След

«Верю в друзей»


(памяти Алексея Красноперова)

 

Погиб Алексей Красноперов — литератор, коллекционер и исследователь авторской песни. Человек этот для творческого Ижевска был знаковой фигурой. Впрочем, слово «был» мало подходит для Лёши. Во-первых, продолжают творить все те, кто испытал его благотворное влияние, прошел Лёшину школу: поэты, барды, художники, музыканты… А во-вторых, из написанного Красноперовым огромного количества статей, очерков, новостей опубликовано далеко не всё — в неблагодарное для литературы время он думал не о гонорарах, а о том, чтобы как можно больше оставить после себя. В последние годы Алексей работал особенно много, случалось, по 12—14 часов не вставал из-за компьютера, будто предчувствовал, что остается совсем мало времени.

Он погиб на самом исходе Святок, за пять дней до 70-летнего юбилея Владимира Высоцкого, изучению творчества которого Алексей посвятил большую часть жизни. О нем была и самая первая Лёшина заметка летом 1981-го — к первой годовщине ухода великого барда и поэта. О Высоцком была и самая первая книжка Алексея, вышедшая в Белоруссии незадолго до трагедии.

Сегодняшним молодым и представить трудно, насколько сложно было в 80-х годах уже прошлого века опубликовать статьи о творчестве полу-, а то и совсем запрещенных авторов: Высоцкого, Галича, Анчарова, Кима, Клячкина… А уж напечатать их тексты — это было литературным подвигом и периодического издания, и человека, их подготовившего, т. е. «снявшего» текст зачастую с магнитофонной ленты. Исследователи всего Советского Союза информацию о таких публикациях передавали друг другу при первой возможности — пусть в областной, районной, многотиражной газете, но этот текст уже введен в литературный оборот, на него можно ссылаться. Это было реальной победой над жесткой и жестокой идеологической цензурой.

Таких побед у Алексея Красноперова насчитывалось не одна, не две, не десять… И даже статья о жизни и творчестве Александра Галича в Удмуртии вышла чуть пораньше, нежели в «толстом» московском журнале «Октябрь». Да вдобавок в том номере «Комсомольца Удмуртии» опубликованы были и два стихотворных текста Галича — впервые после вынужденной эмиграции автора. А какие порой бои разворачивались в обкомах и обллитах из-за этих статей! Зато тот же материал о Галиче сразу перепечатывала еще куйбышевская (не самарская еще) «молодежка».

Даже сейчас трудно переоценить предпринятую Алексеем Красноперовым в начале эпохи коммерциализации попытку познакомить местную публику со знаменитыми авторами-исполнителями «вживую». Концерты Юрия Кукина, Евгения Клячкина, Юлия Кима, Вероники Долиной, Владимира Бережнова, Петра Старчика и многих других еще помнят в Ижевске. Кстати, Юлий Ким с удовольствием выступал и в Игре, где по просьбе друзей-нефтяников был организован его концерт.

Денег на этих выступлениях Лёша не нажил, да и не к этому он стремился. Умел человек услышать чужую душу и хотел поделиться с другими своей душой. Не зря же и публикации его всегда имели резонанс, а печатался Алексей Красноперов много: в Ижевске, Москве, Новгороде, Самаре, Твери, Таллинне… Случались публикации и в научных сборниках, и в признанном среди профессионалов столичном журнале «Литературное обозрение». В журнале «Луч» в 2003 году в нескольких номерах печатались отрывки из большой его работы, посвященной цыганской теме в творчестве Высоцкого. А в последнее время Алексей «заболел» Интернетом, оценив его «издательские» возможности.

Нам еще предстоит открыть многое из того, что им написано. Практически готова книга о встречах с известными бардами, в течение ряда лет писалась своеобразная и весьма спорная «Барковиана», друзья запоем читали и слушали в Лёшином исполнении последнюю повесть «Общага». Теперь им всё это предстоит собрать и опубликовать. Была у Алексея особо любимой песня Высоцкого:

 

Вот и разошлись пути-дороги:

Один на север, другой на запад.

Грустно мне, когда уходит друг

Внезапно, внезапно.

Ушел — невелика потеря

Для многих людей.

Не знаю, как другие,

А я верю, верю в друзей.

 

Алексей Красноперов в друзей верил. А друзья верят в новые встречи с Лёшей. Душа его живет в текстах, а значит, по-прежнему открыта для людей.

Друзья