Современный русский моностих (или однострок) — явление противоречивое и до сих пор вызывающее филологические дискуссии. Поэзия это или проза?

Точного ответа на этот вопрос в настоящее время нет. Как нет и всеобъемлющего ответа на то, в чём принципиальное отличие стиха от прозы.

Наиболее известное определение дал А. П. Квятковский:

«МОНОСТИ́Х (от греч μόνος — один и στίχος — стих) — одностишие с законченной смысловой, синтаксической и метрической структурой. Обычно для М. выбирается длинная строка, укладывающаяся в длинный же размер, каким являются гекзаметр или александрийский стих.

M. как жанровая форма стиха не привился в русской поэзии».

Здесь все верно, кроме одного. Моностих очень даже привился в русской поэзии. …Моностих, опирающийся на древние фольклорные традиции (пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, загадки и т.д.), просто не мог не получить широкого распространения.

 

Евгений СТЕПАНОВ, главный редактор журнала «Дети Ра»

Из статьи «Современный русский моностих и однострочная поэзия»

 

 

«Дайте дефиницию моностиху».

Из блиц-интервью редакции журнала «Дети Ра»:

 

Юрий БЕЛИКОВ (Пермь)

— Моностих — это монокль Давида Бурлюка, вставленный в глаз любого из поэтов. В современной поэтической оптике моностих так же экзотичен, как монокль на фоне очков и контактных линз. Не верю в специальных поэтов моностихов. И думаю, что многие, так называемые моностихи — неразвившиеся стихотворения.

 

Сергей БИРЮКОВ (Галле, Германия)

— Моностих в классической форме — это стих (т.е. одна строчка), целиком укладывающийся в определенный размер и имеющий характер смысловой законченности.

В мировой практике существует также термин «однострок».

…Он не ограничивается определенным размером, может обладать смысловой законченностью, но может провоцировать различные смысловые варианты.

 

Татьяна ВИНОГРАДОВА (Москва)

- …Моностих — это мгновенный/выстраданный выплеск, это ночной придушенный вскрик, это нерастворимый осадок бытия, это сухой остаток поэтической и/или философской мысли, это самый взрывной, емкий и хлесткий жанр в современной поэзии.

 

Борис ГРИНБЕРГ (Новосибирск)

— Моностих — одинокая стихотворная строка. И «моностих» — единственный термин, для определения этого жанра, который мне нравится. «Удетерон» или, скажем, «однострок» выбрасывают этот жанр из чисто поэтического пространства в общелитературный, смешивая со множеством, мягко выражаясь, «прозаических» произведений.

 

Татьяна ДАНИЛЬЯНЦ (Москва)

— Если формально: моностих — это однострочное стихотворение, именно «стихотворение», т.е. произведение самостоятельное, автономное, имеющее собственную энергетику.

Более лично: моностих — это такое сжатое, плотное, упругое поэтическое высказывание. «Сгусток» смыслообраза.

 

Елена Кацюба (Москва)

- …По-моему, моностих таким и должен быть: скрывать в себе тайну и оставлять простор для фантазии. Загадка со множеством разгадок. Как брюсовские «бледные ноги» — запоминаются сразу и навсегда.

 

Константин КЕДРОВ (Москва)

- …Еще помню Брюсова: «О закрой свои бледные ноги». Физики берут за единицу радиус электрона и утверждают, что минимально возможная величина в мироздании это 10 в степени минус 40. Возможно, что моностих — это и есть такая величина в поэзии. А что кроме бледных ног осталось от Брюсова? Я подозреваю, что моностих часто прячется в обычном стихе. «О гений чистой красоты» (Жуковский), стибренный и перезахороненный Пушкиным в другую гробницу.

 

Ольга ЛОГОШ (Санкт-Петербург)

— Поскольку я не являюсь филологом, рискну дать свое, совершенно не научное определение моностиха.

На мой взгляд, стихотворение — это упорядоченный лирический текст, в котором живет энергия. Написать подлинное стихотворение означает уловить витальную энергию и замкнуть ее в словах, в той или иной форме. Поэтому для меня неважно, короток текст или длинен, написан регулярным стихом или верлибром. Выходит, моностих — предельно короткий текст, обладающий признаками лирического жанра и живущий своей жизнью.

 

Юрий МИЛОРАВА (Чикаго-Москва)

- …Моностих — работа со сверхзадачей на малом лексическом материале и синтаксическом пространстве — атомарно сжатом…

 

Дмитрий ЦЕСЕЛЬЧУК (Москва)

- …В идеале любое «длинное» стихотворение должно состоять из пристыкованных один к другому моностихов, но это в идеале…

Как правило, моностих не записывается в одну строку.

 

 

 

Александр КОРАМЫСЛОВ

 

КАРОМЫСЛИ

 

 

Мир и война

 

евреев

арабы

 

арабов

евреи

 

мудрее

пора быть

 

пора быть

мудрее

 

* * *

Дружба

бензопила

 

в Чьих же

она руках

 

Божий

лесоповал

 

проблемы

как дрова

 

сыплем

опилки слов

 

пламенный

наш заглох

 

разорван

ная цепь

 

одинок

как топор

 

* * *

как старый

друг лучше

 

новых двух

так старый

 

Бог лучше

новых трёх

 

* * *

Батый бил

не разбил

 

Мамай бил

не разбил

 

шведы

тоже били

 

бил и

Наполеон

 

тоже

не разбили

 

Ленин

Сталин били

 

Гитлер бил

не разбил

 

Билл не бил

но хотел

 

мышкой

шевельнули

 

куда

покатились

 

скажи

златой петух

 

* * *

под звуки

зенитки

 

не станешь

духовен

 

но с миру

по Шнитке

 

глухому

Бетховен

 

* * *

время

поджимает

 

душу мне

мозолит

 

не сменить

ли время

 

на размер

побольше

 

 

Интернет

 

помолясь

иконкам

 

на столе

рабочем

 

выхожу

в безбожный

 

* * *

жёсткие

и флоппи


диски

не заменят


твёрдых

переплётов


мягких

полушарий

 

 

Танкетки

 

* * *

поймай

словоробья

 

* * *

как-то

инкогнито

 

* * *

Ом мани

Отче наш

 

* * *

цветочки

ягодны

 

* * *

Словесность

Сетева

 

* * *

ласки

в куньих норках

 

* * *

опыт

мужитейский

 

* * *

устал

шершеть для фам

 

* * *

каков поп

таков рок

 

* * *

учусь

влиять хвостом

 

* * *

гений

козлодейства

 

* * *

зудит

публицистит

 

* * *

со мной

лирония

 

* * *

мужской клон

Сам Самыч

 

* * *

нёс свой

полумесяц

 

* * *

хоть бы хны

седине

 

* * *

шортлист

шорт побьери

 

* * *

такая

даная

 

* * *

в книжке

видеть фишку

 

* * *

Отец

да не папа

 

* * *

лицо

в сплошных шармах

 

* * *

агностик

не агнец

 

* * *

болезни

клевизны

 

* * *

прикрой

апрелести

 

* * *

вэлкам

по-волчьи выть

 

* * *

петит

твою ять брань

 

* * *

бетон

философский

 

* * *

с кастетом

на кастинг

 

* * *

дуализм

индиви

 

* * *

диагноз

рак сердца

 

* * *

черствы

Шекспироги

 

* * *

поэт

се-ля-винский

 

* * *

глупый

уманоид

 

* * *

в егозе

егозавр

 

* * *

прибор

эстетоскоп

 

* * *

в засаде

стихищник

 

* * *

стихакер

в логове

 

* * *

в суете

суетцид

 

* * *

то грустно

то скливо

 

* * *

гуманна

земная

 

 

Владимир МИРОШНИЧЕНКО

 

НРАВОСТИШИЯ

 

* * *

Хотелось так,

Что ложь

Казалась правдой…

 

* * *

Друг не весельем -

Трудным подтверждается в бою.

 

* * *

Мелкоправ -

Проблем решать, нести

Бессилен.

 

* * *

Мечту не теплить -

Думать, строить нужно.

 

* * *

Заветное жизнь обретает

Мыслей и рук трудом.

 

* * *

Крепкослов

В рост сказанному

Дело ставит.

 

* * *

Воюет значимость никчемный.

 

* * *

Властолюб

Имя свое

Прислоняет успешным делам.

 

* * *

Жизнь горестей длинна.

Досадно радость коротка.

 

* * *

Подлое проворней.

 

* * *

Кривды путь короче.

 

* * *

Алчность других примечая,

Не видим свою.

 

* * *

Потерями ранимы

Чужую боль

Проходим мимо.

 

* * *

Досадившим

Впредь делу

Диалог заказан.

 

* * *

Удача – ненадежная подруга,

Готовая к измене

разом, вдруг, всегда.

 

* * *

Молчащий вовремя – преуспевает;

Имеет, говорящий в руку.

 

* * *

Жизнь не случайно

По сути – случайна.

Случай – подсказка судьбы.

 

* * *

Беда срывает маски

 

* * *

Неуёмна правда –

Шустро закопают.

 

* * *

Правда, полированная лестью,

Потребней правды обнаженной.

 

* * *

Сильным правда – крамола,

Слабым – обиды боль.

 

* * *

Даны победы

Выстрадавшим дали.

 

* * *

Ни днем, ни ночью

Ленивых

Женщины не любят.

 

* * *

Недалёкий опасен

Безоглядностью напролом.

 

* * *

Не можешь делать сам -

Организуй другого.

 

* * *

Подчиняя – мир движет

Разума хочу – могу.

 

 

Н. СОМОВ

 

МЫСЛЕСТИШИЯ

 

* * *

Вставал так рано, раньше, чем ложился

 

* * *

Зачем ложиться, если не вставать?

 

* * *

На жёстком небе дырка от луны

 

* * *

О, сколько звёзд на небе,

На земле же – грязь…

Какая между этим связь?

 

* * *

Автомобили… поезда…

Зачем? Куда?

Домашний воздух лучше,

да и чище

 

* * *

Поскольку нет на родине своих,

чужие одинаковы повсюду

 

* * *

Ура! Все страсти жизни позади

 

* * *

Не будем спорить. Каждый при своём

образовании, кармане, беспокойстве

 

* * *

Стихов не счесть,

увы, поэтов нет

 

* * *

Поэтов тьма,

стихов бы где найти

 

* * *

И тишина…

родились стукачи

 

* * *

Простор страны –

пространство стукачей

 

* * *

Стучи, сексот, –

когда-то достучишься

 

* * *

Когда мне плохо, телу хорошо.

Бывает же такое…

 

* * *

Когда воруют – под себя гребут.

И под собой не чуют (пятой) точки

 

* * *

Гляжу на смрад, и стыдно,

что человек я,

лучше быть никем

 

* * *

Запретили курить.

Наше дело табак,

если к власти придут сыроеды

 

* * *

И кого нам книги читать?

увы,

не выбрать уже от чьей головы

 

* * *

Разбейте зеркало –

перечеркните возраст

 

* * *

Художник, нарисуй мне пустоту -

так тесно в мире, в городе, во мне…

 

* * *

Чихнул… ещё чихнул…

а после плюнул

 

* * *

Ну дайте ж выпить, наконец…

воды стакан.

Никто не подаёт…

 

* * *

Искусство лести всё же лучше хамства…

И то, и это – Боже упаси

 

* * *

Отдашь Богу душу –

обратно не получишь