Подшивалова Елена

К открытию памятника А.С.Пушкину в Ижевске

 

«…Это легкое имя: Пушкин»

 

Открытие памятника А.С.Пушкину в Ижевске — событие особенной культурной важности. На площадях и улицах города, привычные нашему взору, стоят бронзовые вожди и полководцы. Они являются знаковыми фигурами определенной исторической эпохи. Под их твердым взглядом Ижевск рос и развивался как город советских оружейников и столица автономной республики. Определялись его масштаб и государственная значимость, формировалось само тело города — возводились заводы и строились микрорайоны. Но у Ижевска, как и у любого поселения, помимо тела, есть душа — тот неповторимый пейзаж, который определяет его характер и настроение. Душу Ижевска составляют пруд, набережная, Арсенал, дарованные ему изначально и, кажется, призванные пребывать в нем всегда. Сторожем этих вневременных символов Ижевска является памятник А.Ф.Дерябину. Он вписан в силуэт города как его неотъемлемая часть.

И вот сейчас, в этом силуэте появится новое очертание — памятник младшему современнику основателя Ижевского завода — А.С.Пушкину. Он встанет в другой части города, в том месте, неподалеку от которого, на погосте Троицкой церкви, обрели когда-то — предполагалось — вечный свой приют соратники А.Ф.Дерябина — С.Е.Дудин, Е.Е.Грен, Л.Ф.Сабакин. Через двести лет пространство соединит собратьев по эпохе.

Но для того ли открывается памятник А.С.Пушкину рядом с университетом, чтобы только напомнить нам, живущим в XXI веке, о духовной свободе и творческом потенциале людей, пришедших в мир в порубежную эпоху XVIII и XIX веков? И почему на земле Кузебая Герда и Флора Васильева будет стоять смуглый курчавый человек, называющийся Первым российским поэтом?

Когда-то, определяя значение и назначение Пушкина, А.Блок выстроил следующий смысловой ряд: «Сумрачные имена императоров, изобретателей орудий убийств, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними — это легкое имя: Пушкин». Понятие «легкое имя» в рассуждениях А.Блока обретает особую — внебытовую — семантику. Пушкин для него причастен свету, а не тьме, созиданию, а не разрушению, космосу, а не хаосу, вечности, а не эпохе. Из-под его пера вышли произведения, создающие представление об их авторе как о человеке необыкновенно гармоничного духовного склада. И это несмотря на то, что роль поэта в истории — «не легкая и не веселая, а трагическая». Пушкин потому и является общенациональным российским достоянием, что, будучи поставленным самим фактом своей необыкновенной одаренности в особое положение среди людей, он сосредоточился не на ценности своего «я», а на ценности окружающего мира. Он сумел отобразить его многообразное богатство — культурное, историческое, национальное, природное. Он потому и высказал в стихотворении «Памятник» уверенность в общенародной любви к своему наследию, что оно было открыто и внятно всем — и юнцу, и старику, и барину, и мужику, и «гордому внуку славян», и «другу степей калмыку».

Чистый голос поэта можно расслышать в разноголосице российской художественной литературы XIX—XX веков. Культурно-генетическая связанность ее с Пушкиным осознанна и бессознательна. Даже в те эпохи, когда литература сбрасывала своего Поэта поэтов «с парохода современности», она всё же по-хармсовски спотыкалась об него и восклицала: «Никак об Пушкина!» Но если литературе общероссийской от Пушкина как от своего историка никуда не уйти, так, может быть, лучше памятник поэту поставить под окнами солидного здания, в котором располагается Союз писателей, стоящего там, где с улицей Советской встречается улица Горького? Почему Пушкин должен стоять в университетском сквере?

Пространство, куда будет вписан поэт в городе, о котором он едва ли слышал при своей жизни, выбрано не случайно. Памятник устанавливается в нагорной части Ижевска. И это символически отражает открытую небу — горнюю — сущность Поэта, которому, как известно из хрестоматийного стихотворения, внятен «и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней розы прозябанье».

Пушкина в университетский сквер привела инициатива тех людей, чья жизнь связана с культурой и просвещением. Университет по его назначению можно назвать пытливым умом большого городского организма. А пытливый ум всегда «рифмуется» с творчеством. Университетскому пространству свойственна молодая творческая энергетика. И «скалозубый, нагловзорый», по выражению М.Цветаевой, Пушкин, названный ею же «богом студентов», придет сюда не «каменным гостем», не холодным «монументом», а живой и органичной его составляющей. Он приумножит духовный потенциал этого пространства. Он уже потребовал здесь другого пейзажа, другой отделки окружающих зданий, другой планировки сквера, он вносит новую меру в наше привычное понимание городской красоты, перестраивает повседневное зрение. И, наверное, кому-то через много лет покажется, что Пушкин так же изначален для Ижевска, как Дерябин. А мы, нынешние, те, на кого будет глядеть Пушкин как на «племя младое, незнакомое», встретим его сейчас как старого доброго знакомого.