Обзор литературы

…В ТОМ ЧИСЛЕ ДЭН БРАУН


 

Выход в свет нашумевшего «Кода да Винчи» Дэна Брауна всколыхнул интерес к литературе подобного рода. Читатель потянулся к книгам с многообещающими подзаголовками: книга-бестселлер, книга-загадка. Справедливости ради стоит заметить, что жанр культурологического детектива, или исторического триллера, существовал задолго до Брауна. Это литературное явление состоялось благодаря произведениям не одного десятка интереснейших авторов. По моему глубокому убеждению, первой книгой-загадкой было «Имя Розы» Умберто Эко, написанное настоящим мастером слова и вышедшее в зарубежной печати в 1980 году. Книга с интригующим сюжетом, рассказывающая о трудных средних веках, но достаточно легким слогом была переведена на русский язык в 1989 году. Всё, что есть сейчас, — это развитие жанра, предложенного великим итальянцем.

Из всего многообразия названной литературы я хотела бы обратить ваше внимание на некоторые книги, вышедшие в издательствах «Эксмо» и «АСТ».

Опять-таки задолго до Дэна Брауна в печати появились международные бестселлеры Льюиса Пэрдью «Дочерь Божья» (1999 г.; перевод 2006 г.) и «Наследие да Винчи» (1983 г.; перевод 2005 г.), поднимавшие темы: власть и религия, власть и гений, религиозные деятели — манипуляторы правительствами, армиями, людьми. Кстати, сам Льюис Пэрдью считает, что за свою популярность Дэн Браун должен благодарить именно его.

Одним из продолжателей интеллектуального детектива можно назвать современного испанского писателя Артуро Перес-Реверто. Интеллектуал, мастер изящной словесности, он завоевал сердца читателей захватывающей интригой, филигранной прозой, блестящим знанием истории и искусства. В своих произведениях «Фламандская доска» (1990 г.; перевод 2003г.), «Кожа для барабана» (1995 г.; перевод 2003 г.) и многих других он виртуозно сочетает загадки прошлых веков, таинственные убийства и философские мысли о высоких материях.

Библейские темы не оставили равнодушными ни Ирвинга Уоллеса («Слово». 1972 г.; перевод 2005г.), ни Кэтрин Нэвилл («Магический круг». 1998 г.; перевод 2005 г.). В романе Уоллеса речь идет о заказе некой таинственной организации «Воскресение-2» на издание Международного Нового Завета — книги, которая призвана дать людям всего мира новые стимулы для веры и жизни. Что это за издание? Содержит ли оно новые подробности о жизни Христа или это гениальная фальсификация?..

В книге К.Нэвилл «Магический круг» много тайн и загадок: это и детективная история с главными героями романа, и экскурсы в прошлое Иисуса Христа и евреев, и попытка объяснить тайные мистерии и загадочные убийства Гитлера и его соратников, и неизвестные манускрипты. Несмотря на то, что книга перегружена информацией, читается она довольно легко, заставляя не отрываясь следить за развитием виртуозно закрученного сюжета.

Хочу обратить Ваше внимание еще на одну книгу Кэтрин Нэвилл — «Восемь» (1988 г., перевод 2005 г.). В стенах старинного монастыря на юге Франции сокрыто древнее знание. Сила, таящаяся в нем, выходит за пределы законов природы и понимания человека. Это знание зашифровано в старинных шахматных фигурах, и за обладание ими начинается кровавая борьба между зловещими деятелями эпохи Великого террора (1790 г.). Через 200 лет специалист по компьютерам Кэтрин Велис получает зашифрованное предсказание судьбы и оказывается в центре большой шахматной игры, в которой ей отведена роль пешки.

Два американских писателя, живущих во Флориде, — Линн Шоулз (автор шести романов, написанных под псевдонимом Линн Армстед Макки) и Джо Мур объединились и написали в соавторстве «Заговор Грааля» (2005 г., перевод 2006 г.), где в очередной раз подняли вопрос о клонировании человека, и не просто человека, а Христа. Авторы предлагают задуматься: что может произойти, если появится клон Христа? Возможно ли, чтобы Второе Пришествие осуществилось не по воле Божьей, но с помощью науки? Станет ли клон Иисуса настоящим Сыном Божьим, или это будет всего лишь бездушное тело? Противостояние науки и религии, которое длится с незапамятных времен, может закончиться в одну секунду. А может перейти в настоящую войну.

Очень часто авторы рассматриваемого жанра выбирают тему разоблачения тайн церкви, например, Ватикана («Код да Винчи» и «Ангелы и демоны» Дэна Брауна, произведения Льюиса Пэрдью и др.). Так, в романе Пола Кристофера «Тень Микеланджело» (2005 г., перевод 2006 г.) ради сохранения некой тайны Ватикан и Папа Римский готовы пойти на всё: подкуп, уничтожение культурных ценностей, убийство всех посвященных.

В произведении Стэла Павлоу «Троянский конь» (2005 г., перевод 2006 г.) главный герой Джеймс Норт, детектив четвертого полицейского округа Нью-Йорка, не знает, что его судьба сплетена с линией бессмертной судьбы Киклада, критянина, погибшего в бою в древней Трое, и протягивается через Рим времен Нерона, Византию, империю Карла Великого, средневековую Прагу, чтобы странным образом влиться в многоликую сущность, единственную, которая способна противостоять Атанатосу, воплощению мирового зла.

Любопытно, что романы названной серии в чем-то похожи между собой, сюжетные линии пересекаются либо находят новое продолжение в другом романе, очень часто домыслы авторов касаются того наследия, которое было утрачено за прошедшие века. Читать такую литературу, на мой взгляд, безумно интересно. Надеюсь, будет интересно и вам.

 

Людмила ОГОРОДНИКОВА,

зав. отделом литературы

на иностранных языках НБ УР