Православные святыни

ДОРОГА К ХРАМУ

 

Развернутая хронология создания, эксплуатации, разрушения

и восстановления церкви Михаила Архангела

 

(Окончание. Начало в №9-10 т.г.)

 

 

Функционирование собора, его украшение. 1908—1917 гг.

1908

 

Январь. В храм доставлены узорчатые амвонные решетки фирмы Ф.Сан-Галли.

3 марта. Выпуск печатного воззвания ко всем ижевцам от имени заведующего храмом A.M.Спасского и членов Строительного комитета с просьбой продолжить сбор пожертвований на украшение и благоустройство, в том числе на возведение ограды вокруг храма и содержание хора.

14 апреля. 15 членов Строительного комитета сфотографировались на память в фотографии Юминова. Комитет продолжал действовать до 1911 года.

19 мая. В.П.Гурьянов отправил в Ижевск 28 икон, просмотренных В.М.Васнецовым.

Июнь. В главном алтаре установлено горнее место и кресло к нему. Эти резные позолоченные изделия были сделаны мастерами Г.К.Харитонова из Перми, создававшими и иконостасы.

30 ноября. Торжественное освящение южного придела во имя святителя Николая Мирликийского.

 

1909

 

Январь—февраль. Вскрылись серьезные недостатки в системе отопления. Как результат — сырость, плесень, грибок. Через две зимы начнет отваливаться штукатурка в малых куполах.

1 марта. Церковным старостой избран оружейный фабрикант Н.И.Березин (до апреля 1910 года). Предполагалось, что он справится с проблемами отопления храма.

5 июня. Рабочий-оружейник А.И.Слободчиков пожертвовал Михайловской церкви аналойную икону св. Александра Невского работы В.П.Гурьянова.

Осень. В алтаре установлена икона (живопись по стеклу) «Воскресение Христово» рижского художника Эрнста Тоде.

13 декабря. Торжественное освящение северного придела во имя царицы, священномученицы Александры. Этот и южный придел (св. Николая, 1915 г.) посвящались ангелам-хранителям правящего императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны.

 

1910

 

Благоустройство храма продолжается, но ограды вокруг него всё нет.

 

1911

 

1 января. Поступления за все годы составили 287331 рубль 88 копеек. Израсходовано на храм 287320 рублей 20 копеек.

Январь. Церковным старостой избран С.В.Петров. Он попытается улучшить систему отопления.

28 апреля. Строительный комитет Михайловской церкви официально закончил свою деятельность, но членов его будут иногда собирать позже для решения текущих вопросов по благоустройству и украшению храма.

Июнь. Обращения причта Михайловской церкви к руководству Ижевского оружейного завода с просьбой выделить «землю под ограду» «глубиною [шириной], от храма, не менее 30—35 саженей».

12 декабря. Бывший член Строительного комитета Помпей Федорович Красноперов представлен епархией к золотой медали «За усердие» на Аннинской ленте. Медалей удостоены также десять других членов комитета, отвечавших за сбор пожертвований на храм. Общая сумма затрат на храм составила 350000 рублей, почти целиком собранных самими рабочими, что представляло собой предмет их особой гордости. В отличие от ижевского собора Александра Невского и московского храма Христа Спасителя, строившихся в основном на государственные деньги, это действительно «народный храм». В быту, неофициально, его уже начинают именовать собором.

 

1912

 

Март. От В.П.Гурьянова поступила икона «Семь отроков Эфесских».

22 мая. Святейший Синод разрешил открытие самостоятельного прихода церкви Михаила Архангела.

Июль. В храме началось переустройство системы отопления. По полу укладываются горизонтальные ребристые трубы вместо прежних вертикальных паровых батарей.

24 августа. По требованию причта Михайловской церкви И.А.Чарушин провел осмотр малых куполов и рекомендовал сделать над их сводами смазку из известкового теста с опилками, а изнутри — новую штукатурку. Устройство отопления же он рекомендовал отдать специальной фирме.

25 августа. На Михайловской площади, что вокруг храма, прошел парад ижевского гарнизона и другие торжества в честь столетия Бородинской битвы. Храм русского стиля стал емко выражать мощь русского государства.

26 октября. Указ Вятской духовной консистории о снятии с должности старосты Михайловской церкви С.В.Петрова за самовольное переустройство системы отопления.

Ноябрь. Руководство Ижевского завода и Главного артиллерийского управления ответили согласием на просьбу причта Михайловской церкви о выделении для отопления ее 50 кубических саженей дров ежегодно из заготовок завода.

 

1913

 

Февраль. От В.П. Гурьянова поступила икона «Распятие с предстоящими и горой Голгофой».

20 сентября. В соответствии с рекомендациями военного инженера М.В.Окорокова четыре малых купола церкви закрыты тесом и засыпаны опилками из-за большого расхода дров и постоянного отпотевания. Продолжается налаживание системы парового отопления.

9 декабря. Оружейный фабрикант Н.И.Березин (бывший церковный староста) изъявил согласие бесплатно предоставлять Михайловскому храму электроэнергию со своей фабрики, находящейся поблизости — на Базарной улице.

 

1914

 

Осень. В соответствии с рекомендациями епархиального съезда северный и восточный малые купола раскрыты, что снова резко увеличило расход дров на отопление.

 

* * *

Рекомендованный В.М.Васнецовым придворный иконописец В.П.Гурьянов дополнительно написал для Михайловской церкви «четыре картины святых евангелистов по образцу, что в храме Христа Спасителя в Москве».

 

1915

 

Январь—апрель. В северный и восточный купола проведены трубы парового отопления, что несколько уменьшило «отпоть и течь».

Апрель. Военный инженер М.В.Окороков проинспектировал всю систему отопления храма и рекомендовал устроить третьи оконные переплеты в северном куполе и общую разборную стеклянную раму в восточном куполе, над алтарем. Последнюю изъявил желание сделать за свой счет купец Н.П.Тихонов.

Лето. Окрашен южный придел св. Николая. Стенную живопись во всем храме вызвались исполнять сарапульские художники А.Г. и Г.А. Гришины и П.К.Шустов из Елабуги.

 

1916

 

Весна. К храму проведена ветка водопровода для питания котлов отопления. Завершена реконструкция сложной системы отопления. Издана брошюра заведующего церкви священника Алексия Михайловича Спасского (1862—?) «Михайло-архангельский храм Ижевского завода». Ее цель — стимулировать дальнейший сбор пожертвований на выполнение стенных росписей, благоустройство церкви и ее территории. В результате обращений A.M.Спасского до конца года от ряда мастерских завода поступит дополнительно 1700 рублей пожертвований. Весной 1918 года отец Алексий будет удостоен сана протоиерея.

Май. Новым церковным старостой избран купец Н.Я.Востриков, но сама церковь временно закрыта указом духовной консистории из-за отсутствия домов для проживания священнослужителей этой церкви.

Июль. Причт храма снова ходатайствует о полном закрытии всех куполов для борьбы с сыростью и экономии дров на отопление.

12 декабря. Приговоры сходов семи сельских обществ Ижевска с обращениями к епархиальным властям о необходимости восстановления самостоятельного прихода Михайловской церкви.

 

1917

 

2 января. Церковный староста Н.Я.Востриков заприходовал последнее пожертвование на украшение Михайловской церкви (109 рублей 80 копеек). От имени рабочих деньги передал заводской казначей.

Март. В ходе второй русской революции некоторые представители заводской администрации заключены рабочими под арест в подвалы Михайловского храма. Часть духовенства одобрила свержение самодержавия.

19 июня. Сарапульское духовное правление снова открыло Михайловский приход, назначив к служению в храме четырех священников, одного дьякона и трех псаломщиков. Настоятелем назначен Иосиф Алексиевич Пинегин (с весны 1918 года — протоиерей).

 

 

Функционирование собора,

подготовка его закрытия. 1918—1931 гг.

 

1918

 

4 августа. Впервые за всю историю города жители согнаны на экстренный ночной митинг. При свете факелов большевики провозгласили с паперти храма Михаила Архангела: «Записывайтесь в ополчение для защиты от приближающихся восставших чехословаков!».

8 августа. Ночью у стен Михайловского храма прошел бой между большевиками и восставшими рабочими, которые победили на 90 дней, получив безоговорочную поддержку духовенства и большинства окрестных крестьян, особенно удмуртов. Храм все эти дни работал бесперебойно.

7 ноября. По настоятельному требованию В.И.Ленина восставший Ижевск взят штурмом силами двух красных дивизий (азинской и Особой Вятской). В полдень отчаянную попытку ижевцев удержаться, бросившись в психическую атаку, поддержал звон всех колоколов Михайловского храма. У стен его затем, по слухам, красные расстреляли несколько сот ижевских рабочих. Хотя это всё же маловероятно. Расстрелы шли, но не столь кучно и стихийно, а по имевшим видимость революционной законности приговорам местной ЧК, причем в более скрытых местах, а не у храма. Однако его кроваво-красная громада эмоционально воспринималась как своеобразное напоминание о разгулявшемся вокруг «красном терроре».

10 ноября. У Михайловского храма прошел митинг в честь годовщины Октябрьского переворота. С паперти выступали В.М.Азин и другие.

Одновременно на церковной территории, более того, демонстративно у главного входа в храм, были захоронены погибшие от рук восставших рабочих и крестьян 19 «красных» (большевиков, максималистов, беспартийных), в том числе продотрядовцев, грабивших удмуртских крестьян. Такой подчеркнуто возвышенный характер захоронения безбожных «красных» приравнял их к особо почитаемым священнослужителям и епископам, что было воспринято верующими как кощунство.

13 ноября. В соответствии с программой красного террора ижевские чекисты расстреляли без суда священников Аркадия Скарданицкого и Михаила Кибардина, диакона Михаила Пикулева, а также в эти же дни многих прихожан Михайловского храма.

13 декабря. Михайловская площадь, посреди которой высился Михайловский храм, переименована в Красную площадь. Это должно было подчеркнуть большую значимость красных героев, захороненных у храма, по сравнению с белогвардейцами и белым духовенством, символом которых являлся храм.

 

1919

 

13 апреля. Под колокольный звон в брошенный большевиками Ижевск вошли воинские части адмирала А.В.Колчака.

7 или 8 июня. В.М.Азин, командир одной из штурмовавших Ижевск красных дивизий, лично бил в колокола Михайловской церкви, подавая знак для красной артиллерии. На стенах храма позже (1922 г.) члены ревизионной комиссии от епархии отметят следы от снарядов.

 

1920

 

Июнь. К годовщине освобождения Ижевска от колчаковцев горсовет утвердил разработанный архитектором Г.Ф.Сенатовым проект мемориала с обелиском на братской могиле у стен Михайловского храма.

 

1921

 

1 мая. «Ижевская правда» впервые провозгласила, что Михайловский собор — «памятник пролетарского рабства». Это один из важных эпизодов многолетней кампании по принижению, замалчиванию и уничтожению великого культурного наследия православной Удмуртии.

 

* * *

Архимандрит Александро-Невской лавры в Петрограде Стефан (Бех) хиротонисан во епископа Ижевского, викария епископа Сарапульского. Это первый епископ в истории Ижевска.

1922

 

21 марта. Комиссия по изъятию культовых ценностей под председательством члена ВЦИК И.А.Наговицына начала реквизицию в соответствии с общими указаниями В.И.Ленина всех серебряных и золоченых культовых изделий из алтаря Михайловского храма. Предполагалось, что ценности пойдут на «борьбу с голодом». По акту № 2698 изъяты ризы с икон, кадило, две чаши, 46 накладных украшений с напрестольных Евангелий. Вес серебра, изъятого из собора, составил 20 фунтов 61 золотник.

16 августа. Орган обкома партии — газета «Ижевская правда» порекомендовала ижевским «обновленцам» «действовать против тихоновщины более решительно по примеру рабоче-крестьянских масс в Октябрьские дни». В результате «обновленцы» через несколько месяцев потребуют себе Александро-Невский собор, получат на него права и 1 декабря с помощью милиции изгонят оттуда традиционное духовенство в Михайловскую церковь.

9 сентября. Перед храмом Михаила Архангела торжественно похоронен один из главных воинствующих безбожников — бывший руководитель ижевских большевиков и редактор «Ижевской правды» В.А.Шумайлов. Православному Ижевску он был известен тем, что 24 января 1912 года хладнокровно, будучи трезвым, зарезал свою родную мать Дарью Шумайлову.

7 ноября. Над захоронением В.А.Шумайлова и других безбожников открыт мемориал. Талантливый заводской архитектор Г.Ф.Сенатов создал его в духе своеобразной часовни при храме. Захоронения здесь продолжались до 1939 года, а прах И.Д.Пастухова был перемещен сюда в 1967 году. Всего у собора оказалось 34 захоронения большевиков, могилы же священнослужителей были уничтожены полностью.

27 ноября. Решение президиума облисполкома ВАО о передаче с 1 декабря Александро-Невского собора общине «Живой церкви» («обновленцев», реформаторов). Это обусловит последующее провозглашение Михайловской церкви собором для традиционных православных, признающих патриарха Московского и всея Руси Тихона (1865—1925). Епископ Ижевский Стефан одновременно под давлением «обновленцев» уволен на покой.

 

1923

 

Январь—март. Дискуссия в «Ижевской правде» с требованиями закрыть храм и отдать его под Рабочий дворец. Нападки на храм как на классово чуждый объект, а на его причт — как на врагов народа.

10 февраля. «Ижевская правда» осмелилась опубликовать статью в защиту Михайловского храма как народной святыни. Автор — 60-летний токарь Флегонт Васильевич Шишкин, впоследствии репрессированный (уже за защиту Троицкой церкви).

25 февраля. Составлен «Протокол граждан г. Ижевска», под которым собраны тысячи подписей тех, кто возмутился угрозой закрытия церкви.

27 марта. Прошло заседание коллегии агитационного отдела обкома РКП с повесткой «О проведении кампании по передаче Михайловского собора под Рабочий дворец». Для секретарей всех партячеек Ижевска был сделан соответствующий доклад с призывом «сохранить при проведении кампании всю тактичность и аккуратность», но к 1 мая 1923 г. всё же обеспечить идеологическое прикрытие и экономическое обоснование передачи собора под Рабочий дворец. В качестве такового, однако, через четыре года начнется строительство Клуба-театра металлистов имени 10-летия Октябрьской революции (КОР).

Лето. На служителей храма наложен штраф в 100 миллиардов рублей.

 

1924

 

Январь. Публикуются предложения превратить храм Михаила Архангела в радиозал.

 

1925

 

8 ноября (21 ноября по новому стилю). Епископ Сарапульский Алексий утвердил преобразование Михайловской церкви в собор с выделением вакансии протоиерея-настоятеля. Возвышение храма до ранга собора было обусловлено особым статусом Александро-Невского собора (с 1922 г.), а также косвенно тем, что 6 июля этого же года ВЦИК всё же счел возможным официально утвердить состоявшееся еще семь лет назад (21 февраля 1918 г.) возвышение явочным порядком завода до ранга города.

 

1926

 

3 сентября (16 сентября). Распоряжение митрополита Сергия (Страгородского), заместителя местоблюстителя патриаршего престола, будущего патриарха Московского и всея Руси (с 1943 года), о выделении из Сарапульской епархии в самостоятельную епархию Ижевского викариатства.

Ноябрь—декабрь. Создана Ижевская и Удмуртская епархия. Михайловский собор стал первым кафедральным в ее истории. (Александро-Невский собор с конца 1922 года стал принадлежать обновленческой «Живой Церкви», сотрудничавшей с большевиками.)

 

1927

 

Ноябрь. Упал язык колокола с левой (северо-западной) колокольни, что было воспринято как дурной знак.

 

1929

 

Февраль—март. Проведено 70 собраний по всем профсоюзам Ижевска и основным цехам завода, а также 26 избирательным участкам (где собрали неработающих домохозяек). В связи с выборами депутатов горсовета под ожесточенным давлением большевиков на собраниях заявлялось о «добровольном» отказе горожан от Михайловского собора и других храмов. В наказах депутатам требовалось приспособить эти здания под культурно-просветительские нужды. Те смельчаки, что пытались вступиться за права верующего человека, разоблачались на собраниях как чуждые элементы. На собрании домохозяек района (участка) № 7 некто Знаева, вступившаяся за церкви, была уличена в том, что она «бывшая торговка». На собрании района № 26 группа «церковников» была насильно отсажена и в голосовании не участвовала. На собрании района № 19 большевикам удалось выявить семь подобных «лишенцев».

Из 86000 населения Ижевска лишь 28740 человек имели право голоса. На собраниях присутствовало 23938 человек. Реально за закрытие (но не уничтожение!) Михайловского собора высказалось не более 10000 человек в 69 (из 70) официально поступивших наказах от коллективов и районов.

8 марта. Пропагандистская группа ЦК ВКП(б), изучив положение в Ижевске, рекомендовала закрыть Михайловский собор и усилить деятельность Союза воинствующих безбожников в Удмуртии. Его председатель П.Д.Бумин [он же сотрудник отдела агитпропа обкома ВКП(б)] являлся главным инициатором и организатором кампании по закрытию Михайловского собора и других храмов Удмуртии.

19 марта. В соответствии с 69 добровольными наказами и под давлением партийных органов первый пленум Ижевского городского совета рабочих и красноармейских депутатов 14-го созыва принял постановление: «Идя навстречу ярко выраженному всеобщему желанию трудящихся Ижевска, расторгнуть договоры с религиозными общинами Михайловского, Александро-Невского соборов и Покровской церкви на аренду этих зданий… Использовать здание Михайловского собора под музей или рабочий университет зависимости от большей пригодности для той или иной цели)». Михайловский собор упоминался в поступивших наказах впятеро чаще, чем Александро-Невский собор.

23 марта. Президиум облисполкома, развивая постановление горсовета и рекомендации пропагандистской группы ЦК ВПК(б), принял окончательное решение о закрытии Михайловского собора.

28 марта. Идеологический работник обкома партии П.Д.Бумин (под псевдонимом «Б.») опубликовал в «Ижевской правде» клеветническую, провокационную статью с заголовком: «Михайловский собор — притон разврата и проституции» («Здание благодаря “заботам” церковного совета разрушается. Постановления трудящихся об изъятии собора у верующих более чем своевременны».)

Апрель. По требованию обкома партии прошел суд над членами церковного совета Михайловского собора, якобы не берегущими это здание, являющееся общенародным достоянием. (Незначительные разрушения действительно замечались — протечка крыши, отслоения штукатурки и т. д. Поддерживать здание в порядке обескровленной общине было крайне трудно.) Все члены Церковного совета осуждены за это на сроки от двух до пяти лет с конфискацией имущества.

13 апреля. Научное общество по изучению Вотского края постановило, что Михайловский и Александро-Невский соборы Ижевска являются памятниками архитектуры, подлежащими охране. В том числе и из-за этого «оппозиционного» решения данное общество будет разогнано в следующем году.

29 апреля. Несмотря на реальную угрозу забастовок на заводе, бюро обкома ВКП(б) жестко подтвердило на своем заседании необходимость закрытия собора.

30 апреля. Бюро обкома ВКП(б), обеспокоившись сопротивлением народа и получив смягчающую телеграмму из ЦК ВКП(б), решило: «Во изменение решения бюро от 29 апреля 1929 года, протокол № 114, параграф 1, открыть Михайловский собор».

4 мая. Пасха. Вечером перед Михайловским собором прошло антирелигиозное карнавальное факельное шествие с участием членов ВЛКСМ, Союза воинствующих безбожников и профсоюзов. Перед собором сжигались иконы и чучела православных священнослужителей. Руководил шествием тов. Куликов. Дикий шабаш должен был запугать тех, кто пытался отстоять собор.

Лето. У подножия собора, с его южной стороны, кощунственно началось рытье котлована под два железобетонных резервуара по 850 куб. м для строящегося городского водопровода. Это принизило еще действующий храм, свело его до уровня коммунхозовского объекта. Строительство резервуаров будет закончено к сентябрю 1930 года. В 1957 году здесь же построят еще один резервуар, а также здание лаборатории. Общая емкость резервуаров составит 4700 куб. м воды для резервного фонда водоснабжения Ижевска.

В 1929—1930 гг. рядом с собором было построено также полукруглое в плане здание насосной станции водоканала (ныне центральная диспетчерская), обращенное главным фасадом на улицу Красноармейскую и воспринимавшееся иногда ижевцами как «остаток» собора.

Всё строительство на данном участке велось без археологического надзора, с разрушением захоронений древнейшего в Ижевске Троицкого кладбища, уже полностью скрытых под культурным слоем.

Июль—август. Активистами Союза воинствующих безбожников под руководством функционеров ВКП(б) сброшены кресты и колокола Александро-Невского собора. Затем уничтожена и сама колокольня (купол — в 1937 г.). Началось планомерное уничтожение единого христианского пространства Ижевска, важнейшим узлом которого был Михайловский собор.

 

1930

 

Январь. По инициативе партийных органов и Союза воинствующих безбожников по цехам, предприятиям и профсоюзам Ижевска снова, как год назад, проходят общие собрания. В повестке — судьба Михайловского собора и других храмов, срочно потребовавшихся для «культурно-просветительских нужд». Под мощным давлением партийных и карательных органов запуганные и обманутые горожане принимают резолюции о повторном закрытии (но не сносе!) Михайловского собора. Одновременно по инициативе сотрудника обкома ВКП(б) П.Д.Бумина началась пропагандистская кампания за снятие колоколов «на нужды индустриализации». По его же инициативе позже в Ижевске полностью запретят колокольный звон как «дикий пережиток» (июль 1934 г.).

Весна—лето. Православные ижевцы, отстоявшие Михайловский собор, пытаются проводить там богослужения. Это крайне трудно из-за недостатка священнослужителей и постоянных репрессивных действий по отношению к ним. Партийные и карательные органы инспирировали тогда волну «добровольных» отречений от сана.

 

1931

 

11 апреля. Городские власти всё же расторгли договор с прихожанами Михайловского собора на использование здания по его прямому назначению.

11—12 апреля. В Пасхальную ночь в Исаакиевском соборе Ленинграда открылся антирелигиозный музей. Актом открытия считалось проведение в присутствии 7 тысяч зрителей первого опыта с маятником Л.Фуко. Через три года в подражание ленинградцам такой же прибор будет оборудован в Михайловском соборе Ижевска.

13 апреля. Президиум облисполкома утвердил решение городских властей о расторжении договора.

 

 

Уничтожение собора. градостроительные последствия. 1931—1965 гг.

 

1931

 

Апрель—май. Православная община собора Михаила Архангела (1547 прихожан) вынуждена переехать с частью икон и другого культового имущества в храм Ильи Пророка, разделяя его с единоверческой общиной.

24 мая. Арестован епископ Ижевский и Удмуртский Синезий (Зарубин), последний архиерей, которому в 1930—1931 гг. несколько раз удалось провести богослужение в Михайловском соборе.

21 июля. Президиум горсовета приказал использовать подвалы под овощехранилище и освободить их в пять дней от церковного имущества.

18 августа. ВЦИК СССР требует ускорить подготовку решения об окончательном закрытии собора.

30 сентября. Президиум ВЦИК СССР утвердил решение горсовета от 11 апреля о расторжении договора с прихожанами собора.

Начало октября. Церковный совет собора ходатайствует об отсрочке закрытия.

12 октября. Председатель горсовета запрашивает Москву.

18 октября. Комиссия по религиозным вопросам облисполкома просит отдать собор под областной краеведческий музей.

29 октября. Президиум облисполкома отклонил ходатайство Церковного совета об отсрочке закрытия.

5 декабря. В Москве взорван храм Христа Спасителя — памятник победы в Отечественной войне 1812 года, символ русского православия. Храм уничтожен ради возведения на его месте громоздкого Дворца Советов, увенчанного стометровой статуей Ленина. Инициаторами возведения дворца именно здесь были советские архитекторы. Первым, еще в 1924 году, замахнулся на собор лидер Ассоциации новых архитекторов В.Балихин. Архитекторов поддержали затем И.В.Сталин, Л.М.Каганович, В.М.Молотов. Они утвердили взрыв храма. Варварское уничтожение грандиозного собора общероссийского значения послужило главным толчком к последующей массовой волне уничтожения православных святынь регионального значения.

 

1932

 

Весна. С Михайловского собора сброшены и отправлены в переплавку все колокола. Сняты также девять больших крестов с глав и восемь малых — с небольших шатров над круговой папертью. Часть икон вывезена в Успенскую, Ильинскую и Троицкую церкви, а большая часть уничтожена. Уничтожены также резные золоченые иконостасы, созданные лучшими резчиками Перми и Сарапула. Человек, спиливавший главный крест, по ижевской легенде, был зарезан через несколько дней после этого в пьяной драке на улице Баранова. Главный крест, по некоторым сведениям, был продан прорабом какому-то священнику и был поставлен последним на одну из могил северного кладбища.

 

1933

 

Вместо главного креста над шатром бывшего собора кощунственно водружен красный флаг, символизировавший в данном случае «победу» материализма и революционных сил над идеализмом и контрреволюционными элементами. Здание оборудовано под различные экспозиции музея, в том числе устроенные Союзом воинствующих безбожников. В октябре при музее начали создавать ботанический сад. Сделаны первые посадки по южному и западному склонам «Красной горки». Это новое название Михайловской площади на Горе начинает внедряться в официальном обиходе взамен данного в 1918 году названия «Красная площадь», вызывавшего неуместные ассоциации.

 

1934

 

Весна—лето. Силами активистов Союза воинствующих безбожников Удмуртии в антирелигиозном отделе краеведческого музея под главным куполом собора установлен атеистический прибор маятник Л.Фуко, доказывающий вращение Земли. Длина струны маятника — 32 м. Это третий в мире по размерам маятник Л.Фуко. Таким образом, ижевская святыня превращалась (подобно Исаакиевскому и Казанскому соборам в Ленинграде) прежде всего в музей атеизма, что оскорбляло чувства верующих.

Маятник Фуко поразил воображение ижевцев, но демонстрировалась его работа всего три года. Весной 1937 года в связи с разборкой собора маятник увезли в Ленинград.

Июнь. Горьковские проектировщики из Горькоблпрогора по заданию правительства Удмуртии начали разрабатывать генеральный план Ижевска, предусматривающий, по аналогии с храмом Христа Спасителя в Москве, снос Михайловского собора для освобождения места под театр, а Александро-Невского — для расширения парадной площади.

Главный автор генплана — архитектор Израиль Геймансон (1903—1972). Каких-либо конкретных указаний ему от директивных органов по поводу необходимости сноса обоих соборов в архивах не обнаружено. Судя по всему архитектор принял это решение в атмосфере воинствующе атеистической истерии, подогреваемой местными партаппаратчиками и функционерами Союза воинствующих безбожников (П.Бумин, Н.Малахов), а также в осуществление общепартийной установки на выкорчевывание религии. Взрыв храма Христа Спасителя стал в этом плане главным «детонатором» для провинции.

Заметим, что генплан Ижевска не был и не мог быть непререкаемой догмой. Отдельные его рекомендации могли быть откорректированы на месте. Большинство конструктивных установок не было выполнено, но всё деструктивное исполнялось.

25 июня. Окончательный вариант генерального плана Ижевска, предусматривающий снос собора, рассмотрен и одобрен на заседании горсовета.

 

1935

 

24 октября. «Ижевская правда» впервые рассекретила предстоящий снос Михайловского собора. Объявлено о предстоящем здесь строительстве театра на 1662 места (архитекторы А.И.Аксельрод и И.Н.Гуляев).

 

1936

 

Апрель. Уничтожен последний приют православной Михайловской общины — храм Ильи Пророка на улице Советской, по меридиональной оси спускающейся от Михайловского собора. Община окончательно распалась, а Михайловский собор утратил композиционную поддержку на средокрестии ижевского «градостроительного креста». Храм снесен якобы ради строительства библиотеки, но на самом деле ее построили значительно севернее и восточнее.

1 мая. В алтаре собора открылась картинная галерея с полотнами революционного содержания. Богохульная, атеистическая работа вообще велась во всем здании этой святыни.

22 июня. Совнарком РСФСР утвердил генплан столицы Удмуртии, предусматривающий полное уничтожение обоих ее соборов.

 

1937

 

8 апреля. Подготовлено постановление Совнаркома УАССР о сносе Михайловского собора. Однако по поводу срочности приведения «приговора» в действие среди членов правительства наблюдалось колебание, поскольку на осуществление проекта А.И.Аксельрода и И.Н.Гуляева денег не было и не ожидалось. Снос Михайловского собора под давлением коммунистов имел сугубо идеологическое, а не градостроительное или хозяйственное значение.

14—15 апреля. Заседание Совнаркома УАССР. Путем опроса всех наркомов принято единогласное решение окончательно утвердить подготовленное неделей раньше постановление о сносе собора. Кирпич предписано использовать для строительства мединститута, метлахскую плитку — для отделки Дома Советов (старый Дом правительства). Музею предписано выехать в 15-дневный срок. Научная, просветительская, собирательская деятельность музея была подорвана на долгие годы.

23 апреля. В соответствии с решением правительства Удмуртии началась дорогостоящая и опасная операция по уничтожению собора. В первую неделю сделано самое легкое — сдернуты конструкции шатров.

1 мая. Здание, широко провозглашенное всего за восемь лет до того «общенародным достоянием, которое губят священнослужители», впервые после освящения стоит пустым, безлюдным, лишенным глав, шатров, колоколов и крестов.

Лето. Сезонные рабочие из окрестных деревень и студенты мединститута разбирают кирпичный массив собора. За летний сезон из него добыто 1200000 штук кирпичей. По плану операции из тела собора должны были вырезать также 150 куб. м бутового камня, 10 тонн кровельного железа, 15 тонн мраморных ступеней, несколько тонн цветной метлахской плитки. Во время разборки центрального купола погиб один рабочий, упавший внутрь собора. Каждая тысяча кирпичей, выломанных из православной святыни, обошлась государству значительно дороже изготовления новых кирпичей — в 130 рублей 80 копеек. (Это соответствовало тогдашней средней зарплате заводского рабочего.) 882780 кирпичей из собора контора Удмуртстрой вложила в строительство мединститута, спроектированного в виде креста (!). Остальные кирпичи частично были проданы на сторону, частично использованы для достройки здания пединститута (ныне корпус № 2 УдГУ). При строительстве мединститута перерасход на кирпичи из-за того, что они не изготовлялись заново, а выламывались из собора, составил 36409 рублей. В народе этот обычай называли: «Заготовка кирпича по заветам Ильича».

7 ноября. В этот день так и не состоялась неоднократно широковещательно заявлявшаяся закладка театра на месте собора в ознаменование 20-летия Октябрьского переворота. Денег на строительство даже еще и не просили.

Ноябрь—декабрь. Снесен купол Александро-Невского собора. Ижевск утратил последнюю градостроительно значимую вертикаль Нагорной части.

 

1938

 

4 января. В Ижевске расстреляны диакон Степан Ажгихин, служивший прежде в Михайловском соборе, бывший регентом его хора, и протоиерей Андрей Волков, тоже служивший в Михайловском соборе.

Весна. Доламывается подвальная часть собора. Добывать кирпичи отсюда оказалось экономически невыгодно, поэтому их монолитные блоки сохранялись здесь еще почти десять лет. Одновременно были ликвидированы внутрихрамовые захоронения священнослужителей. О финансировании строительства театра никто так и не хлопотал. Это доказывает, что проект его понадобился только как предлог для уничтожения православной святыни.

18 ноября. В Ижевске расстрелян архиепископ Сарапульский Алексий (Кузнецов), один из тех, кто в 1920-е годы пытался спасти собор от разграбления и закрытия.

7 декабря. Совнарком УАССР впервые запросил у Госплана РСФСР разрешения включить в план 1939 года строительство театра на месте собора.

 

1939

 

2 января. Ответ Госплана по поводу строительства театра: «…не представляется возможным по лимитным соображениям». Больше этот вопрос не поднимался.

 

1941

 

Ноябрь. На западной стороне Красной (Михайловской) площади работники мотозавода выкопали и оборудовали 10 щелей-бомбоубежищ. Для аналогичных целей использовались и всё еще сохранявшиеся фрагменты подвальных помещений Свято-Михайловского собора.

 

1946—1948

 

В связи с тем, что возродились замыслы завершения ботанического сада, на Красной (Михайловской) площади доламываются остатки подвального этажа и фундаментов собора. На расчищенном месте, а также по периметру церковной площади разбит сквер. О проектировавшемся строительстве театра снова никто не вспомнил. Таким образом, планы архитекторов Геймансона, Аксельрода и Гуляева оказались успешно выполнены только по части уничтожения собора.

 

1965

 

Вместо предполагавшегося театра силами мотозавода возведен фонтан. Он расположился на месте алтаря придела во имя святителя Николая Мирликийского.

 

 

Начало восстановления. 1988—2003 гг.

 

1988

 

30 ноября. Восстановлена самостоятельность Ижевской и Удмуртской епархии, ликвидированной в 1961 году. В январе 1989 года в Ижевск прибудет епископ Палладий (Шиман).

 

1989—1990

 

В связи с первыми демократическими выборами прозвучали первые робкие высказывания части ижевцев (в том числе и некоторых кандидатов в депутаты) о необходимости восстановления Михайловского собора. Однако одновременно удмуртские архитекторы прорабатывают (в качестве упреждающего удара?) проектирование на территории Михайловской площади то Удмуртского драматического театра, то диорамы, посвященной штурму рабочего Ижевска азинской дивизией.

 

1990

 

7 ноября. Впервые после 1931 года на Михайловскую площадь (Красную площадь, Красную горку) пришли официальные представители Русской Православной Церкви с иконами, крестом и культовыми принадлежностями. Возле фонтана, на месте одного из алтарей собора, отслужен молебен в память ижевцев, павших жертвой тоталитарного режима, и в память уничтоженных святынь православия. Отслужить такой же молебен возле соседней братской могилы большевиков священнослужители отказались. (В 1995 году такой молебен всё же состоится.)

 

1993

 

23 марта. Ижевскую и Удмуртскую епархию возглавил архиепископ Николай (Шкрумко), поставивший перед всем клиром две важнейшие задачи: возрождение монастырей в Удмуртии и восстановление Свято-Михайловского собора в Ижевске.

 

1994

 

Июнь. Руководство Ижевской и Удмуртской епархии решило начать организационные работы по возрождению Свято-Михайловского собора и обратилось в мэрию г. Ижевска с просьбой закрепить за Русской Православной Церковью прежний земельный участок собора.

2 июля. Просьба удовлетворена.

7 сентября. В Москве учреждены Общественный совет и Фонд по воссозданию храма Христа Спасителя.

Осень. Ижевские архитекторы разработали и утвердили проект 30-этажного Бизнес-центра с офисами иностранных компаний. Небоскреб должен был подняться в непосредственной близости от места Михайловского собора (угол ул. Бородина и К.Маркса), что неизбежно должно было нивелировать мощную вертикаль собора в случае будущего его восстановления на этой церковной территории. Осуществление проекта задержалось из-за финансовых причин.

10 октября. Водружены шпиль и крест восстанавливаемого Александро-Невского собора. В панораме города снова обозначилась, хотя и в усеченном виде, широтная Михайловская градостроительная ось: Александро-Невский собор — Михайловская колонна — заводская башня. Это подчеркнуло актуальность будущего восстановления меридиональной Михайловской оси, связывавшей оба ижевских собора.

 

1995

 

Январь. Министерство юстиции УР зарегистрировало устав Свято-Михайловского прихода г. Ижевска. Прихожане решили строить возле предполагаемых фундаментов собора часовню. Проект ее разработала научно-реставрационная фирма «Анфилада-Р» (г. Киров), но осуществится другой проект, и на другом месте.

7января. В Москве заложен восстанавливаемый храм Христа Спасителя.

9 мая. На месте Свято-Михайловского собора водружен и освящен поклонный крест. Установлен и закладной камень с надписью: «С Божьей помощью и усердием жителей города Ижевска на сем месте будет возрожден Михайловский собор». Заложена также часовня во имя иконы Казанской Божьей матери, входящая в ансамбль будущего собора. Кроме того, впервые за все годы священники в полном облачении, с хоругвями и иконами подошли к братской могиле большевиков и отслужили панихиду по всем погибшим за Отечество. Службу провел архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай.

 

1996

 

16 марта. В Государственном театре оперы и балета прошел благотворительный вечер «Вздымаются храмы в России». Средства от реализации билетов переданы в фонд строительства Михайловского собора (3 млн. руб.).

3 июня. Состоялось учредительное собрание Фонда содействия восстановлению Свято-Михайловского собора. Исполнительный директор Фонда — О.Ф.Зорина.

27 августа. Фонд зарегистрирован главой администрации Октябрьского района Ижевска.

Июль — август. Археологи исторического факультета УдГУ провели раскопки фундаментов собора (на 15-метровой части его периметра). Обнаружены база и капитель одной из колонн.

Осень. На Михайловской площади началось строительство церкви во имя иконы Казанской Божьей Матери. Здание ее должно образовать единый ансамбль с будущим Михайловским собором.

 

1997

 

Август. Создан республиканский попечительский совет содействия восстановлению Свято-Михайловского собора во главе с председателем Государственного совета УР А.А.Волковым.

14 августа. После крестного хода из Александро-Невского собора рядом с будущим Свято-Михайловским собором заложен первый камень церкви (уже не часовни) во имя иконы Казанской Божьей Матери. Принят к осуществлению проект ижевского архитектора В.Г.Власова (ОАО «Ижградпроект»).

 

1998

 

Ноябрь. Строительство церкви законсервировано из-за финансовых проблем, вызванных в том числе и августовским дефолтом.

 

2000

 

Февраль. Возобновилось строительство церкви во имя иконы Казанской Божьей Матери. Работы ведет ФГУП «Управление специального строительства по территории № 8» во главе с A.M.Прасоловым.

11 февраля. Постановление Правительства УР и Президиума Госсовета УР о воссоздании Свято-Михайловского собора. Заказчик — Управление капитального строительства Правительства УР. Подрядчиком определено ФГУП УССТ № 8.

19 августа. В Москве освящен полностью восстановленный храм Христа Спасителя.

 

2001

 

Лето. На Международном архитектурном фестивале «Зодчество-2001» в Москве ФГУП УССТ № 8 и ОАО «Ижградпроект» получили почетный диплом за храм иконы Казанской Божьей Матери, строящийся в ансамбле с будущим собором.

25 июля. Градостроительный совет Ижевска впервые обсудил конкретные проблемы воссоздания Свято-Михайловского собора. Дискутируется проблема точного определения его местоположения.

Начало октября. Второй этап частичных археологических раскопок с целью уточнить конфигурацию фундамента Свято-Михайловского собора.

4 ноября. В церкви иконы Казанской Божьей Матери прошла первая служба. Храм высотой 40 метров обошелся в 30 миллионов рублей. Строители опробовали здесь ряд технологий, которые должны будут использоваться и при возведении собора.

 

2002

 

Февраль. В храме иконы Казанской Божьей Матери мироточат три иконы.

21—22 июля. Злоумышленниками ночью спилены поклонный крест на месте Михайловского собора и два других поклонных креста в Ижевске.

 

2003

 

13 февраля. На заседании республиканского попечительского совета по восстановлению Свято-Михайловского собора решено активизировать изыскательские и проектные работы. По предложению председателя совета, президента УР А.А.Волкова принято решение совершить закладку здания уже весной 2004 года, а затраты на весь комплекс строительных работ ограничить 200 миллионами рублей.

29 апреля. В результате конкурса проектировщиками по воссозданию Свято-Михайловского собора определены ООО «Проектная научно-реставрационная строительная фирма “Анфилада-Р”» (г. Киров) и ОАО «Проектный институт Удмуртгражданпроект» (г. Ижевск).

19 сентября — 3 октября. С целью точного определения конфигурации и состояния фундамента Свято-Михайловского собора впервые проведены широкомасштабные исследования с использованием техники. Вскрыта половина периметра фундамента, скрытого двухметровым слоем грунта с включениями строительного мусора, деталей лепнины, фрагментов захоронений древнейшего кладбища.