IV Форум млодых писателей России

 


Писательство — профессия или хобби? А может быть, своего рода шизофрения? Или, наоборот, дар божий? Риторические вопросы не требуют ответов. Лев Толстой записал в дневнике: «У мечты есть что-то не доступное реальности, у реальности что-то не доступное мечте. Должно быть, писать — значит пытаться преодолеть эту несовместимость».

Ну а что есть чтение художественной литературы? Это, конечно, и способ познания мира, и образовательный процесс, и времяпрепровождение.

В мире уже накоплен океанических размеров багаж этой самой литературы. Простому смертному всё не перечесть. Однако и пишут, и пишут. Тяга к самовыражению неистребима. Вот только — кто пишет? как пишут? о чем и где? (Любопытство тоже двигатель жизни.) На последние вопросы уже четыре года пытаются ответить сотрудники Российского фонда социально-экономических и интеллектуальных программ (СЭИП).

Сегодня даже многие именитые писатели чувствуют себя в изменившимся мире не совсем уютно. Что говорить о прочих, о тех, кто только пробует свое перо. Как им найти дверь к читателю и открыть ее? И вот появился некий маяк под названием Форум молодых писателей России. Именно такую форму избрали сотрудники вышеназванного фонда, чтобы поддержать начинающих писателей, помочь им понять друг друга, сориентироваться в разрозненном сегодня литературном мире. А главное — приоткрыть эту самую дверь. Последний, четвертый, Форум состоялся в октябре прошлого года в пятидесяти километрах от Москвы в пансионате «Липки».

Справедливости ради следует назвать и других организаторов Форума. Это Конгресс российской интеллигенции, журналы «Вопросы литературы», «День и ночь», «Дружба народов», «Знамя», «Иностранная литература», «Москва», «Наш современник», «Новый мир», «Октябрь», «Пролог», «Простоквашино», «Современная драматургия». Поддержку Форуму оказали администрация президента России, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, правительство Москвы, региональная общественная организация «Открытая Россия», группа компаний «Норма» и целый ряд других организаций. Уже из этих перечислений видно, насколько солидным стало мероприятие.

Открыл IV Форум, как и положено, президент Фонда СЭИП Сергей Александрович Филатов, кандидат технических наук, член Союза писателей Москвы и Союза журналистов России, человек в общественной, культурной и политической жизни страны заметный и значительный.

Маленькое отступление. По результатам первых форумов около ста молодых авторов по рекомендации известных мастеров опубликовались в «толстых» литературных журналах, выпустили свои книги, печатались в двух выпусках издательства «Вагриус», в коллективном сборнике лучших работ Форума «Новые писатели». 10 участников форума получают стипендии Министерства культуры России, 7 человек в составе официальной делегации были приглашены на Франкфуртскую книжную ярмарку 2003 года, двое были на Варшавской ярмарке 2004 года, четверо награждены премией Благотворительного резервного фонда «Вдохнуть Париж». Сегодня фонд Сергея Филатова имеет прочные связи с молодыми писателями в большой части регионов России и ближнего зарубежья.

Для участия в IV Форуме было отобрано полторы сотни молодых людей из 52 регионов России (по представленным работам). Заявок, понятно, было во много раз больше, так что конкурсной комиссии, в которую входили известные прозаики, поэты, переводчики, драматурги и критики, пришлось упорно трудиться более полугода.

Наконец предварительная работа осталась позади. В «Липках» на неделю поселились молодые, энергичные, неординарные, пытающиеся объять своим творчеством необъятное, люди. И среди них каждый день этой необычной недели можно было встретить тех, чьи имена не требуют больших представлений. Михаил Швыдкой, Михаил Рощин, Александр Кушнер, Вячеслав Пьецух, Василий Аксенов, Эдвард Радзинский, Владимир Маканин, Светлана Алексиевич, Эдуард Успенский, Татьяна Бек. Список можно было бы и продолжить. Наплыв литературных и других знаменитостей особенно насыщенным был в первый день. Кто-то даже полусерьезно обронил: «Столько небожителей в одном месте».

О чем говорили на Форуме? О многом, не только о творчестве, хотя эта тема была приоритетной. Как понимается творчество в контексте жизни, можно передать лишь стенографически, отрывочно и сумбурно.

 

…Писательство — одинокая работа. Что-то вроде «наедине со смертью».

…Мы все сегодня находимся на руинах будущего. Всё стало другим, даже смерть стала другой. Светлое будущее по Чехову нас уже не ждет. Интеллектуалы во всем мире испытывают одиночество. Раньше мир не был, конечно, таким интересным, но он был защищен. А мы ничего не наработали в нем, кроме иллюзий.

…Прежняя информация устарела. Ее нужно пополнять. Сейчас она считывается людьми с чего угодно — с лиц, с движений. И для всего надо найти новые слова. Маститые писатели похожи на шаманов. У них уже нет энергии. Не так просто избавиться от собственных идей, отлучиться от своего опыта.

…Чтобы сделать прорыв, необходимы неимоверные усилия. Иначе мы все можем оказаться на задворках истории.

…Уже появляются новые интонации, новый звук.

…Россия всегда славилась великой литературой. Дело, видимо, в том, что трагедия сопутствовала всей ее истории.

…С «красными» развивалась духовность народа, а сам народ скудел. С «белыми» всё обстоит наоборот.

…Литература сегодня отодвинута на обочину. Даже значительные публикации не вызывают общественного резонанса, лишь небольшой цеховой шумок.

…Только литературные журналы поддерживают и продвигают сегодня молодежь.

…Это опасно, когда говорят, что чем хуже положение в стране, тем лучше для литературы.

…Сейчас публикуется, возможно, не меньшее количество авторов. Другой вопрос, что печатная продукция труднее распространяется.

…Литература — самый тонкий участок нашей духовной жизни. При всей видимой простоте ее создания — это самое сложное в мире дело, потому что в ней спасение души.

…Новое поколение ренессансно. Только с ним можно связывать обновление литературы.

…Писатели в стране есть, читатели — тоже. Но между ними нет стабильного проводника.

 

К таким вот, порой противоречивым, мыслям сводились высказывания выступающих. В них и беспокойство, даже тревога, и надежды, и сомнения.

Опыт предыдущих семинаров обобщил Сергей Александрович Филатов. Причем, кроме положительных сторон, коснулся и некоторых отрицательных факторов.

 

…Многие руководители мастер-классов отмечали до обидного узкий читательский кругозор пишущих, почти поголовное незнание ими современной литературы. Говорить об этом стыдно, но необходимо. Поскольку отсюда вытекают отсутствие критического отношения самих авторов к написанному, бедность языка и сюжета, однодневность результата.

…Дремучесть, отсутствие живого интереса к классике и многогранному современному литературному процессу — тупиковый путь для писателя, как бы ни был он одарен от природы. …Подобное невежество описала в стихотворении «Литературный клуб» Елена Баринова.

 

Здесь каждый мнит, что он бессмертный гений,

Что с ним одним, навек сойдя с орбит,

Звезда, почти как с равным, говорит,

Не оставляя места для сомнений.

 

Руководитель СЭИП выразил надежду, что подобные «гении» не составляют большинства. Однако задался уместным вопросом: ради чего ежегодно собираются в «Липках» молодые авторы? Ради чего откладывают в стол свои рукописи их именитые наставники? Только ли ради похвал и поглаживания по головкам молодых дарований — или для профессионального, подчас нелицеприятного критического разбора произведений? Ведь были и такие курьезы: как-то одна молодая писательница, не выдержав накала обсуждения, покинула семинар с возгласом: «Убийцы!». «Полная самодостаточность на пустом месте» — так охарактеризовал подобное явление один из ведущих мастер-класса.

 

…Литература — это далеко не частное дело, уже потому, что в нем, кроме писателя, участвует и другая сторона — читатели. По словам Иосифа Бродского, именно литература устанавливает нравственные законы человечества. Они, к сожалению, в двадцатом столетии подрастерялись. В новом веке необходимо вдумчивое осмысление прошлого. Иначе не создать новых философских концепций, не поднять планку духовности и нравственности народа.

…Слово писателя в России снова может стать объединяющей общество силой. Но это слово должно быть таким, чтобы люди захотели его воспринять.

 

Форум и в этот раз выявил много ярких имен среди пишущей молодежи. Таланты в России не перевелись. Подтверждением тому явилось учреждение премии Бориса Соколова (первая премия — 7000 у. е., три поощрительных — по 1000 у.е.) для наиболее литературно одаренных наших соотечественников, которые творят сегодня на взлете своих возрастных потенций, то есть для людей не старше 35 лет.

 

Справка.

Борис Соколов (1887—1979) — ученый, доктор биологических наук, писатель, общественный деятель. Был вынужден эмигрировать из России в 1919 году. Долго работал во Франции, затем в США. Автор 27 книг — научных, научно-популярных и художественных произведений.

Литературная премия учреждена его сыном, бизнесменом и меценатом Кириллом Соколовым.

 

Скромное чествование первых лауреатов премии состоялось на IV Форуме. Обладателем первой премии стал Дмитрий Новиков из Петрозаводска (его рассказы журнал «Луч» публиковал в № 7—8 за 2004 год). Кроме того, премии получили Захар Прилепин (Нижний Новгород, проза), Иван Волков (Кострома, поэзия), Василий Сигарев (Екатеринбург, драма). Возможно, когда-нибудь мы с ними встретимся на страницах нашего журнала.

Сегодня «Луч» «открывает дверь» нескольким авторам — участникам прошедшего IV Форума молодых писателей России. Среди них, в частности, уже знакомый нашим читателям молодой поэт Дмитрий Суворов (Ижевск), вошедший в лонг-лист соискателей премии им. Бориса Соколова, и лауреат литературной премии «Дебют» (номинация «Крупная проза») за 2004 год Александр Грищенко (Подольск).

В следующем выпуске нашего журнала (№ 3—4) мы готовим еще одну встречу с форумцами — прозой Олега Селедцова (Майкоп) и Александра Карасева (Краснодар), стихами Анны Матасовой (Питкяранта), Екатерины Соколовой (Челябинск) и Ивана Рассадникова (Гатчина). Надеемся, что нашим читателям будет небезынтересно, что происходит в мире современной литературы России.