К 175-летию композитора

П.И. Чайковский по праву считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Кроме этого он был педагогом, музыкальным журналистом, писал стихи.
Он родился в Воткинске, в семье, где царили любовь и взаимопонимание, постигал быт и природу, чутко впитывал в себя народные песни, сказки, с детства и на всю жизнь проникся глубокой привязанностью к родине.
В Европе и США его считали великим русским композитором. Богатство лирической мелодики, мастерское владение всеми музыкальными жанрами, блестящая композиторская техника, глубоко оригинальный характер его творчества – все это делает Чайковского выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры.
Чайковский жил и творил в 19-м веке (золотой век русской культуры). В это время существовали школы позднего классицизма, романтизма, русского демократического реализма.
Петр Ильич считается классиком русской музыки, т.е. писал классическую музыку в широком смысле (классическими называют произведения, имеющие образцовое значение – непреходящая ценность для культуры).
Глубинная русскость Чайковского ярко выражена в его ранних работах, где используется фольклорный материал – в симфонии «Буря», увертюре «1812 год», серенаде для струнного оркестра.
Когда Чайковский сочинял музыкальные характеристики своих героев в опере «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и других, он отожествлял себя с ними и они оживали в его произведениях.
За свою творческую жизнь Пётр Ильич написал 10 опер, 3 балета, 14 симфонических произведений, хоровые произведения, камерно-инструментальные, массу фортепьянной музыки и более 100 романсов.
Источниками текстов для романсов были стихи, в основном, русских поэтов 19-го века – А. Плещеева, А. Толстого, А. Фета… Но и Г. Гейне, И. Гете. А некоторые романсы были написаны на собственные стихи. Он печатался под псевдонимом NN.
В романсах он раскрывал тему любви, лирико-философские настроения, несколько тем в духе народных песен. Романсы просты по форме, но очень красивы и мелодичны и, конечно, соответствуют характеру текста. В этом и есть проявление таланта композитора.
Музыка для Чайковского была делом всей его жизни. Он был одним из первых русских композиторов, написавших музыку для детей: первое сочинение «Детский альбом», затем цикл детских песен. Замысел был сделать ряд маленьких пьес безусловной легкости с заманчивыми для детей названиями. Например, «Камаринская» – вариация на русскую плясовую. Или «Нянина сказка». Интересные сказочные картины возникают при прослушивании этой музыкальной сказки. Хотя название сказки и сюжет неизвестен, но слышно, что музыка говорит о каких-то приключениях. Начало таинственно, но угадывается, к примеру, мелодика стиха из русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка», а именно песенка Хаврошечки: «Спи глазок, спи другой…», когда она поёт одной из дочерей своей хозяйки, чтобы та уснула и не узнала тайну волшебной коровы. Потом все голоса взлетают вверх, а в конце происходит что-то новое – Хаврошечка встречает своего суженого.
Конечно, музыкальные образы расплывчаты и подвижны и каждый может видеть что-то своё, личное, свою версию сказки, что способствует развитию воображения. Музыка яркая, доступная, понятная для восприятия и воспроизведения детьми.
Звучание «классики» благотворно влияет на детскую нервную систему, помогает формированию духовно-нравственного начала, способствует развитию гармоничной личности, даёт основы музыкальной эстетики и художественной культуры, развивает творческий потенциал.
Слушая музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», ясно представляешь внезапно открывшуюся взору лесную поляну, освещённую солнцем, и далее увиденное хочется описать поэтическим словом, например:
Над лесною поляной пролетел ветерок.
Дружно бабочки взмыли в легкий свой хоровод.
И цветы закачались, словно музыке в такт.
И шмели загудели, словно в трубы трубя…
Вот такие ассоциации возникают при прослушивании «Вальса цветов».
Или возьмём «Осеннюю песню» из цикла «Времена года» (октябрь), где слышится шум дождя за окном и шелест опавших листьев, гонимых ветром, и первый белый иней на зелёной траве, и хруст утренней льдинки под ногами. И грустно, и светло на душе. Потому что так проходит связь времен – уходит лето, чтобы вернуться, приходит осень, чтобы уйти.
П.И. Чайковский стал первым русским композитором, который ещё при жизни добился мировой славы.
Искренняя, выразительная музыка Чайковского бессмертна, она продолжает звучать, занимая большое место в духовной жизни людей нашего времени, и, будем надеяться, следующих поколений, и поэтому память о П.И. Чайковском будет жива всегда.
Люди будут помнить великого романтика и лирика России. Потому что светлая музыка, музыкальное слово проходит сквозь пространство и время.
«Древние» вообще считали, что музыка зарождается в межпланетном, межзвёздном пространстве, а люди на земле лишь её слышали, видели или чувствовали сердцем и интуицией. А потом записывали или просто воспроизводили и запоминали, как делали в древности наши прабабушки и прадедушки. И тогда возникала народная музыка, которой удивлялся и восхищался Петр Ильич Чайковский.