскоре винт на самолете замер, но самолет сделал ещё один оборот, прежде чем остановился.

Домой они возвращались молча. Валеркин папа шёл впереди и то и дело оглядывался на притихших друзей. Каждый думал о своём. Тимка представлял себя за штурвалом настоящего космолёта; Валерик глядел себе под ноги, которые уверенно шагали по тротуару, и не мог понять: что случилось? Почему он кричал?

А дядя Толя думал, что скажет расстроенной жене…

- Ничего, со всеми такое может случиться. Просто, всегда надо реально оценивать свои возможности. Но вы – молодцы, если не побоялись повторить подвиг Нестерова.

И ребята впервые за этот день радостно переглянулись.

Дома Валерик попросил отца показать ему фото Петра Нестерова. Затем они с Тимкой долго разглядывали в энциклопедии стройного летчика в фуражке и с кортиком на боку, а также приземистый моноплан «Ньюпор-4», на котором летчик выполнил свою «мертвую петлю».

- Дядя Толя, – спросил Тимка. – А если бы Петр Николаевич жил сейчас, он стал бы космонавтом?

Папа Валерика тоже посмотрел на фото прославленного лётчика и ответил:

- Я думаю, что стал.

- А я тебе что говорил, – посмотрел Тимка на Валерика, и поверх фамилии «Нестеров» в энциклопедии вывел карандашом – «касманавт».

 

АВТОГРАФ «КОСМОНАВТА»

 

…Если некоторые люди тратят целые года, чтобы завоевать популярность или славу, то пятиклассник Фёдор Тарасов стал «звездой школы» за один урок. А причиной всему – обычная контрольная по математике. Нет, Федька любил математику. Просто математика не любила его. А значит, кто-то должен уступить. Уступить решил Федька. Точнее, слинять с контрольной.

- Если математичка спросит – придумай что-нибудь, – попросил он Антона – соседа по парте. – Скажи: тетрадь дома забыл, а лучше – заболел.

- Заболел, так заболел, – согласился Антон. – А чем?

- Свинкой, например.

Привычные сорок пять минут тянулись непривычно долго. Федька прятался за кустами на другой стороне улицы и поглядывал то на часы, то на входную дверь школы, а потому и не заметил, как рядом остановился мужчина и спросил:

- Мальчик, это 19-я школа?

- Да, 19-я. А что?

- Ничего, спасибо…

И пошел дальше. На пиджаке у него блеснула звезда Героя России!

Как только прозвенел звонок, и на улицу высыпали школьники, Федька поспешил в класс. Но до класса он не дошёл: его внимание привлек плакат на доске объявлений. Он сообщал, что завтра в актовом зале состоится встреча с выпускником школы – летчиком-космонавтом России. Но больше всего потрясло фото космонавта. В нём Федька узнал мужчину, с которым только что разговаривал.

И он помчался в класс.

- Видел? – спросил он Антона, бросив сумку на парту.

- Что видел?

- К нам придёт космонавт.

- А я думал: ревизор. И что?

- А то, что я только что с ним общался!

- На орбите?

- В кустах.

- Ну, ты даешь! – хлопнул товарища по плечу Антон, и все вокруг заулыбались. – Он что, обещал тебя к себе в отряд космонавтов забрать?

- А что, всё может быть, – сказал Федька. – Так что спешите брать у меня автографы.

- Мне автограф! Мне! – заорали одноклассники и начали совать Федьке записные книжки, школьные дневники и просто чистые листочки.

Федька не сразу заметил, что уже начался новый урок, и в класс вошла Клавдия Степановна – классный руководитель. Он пыхтел, раздавая автографы. Во время урока Клавстепановна то и дело поглядывала на Федьку. Наверное, обиделась, что он не дал ей автограф, – решил Федька. Нашла из-за чего дуться. Не получилось на уроке, наверстаем после. Для своих – без проблем и очереди.

Но в учительской Клавстепановна отказалась от автографа юного космонавта и оставила в Тимкином дневнике свой: «Уважаемые родители Тарасова Фёдора, жду вас завтра в школе в течение дня!»

Нет, что ни говори, а тернистый всё-таки путь в космос!

 

БЕЗ ОБЕДА

(рассказ о детстве писателя А.Н.Толстого)

 

Лёля посмотрел на часы-будильник, потом на матушку и, захлопнув книгу, прильнул к окну.

- Пойду я, мамулечка. Этот Щербаков, если б хотел кататься, давно пришел бы. – И он начал торопливо одеваться, ругая про себя товарища-одноклассника. – Как пить дать, инспектора испугался.

- На Крымзе и Ерике кататься гимназистам запрещено, – напомнила Александра Леонтьевна сыну указание инспектора училища. И добавила: «Чувствуешь, что замерзаешь – сразу домой…»

- А я на Сызранку. Про Сызранку, ведь ничего не говорилось?

Ветер на улице встретил Лёлю неприветливо, гоня по булыжнику Большой душную пыль. Несмотря на ноябрь, снега не было, но мороз и стылый ветер напоминали: уже зима, и это делало улицу полупустынной, хотя время от времени мимо проносились экипажи, сворачивая в Соборный переулок или замирали у ресторана «Европейские номера»; сжавшись от пронизывающего ветра, спешили куда-то деловые приказчики и редкие прохожие

Лёля поднял воротник осеннего пальто (портной никак мерку на шубу не снимет), и боком, зажав под мышкой коньки, зашагал в сторону Часовой башни.

Пройдя квартал, Лёля свернул направо за аптечный магазин и вышел на Симбирскую. Решил по пути заглянуть на Крымзу, которая перед Волгой сливалась с Сызранкой, и проверить: катается ли там кто-нибудь.

Оставив позади мельницу Калашникова, Лёля вышел наконец к Крымзе, которая перед мостом образовывала небольшой пруд. Двое мальчишек в валенках, падая, пытались поймать третьего – на коньках. Лёле захотелось рассмотреть ребят поближе: закрымзенские это или из реального?

С интересом наблюдая за ледовыми «догонялками», Лёля не заметил как рядом остановился мужчина в зимнем форменном пальто с каракулевым воротником.

- Реалист Толстой?

Лёля обернулся и от неожиданности чуть не выронил коньки: перед ним стоял инспектор реального училища Александров.

- Добрый день… Александр Иванович,- только и смог выдавить подросток.

- И это всё, что вы хотите мне сказать? – на тонких губах инспектора мелькнуло что-то вроде ехидной улыбки.

Лёля хотел было объяснить господину инспектору, что он здесь чисто случайно, что он вообще-то собирался на Сызранку, но слова точно пресный творог, застряли в горле. Впрочем, инспектор и не ждал объяснений.

- Мало того, что в училище ведёте себя безобразно, вы и сегодня выказали явное непослушание, – бросил он растерянному реалисту и, не дожидаясь ответа, перешёл улицу и зашагал прочь от Крымзы.

Кататься расхотелось. Дома Лёля чистосердечно рассказал обо всём матушке.

- Теперь меня точно в карцер посадят.

- Выходит, ты не совсем верно понял слова инспектора. – Она бросила в чайник несколько щепоток чая и, залив его кипятком, поставила на конфорку.- Давай пить чай и садись за уроки…

Лёля открыл учебник геометрии – они проходили параллельные линии, – но мысли его вертелись вокруг сегодняшнего случая. И он не сразу сообразил, зачем матушка достает бумагу, чернила, уточняет имя-отчество инспектора. Верно, собралась писать письмо отцу.

Александра Леонтьевна действительно села за письмо, но только инспектору. Она просила объяснить ей суть инцидента возле Крымзы.

Придя назавтра в училище, Лёля передал письмо инспектору и поспешил в класс.

Уроки ещё не окончились, когда Александре Леонтьевне передали бумагу-ответ, в которой говорилось, что её приглашают в реальное училище для объяснений. Не теряя времени, она быстро собралась.

…Александра Леонтьевна посмотрела на будильник – четвертый час. Так поздно Лёля ещё не приходил. Неужели всё-таки карцер? Но ведь они так мило поговорили с инспектором и расстались очень довольные друг другом. Инспектор жаловался, что мальчик не слушается и делает всё «напротив того, что велено». Вспомнил для убедительности старое, когда Лёля шёл в училище расстёгнутым, когда баловался на уроке Закона Божьего, когда забыл дома классную тетрадь, за что был оставлен без обеда…

- А вчера на уроке… – инспектор достал платок и, отвернувшись, высморкался. – Простите… Он бросил губку через весь класс. Учитель ему: «Толстой, вы что, не могли нормально положить губку на место?» – «Мне лень было вставать», – отвечает. – Как вам это нравится? – Он задумался…

Александра Леонтьевна попыталась объяснить поведение сына его характером, но инспектор не дал ей договорить.

- У нас, милейшая Александра Леонтьевна, реальное училище, а не пансионат благородных девиц. А каково после этого учителю? Поймите меня правильно: я нисколько не предубеждён против вашего сына, но как инспектор, не могу оставить этот случай без

наказания.

Александра Леонтьевна не могла не согласиться с позицией инспектора, хотя догадывалась, что в дурном мнении о Лёле большую роль играет сын инспектора, с которым Лёля учился. Она знала, как Лёля может быть неприятен и резок с теми, кого он не любит.

…Хлопнула парадная дверь подъезда и по мёрзлым ступенькам дома сестер Александровых, где квартировали Толстые, застучали быстрые шаги. В комнату вбежал, с красным от ветра лицом, Лёля.

- Ну что, разбойник, карцер?

- Один час без обеда! – точно приговор, объявил сын и, сбросив ранец и пальто, прижался посиневшими руками к натопленной печке.

- Мамулечка, давай кушать!

 

ПИРОЖНОЕ

 

- Мам, я пирожное хочу, – сказала Леночка и посмотрела в окно. На тротуаре, провожая прохожих любопытным взглядом, сидела красивая чёрная собака. Белая полоска шерсти у неё на шее походила на ошейник.

- Ты же ещё вчера последнее съела, – ответила мама. Она мыла посуду после завтрака. – Вот пойду в магазин, ещё куплю.

- Я сама могу купить, – предложила Леночка. – Что я маленькая?

Мама с улыбкой посмотрела на дочь, прошла в коридор к туалетному столику и достала из сумки кошелёк:

- Вот тебе деньги и будь, пожалуйста, повнимательней на дороге. И не вздумай опять кормить пирожным собак.

- Хорошо-о! – крикнула, скачущая по ступенькам Леночка.

…Пирожное пахло вкусно, но она старалась не смотреть на кремовые, точно настоящие ягоды клубники в корзиночке из песочного теста.

- Папу с мамой угощу и мне кусочек останется, – подумала Леночка вслух и порадовалась своему решению.

Где-то на пол-пути к своему дому ей показалось, что за ней кто-то идет. Она обернулась и увидела собаку. Ту самую собаку, которую видела из окна кухни. Собака жила в их дворе и звали её Шарик.

Леночка остановилась. Шарик тоже. Он завилял хвостом и, облизываясь, уставился на пирожное.

- Нельзя, Шарик. Мама ругаться будет, – сказала она собаке и, переложив пирожное в другую руку, поспешила дальше.

Шарик, не отставая, настойчиво бежал следом. Глаза его виновато моргали, будто говорили: «Разве я виноват, что собаки тоже любят пирожные?»

- Ну что мне с тобой делать? Ведь попадёт мне от мамы. Я завтра тебя угощу, а сегодня пирожное надо обязательно донести. Ты меня понимаешь?

Шарик не хотел понимать и с надеждой смотрел то на пирожное, то на девочку. И Лена решилась: «Ну, разве что кусочек…»

Она аккуратно отломила половину пирожного и положила его на бордюр. Шарик мгновенно проглотил пирожное.

- Хватит, Шарик, отстань! – приказала Леночка.

Но Шарик не отставал и она на ходу начала объяснять ему, что оставшаяся половинка – для папы и мамы. Что она не может её отдать, она и сама сегодня осталась, скорее всего, без пирожного. Но во взгляде собаки было столько мольбы, что Леночка не выдержала: «А вдруг у Шарика сегодня день рождения?».

Шарик радостно завилял хвостом, точно понял слова девочки.

Когда Лена дошла, наконец, до своего подъезда, в руке у неё остался лишь клочок обёрточной бумаги с крошками и жирным пятном. Она скомкала его и бросила в урну, похожую на пингвина.

 

ШАГИ ЗА ДВЕРЬЮ

Ирине Токмаковой

 

Стёпка жил в небольшом посёлке и давно мечтал сходить в зоопарк или цирк. Зоопарк был в другом городе. Там жил дядя Коля, ехать к которому на электричке часа три. Стёпку одного не отпускали – мог заблудиться в большом городе.

Всё решил телефонный разговор с дядей. Договорились, что здесь Стёпку посадят на электричку, а там дядя встретит его.

Но дяди на станции не оказалось. Стёпка подождал некоторое время, и когда большая стрелка на вокзальных часах перескочила на другую цифру, подошёл к полицейскому:

- Вы не знаете, где улица Совнаркома, дом 8?

- Совнаркома? Это идёшь прямо и упираешься в кинотеатр. А первый дом слева – твой.

Стёпка шел по улице и рассматривал витрины магазинов. В одной из них он увидел чучела и клетки.

- ZООмагазин, – прочитал Стёпка и без колебания открыл дверь.

Чего здесь только не было! Прозрачная стена из аквариумов с разными рыбками, хомячки, декоративные кролики, много скрипучих попугайчиков, о которых давно мечтал Стёпка. Одним словом, всё что угодно, кроме слона. Слон ждал Стёпку в зоопарке, а потому Стёпка поспешил на выход.

Он быстро отыскал дом дяди и его шестую квартиру. На звонок никто не вышел. Стёпка позвонил ещё раз, и ещё…

И вдруг Стёпке послышались шаги. За дверью дяди Колиной квартиры кто-то ходил. Стёпка перестал дышать и прислушался: шаги то удалялись, то снова осторожно приближались.

Он нажал на кнопку звонка.

-Дядя Коля, откройте! Это я, Стёпка!

Нет, ему не почудилось, по коридору кто-то ходил: быстро-быстро туда-сюда. Стёпка опять требовательно позвонил. Но никто не откликнулся, и дверь не открыл.

Он сел на ступеньки, прижал к себе рюкзак и прислонился к стенке…

Его разбудил дядя Коля.

- Ты давно сидишь? Я уже все электрички встретил – нет тебя. Хотел уже звонить родителям – узнавать: в чём дело.

- У вас кто-то за дверью ходит, – сказал Стёпка.

- А это мы сейчас посмотрим, – улыбнулся дядя Коля, открывая дверь.

Навстречу им из кухни выбежала газета.

Когда дядя включил свет, газета развернулась на месте и покосолапила в тёмную комнату.

- Это ёжик. Постель на ночь готовит, – пояснил дядя.

- Ёжик? – удивился Стёпка.

- Ну да, ёжик. Недавно у подъезда в кустах подобрал, Лапку, видно, поранил. Подлечу его маленько, а потом в зоомагазин сдам на чучело. Какие ни есть, а деньги.

Ночью Стёпка несколько раз просыпался и слышал как шуршит газетами ёжик.

Когда утром он проснулся, в комнате никого уже не было. На столе лежала записка: «Завтрак на плите. В зоопарк пойдем завтра». Рядом лежал ключ, скорее всего, от квартиры.

И тут он вспомнил про ёжика. Ёжика нигде не было. Неужели уже отнёс? – испугался Стёпка.

Он прошел в другую комнату и заглянул под шкаф. Там шевелились обрывки старых газет. Это сонно дышал ёжик. Рядом стояло пустое блюдце.

Стёпка быстро выложил привезенные дяде гостинцы из рюкзака. Одно яблоко он оставил на обратную дорогу. Достал носовой платок и положил в него сонного ёжика.

«Мы с ёжиком паехали дамой. Стёпка», – написал он на обратной стороне записки.

Дорога к станции шла направо. Стёпка повернул налево, в городской парк.

Он прошёл вглубь парка, вырыл под кустиком ямку, выстелил её травой и осторожно положил в неё спящего ёжика.

В животе заурчало от голода. Он вспомнил про яблоко. Наливное, душистое, оно еле помещалось в Стёпкиной ладони.

- Я только немножко… – сам себе сказал Стёпка. Он положил надкушенное яблоко рядом с ёжиком и зашагал в сторону железнодорожной станции.

 

 

Виктор ИГОШИН (сын)

 

О ПАПЕ

 

Папа может много: может суп сварить,

Может мат поставить, может гол забить.

 

Может сочинить мне сказку и стишок,

На любой вопрос мой он ответить смог.

 

Если я случайно что-нибудь сломал,

Папа не ругает, он починит сам.

 

Мне с любимым папой нравиться играть.

И таким как папа я желаю стать.

 

О МАМЕ

 

Мама утром разбудит ласково,

Перед сном прочитает сказку мне.

И улыбка её и глазки

Лучше, чем у принцессы в сказке.

 

О ТОМ, КАК ПЛОХО НЕ ЧИТАТЬ

 

Мальчик ленивый читать не любил

И как-то утром все буквы забыл.

Не может сказать он, что хочет, бедняжка,

Сладкий пирог или манную кашку.

На школьном уроке не смог он в тетрадь

Нужные буквы в словах написать,

В музее узнать, кто же автор картины,

Пакетик кефира купить в магазине,

На карте настенной найти города -

Да, с этим мальчишкой случилась беда.

 

Но, папа и мама спасли человека

И записали в библиотеку.

 

 

АЗБУКА

 

А

Белый АИСТ букву А

В АЛФАВИТ принес сперва.

 

Б

Вот БАРАН издал звук бе –

Он увидел букву Б.

 

В

ВОРОБЕЙ нашел в траве

Червяка как букву В.

 

Г

ГВОЗДЬ на скрюченной ноге –

Не прямой, а буквой Г.

 

Д

ДРОЗД, скажи, твой домик где?

ДОМ в уютной букве Д.

 

Е

Умывались на реке

Наш ЕНОТ и буква Е.

 

Ё

Посмотри, как смотрит

ЁЖ Он на букву Ё похож.

 

Ж

Каждый знает этот звук –

Буква Ж жужжит как ЖУК.

 

3

Страшно ЗАЙЦУ при грозе,

С ним дрожит и буква 3.

 

И

Если клюнут ИНДЮКИ,

Сразу крикнешь букву И.

 

Й

ОЙ, поранил палец свой.

Нужен ЙОД и бинт тугой.

 

К

КОШКА вместе с буквой К

Просят миску молока.

 

Л

Фрукт ЛИМОН на букву Л.

Кислый он, хотя созрел.

 

М

С буквой М МЕДВЕДЮ мило

МЁД на М, на М МАЛИНА.

 

Н

Как настырный НОСОРОГ

Н толкает буквы вбок.

 

О

Даже ОСЛИКУ легко

Обнаружить в слове О.

 

П

Мы сегодня с ПОПУГАЕМ

П усердно повторяем.

 

Р

РЫСЬ прекрасно знает Р,

Подает другим пример.

 

С

СЛОН лениво фрукты ест,

Выгнул хобот буквой С.

 

Т

Словно кошка на тахте

ТИГР спит на букве Т.

 

У

Букву У везет УЛИТКА

По тропинке до калитки.

 

Ф

ФИЛИН высоко сидит

И на букву Ф глядит.

 

X

Цвет сменил ХАМЕЛИОН –

Ха-ха-ха, забавный он.

 

Ц

Ждёт ЦЫПЛЁНОК на крыльце

К себе в гости букву Ц.

 

Ч

Буква Ч и ЧЕРЕПАХА

В панцирь прячутся от страха.

 

Ш

Этот ШАРФ для малыша,

Полосатый, с буквой Ш.

 

Щ

Сможет грязь убрать с плаща

ЩЕТКА в виде буквы Щ.

 

Ъ

Сделать твердым звук и слог

ТВЕРДЫЙ ЗНАК тебе помог.

 

Ы

Нет, конечно, слов на Ы

Но мЫ знать её должны.

 

Ь

На больших санях в метелЬ

МЯГКИЙ ЗНАК привез оленЬ.

 

Э

ЭСКИМО в твоей руке

В упаковке с буквой Э.

 

Ю

Посмотри-ка на ЮЛУ,

Как танцует с буквой Ю.

 

Я

Всем по ЯБЛОКУ дала

В алфавите буква Я.

 

Вот теперь ты знаешь – да?

БУКВЫ ВСЕ от А до Я.

 

 

Геннадий БОЧКАРЁВ

 

ПЕТУХ ПРОША

 

У любого земного существа есть характер. Порой непростой, противоречивый, но всегда неповторимый. А если его не замечаем – не хотим или невнимательны.

Жил у нас петух. Звали его Проша. Имя мирное, а петушок с рождения имел характер боевой, задиристый. Вначале его наскоки смотрелись забавно, но всем стало не до смеха, когда он подрос. Проша установил вокруг дома ему только ведомую границу и бдительно её охранял. Не дай бог чужаку вторгнуться на его территорию! Тут уж он ни себя, ни противника не жалел.

Ладно бы дело касалось только соседских петухов, собак, кошек и другой домашней живности, так он и людям проходу не давал. На почтальона налетал с таким напором, будто до смерти заклевать намеревался. Конечно, женская психика не выдерживала, и мы оставались без газет.

Как-то один наш знакомый решил зайти, излить душу – навеселе был. Проша – на него. Пьяному и море по колено – попытался пнуть петуха. Проша рассвирепел. Взлетел обидчику на плечо и давай «дубасить» клювом по голове… Враз весь хмель выбил. С трудом «птичку» утихомирили.

Жалоб на петуха было – хоть отбавляй. Другого давно бы в суп отправили, а этого жалели – красив больно. И обязанности свои выполнял исправно, подход к курам имел.

А тут ещё взбрело ему в голову под проезжающими грузовиками пробегать. То ли судьбу испытывал, то ли перед курами храбростью хвастался. И каждый раз ему везло – умудрялся меж колес проскочить. Справедливости ради, надо сказать, что машины в то время по нашей улице ездили редко.

Шофёры жаловались, соседи в голос: «Петух-то совсем свихнулся, заколите, пока не задавили». А как такого красавца жизни лишать?!

Но не зря говорят, что характер – это судьба. Однажды сложил свою буйную голову Проша в неравной схватке со злой псиной.

 

СТЁПУШКА

 

Кот был дьявольски красив. Красив своей дикой мощью, тигровой окраской и рысьими кисточками на ушах. Его зеленоватые глаза светились умом и дерзостью. Он, казалось, никого и ничего не боялся. Коты старались не показываться ему на глаза, даже собаки избегали с ним встреч. Звали его необычно – Степаном.

Хозяйка кота, девочка лет семи, невысокого ростика, с волосами цвета спелой пшеницы и вечно разбитыми коленками, обычно в поисках любимца выходила на улицу и с милым надрывом кликала: «Стёпа, Стёпушка!..»

На зов непременно из-за какого-либо угла выскакивал зеленоглазый, усатый-полосатый. Казалось, живой снаряд вот-вот снесёт девочку, но каждый раз кот умудрялся где-то в метре от неё остановиться и превращался в большую меховую игрушку. Девочка гладила любимца и приговаривала: «Молодец, маленький. Умный котик. Сейчас пойдем кушать, а потом ещё погуляешь». Степан в знак согласия тёрся мордочкой о её колени и громко мурлыкал. Она поднимала «маленького» на плечо, при этом хвост его волочился по земле.

Однажды я поинтересовался у девочки про любимца. Выяснилось, что кот живёт у неё второй год, а до этого – у бабушки, в деревне. Где прославился разудалым характером и… катанием на гусях.

В один прекрасный день Степан сидел на изгороди. Все дела он переделал, поэтому скучающим взглядом осматривал окрестности. В это время со двора, важно вышагивая, гуси направились на пруд. Котофеич, видно, решил развлечься – прыгнул на самого важного гусака. Истошно гогоча, тот рванулся вперед, а за ним с диким шумом – вся стая. До самой воды гарцевал на гусаке Степан.

Забава ему понравилась, что нельзя сказать про гусей. Они перестали покидать двор, если видели полосатого наездника на изгороди. Но кот был хитрее. Бабушка устала гонять и наказывать баловника. Она не без основания считала, что гуси от этого плохо прибывают в весе, усатому-полосатому грозили большие неприятности. Пришлось девочке взять любимца в городскую квартиру.

Степан долго привыкал к новым условиям жизни, много понадобилось терпения маленькой хозяйке. Повезло коту! А может, девочке… Но, думается, больше повезёт тому, кого полюбит она, когда вырастет, уметь любить – это так важно!