Герасимова Людмила

«ЛИТЕРАТУРА УДМУРТИИ: ЭСКИЗНЫЕ НАБРОСКИ»

 

Так называется монография Светланы Скобкарёвой, любезно подаренная мне автором, которая увидела свет в 2014 году. Содержательное научное исследование посвящено актуальным проблемам литературы республики. Автором дано осмысление идейно-художественного содержания и специфики произведений писателей Удмуртии. Исследование направлено на осмысление русско-удмуртских культурных взаимосвязей, рассмотренных на литературном материале.

Высшую и справедливую оценку монографии дали ученые – д.ф.н., профессор кафедры русской литературы и журналистики ХХ – ХХI вв. Московского педагогического государственного университета В.А. Славина, д.ф.н., профессор Удмуртского государственного университета А.С. Измайлова-Зуева, к.ф.н., заведующий кафедрой удмуртской филологии и национальных языков Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики А.А. Клементьев. Издание претерпело серьезную редактуру и издано под редакцией Н.Н. Закировой, профессора кафедры русского языка и литературы и методики их преподавания Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко.

Следует отметить последовательность и логичность композиции данной монографии, состоящей из девяти глав, каждая из которых значима и содержательна. С.Л. Скопкарёвой отмечается, что в литературоведении Удмуртии сложилась солидная составляющая со своими традициями, методами исследования, направлениями и научными школами со своими именами. Как подчеркивает автор, научные исследования удмуртских ученых заняли достойное место не только в литературной критике Удмуртии, но и в отечественном, и даже в зарубежном литературоведении. В этом отношении интересно осмысление жанрового многообразия (рассказ, очерк, поэма, повесть и др.), что и позволило осмыслить творчество писателей Удмуртии ёмко и многогранно. Проблемы, поставленные в их творчестве, имеют философское осмысление, что позволяет рассмотреть поликультурное пространство региональной литературы.

Справедливо пишет исследователь о том, что в основе нашей культуры лежит «отталкивание – притяжение» индивида по отношению к миру, вселенной. Именно поэтому отечественная культура служит пробуждению и утверждению не столько героического, сколько духовного восхождения к высшему свободному миру. Автор отмечает значимость концепции личности в текстах художников слова.

Литература Удмуртии отличается многообразием как по форме, так и по содержанию. Исследователь С.Л. Скопкарёва раскрывает художественность и специфику затронутых тем в творчестве многих писателей. Заглавия звучат значимо и выразительно, например «Становление художественного феномена К. Митрея: к вопросу о литературном окружении». В статье отмечено влияние на формирование писательской индивидуальности К. Митрея известных, талантливых поэтов: Ю. Жадовской, Н. Некрасова, М. Лермонтова, а также литературных критиков: В. Белинского, Н. Добролюбова и других.

Интересно сопоставление романов Ф. Гладкова «Цемент» и М. Коновалова «Лицо со шрамом», рассмотренных в аспекте проблемы «герой и время». В монографии звучат тёплые слова о поэме К. Герда «Онтон – бунтарь». Значительное место отведено творчеству М. Петрова, что позволило глубоко рассмотреть художественное дарование писателя. Содержательными являются строки о произведениях «Старая мельница», «За рекой».

Привлекают внимание размышления исследователя о духовных исканиях героев Г. Красильникова в романе «Начало года», а также фаустианские мотивы в прозе писателя.

Добрые и содержательные страницы посвящены в исследовании развитию детской литературы Удмуртии, в частности, творчеству В. Михайлова, О. Ляпуновой.

Особое внимание привлекает глава «Художественная летопись истории». Здесь даётся оценка произведений Е. Загребина, Р. Заппарова.

В главе «Воспоминания» представлены трогательные строки об Олеге Алексеевиче Поскребышеве, выпускнике Глазовского педагогического института. С.Л. Скопкарёва пишет о нём и его любимом преподавателе Любови Афанасьевне Чешковой.

Проникновенно исследователь пишет о научно-исследовательской деятельности Зои Алексеевны Богомоловой, внёсшей значительный вклад в развитие и осмысление литературы Удмуртии в контексте отечественного и зарубежного литературоведения. Представлены воспоминания о глазовских исследователях – В.А. Евстафьеве, А.Г. Татаринцеве, С.И. Софроновой, С.Я. Пашковой, Н.И. Закировой, А.С. Попове и других.

Дополняют книгу невероятно теплые, трогательные воспоминания об участниках Великой Отечественной войны, их мужестве и героизме. Содержательно написано о подвижнической и просветительской деятельности Николая Васильевича Витрука. Интересны страницы о художественном даровании Д. Гранина, оказавшемся созвучным творческому феномену В. Короленко.

Особое место в монографии отведено литературной критике, где основательно осмысливается вклад в развитие регионального литературоведения глазовской школы короленковедения, представленной учеными А.Г. Татаринцевым, С.И. Софроновой, С.Я. Пашковой, В.В. Захаровым, Ю.П. Деминой, Н.Н. Гущиной и другими. В исследовании помещены автографы знаменитых авторов и известных людей.

Убедительно пишет С.Л. Скопкарёва о вкладе литературоведения Удмуртии в отечественное, отмечая при этом его самостоятельность и самодостаточность.

Новая монография о литературе Удмуртии займёт достойное место в ряду региональных исследований, да и не только.