Ёлкин Пётр

ИЗ АМЕРИКАНСКОГО АЛЬБОМА…


Мне посчастливилось повидать множество стран на разных континентах Земли. Как правило, из-за рубежа я всегда возвращался обогащённый впечатлениями, с множеством рисунков и этюдов. Вот и недавняя поездка в США не была исключением.

Я уже второй раз побывал в этой интересной, многонациональной стране, познакомился с её людьми, увидел разнообразие природы. Но понять, тем более изобразить Соединённые Штаты нелегко. В первый раз больше пытался делать пейзажные зарисовки. Во второй приезд в моём американском альбоме появились более ста портретов очень разных людей, разного цвета кожи, религиозных взглядов, профессий, молодых и пожилых. Мне хотелось бы показать читателям журнала и любителям искусства не только мои рисунки, но и рассказать о встречах с нашими соотечественниками, которые по разным причинам оказались в США. Ещё живя в СССР, России они уже проявили себя как интересные личности, а некоторые успели внести вклад не только в российскую науку и культуру, но и мировую. Таких людей я встретил в Бостоне, в столице штата Массачусетс. Достаточно известный человек, доктор философских наук Александр Хаимович Горфункель. Его супруга – исследователь искусств, художница, член Международного Союза историков искусств и художественных критиков Роза Михайловна Коваль. Она тридцать лет проработала в Эрмитаже, автор книги «Русский Север: Кириллов. Ферапонтово», автор многочисленных статей по декоративно–прикладному искусству. Она и сейчас в Америке занимается керамикой, пишет статьи об искусстве.

А.Х.Горфункель и Р.М.Коваль приехали в США из Санкт–Петербурга. Александр Хаимович работал в архивах, в Государственной публичной библиотеке, заведовал отделом редких книг и рукописей научной библиотеки Ленинградского госуниверситета. Он автор более трёхсот научных работ, в том числе монографий: «Джордано Бруно», «Томмазо Кампанелла», «Гуманизм и натурфилософия итальянского возрождения», «Философия эпохи возрождения», «Неотчужденная ценность». Им написаны рассказы о книжных раритетах университетской библиотеки. Он переводил с латинского и итальянского языков произведения мыслителей Средних веков и Возрождения. Александр Хаимович составитель девяти каталогов редких книг. В 1992 году, по рекомендации академика Д.С.Лихачёва, он был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук.

По приезду в США А.Х.Горфункель был принят в центр Российской истории при Гарвардском университете, где сейчас занимается изучением жизни и творчества русского философа и поэта XVII века Яна-Андрея Белобоцкого.

Познакомился я с ними неожиданно. Однажды, занимаясь в библиотеке, я услышал беседу об искусстве эпохи Возрождения на русском языке. Я тут же подошёл к ним и представился, что я художник из России, из Удмуртии. Они не только удивились, как я заметил, но и обрадовались. Тем более, Александр Хаимович, оказывается, во время войны вместе с матерью и сестрой были эвакуированы в Удмуртию и несколько лет жили в Глазове. Там молодой человек застал ещё стариков, которые помнили В.Г.Короленко и чрезвычайно почитали за его роль в «Мултанском деле», когда он выступал в печати, на суде, защищая удмуртских крестьян, ложно обвинённых в совершении «ритуального убийства». И что тоже интересно, отец Александра Хаимовича, занимаясь литературным творчеством, первые свои опыты посылал В.Г.Короленко и получил от него положительный отзыв (письмо он впоследствии отдал наследникам писателя).

Я с ними подружился, нарисовал их портреты, оставил им цветные ксерокопии. Они были очень благодарны.

Затем я обратился к ним с просьбой найти телефон и адрес сына Сергея Есенина, который проживал в Бостоне. К моей радости, А.Х. Горфункель был знаком с сыном Сергея Александровича Есенина и Надежды Давыдовны Вольпин. Он дал мне телефон Александра Сергеевича Есенина–Вольпина, предупредив, что по натуре он человек сложный, хорошо, если согласится на встречу. Но мне повезло. Александр Сергеевич доброжелательно отнёсся к моей просьбе и позволил нарисовать свой портрет. Встреча была тёплой и интересной. В результате у меня получился удачный рисунок. Он написал на листе, что «портрет удивительно ясный». Во время беседы, когда я сказал, что из Ижевска, он вспомнил – его мать, Надежда Давыдовна Вольпин, до войны побывала в нашем городе. Приезжала дважды – в 1938 и 1941 годах – по командировке Союза писателей России для решения организационных вопросов в Союзе писателей Удмуртии. Кстати, об Александре Сергеевиче и его матери писал в своей книге о Сергее Есенине и Николай Васильевич Витрук, мой большой друг из Москвы.

На память Александру Сергеевичу Есенину–Вольпину я оставил факсимильную копию его портрета. Он был очень рад и благодарен, о чём написал прямо на моём рисунке.

Александр Сергеевич – профессиональный математик, учёный, кандидат наук, занимается сложными проблемами в этой области. Но, как говорят, «гены шалят» – он ещё и стихи сочиняет. Мне он наизусть прочёл несколько своих стихотворений. Конечно, эта встреча незабываема. Она останется в памяти на всю жизнь.

Мой альбом продолжал пополняться портретами американцев, обогащались мои впечатления. В частности, занимаясь и рисуя в Бостонской библиотеке, я с удивлением смотрел на реалистические портреты исторических личностей, пейзажи Америки, которые украшали её стены и интерьеры. Но абстрактных работ я там не видел. В библиотеке очень спокойная, деловая обстановка. Меня удивил открытый доступ в фонды библиотеки. Каждый человек мог получить очень дорогие книги из любой области знаний: искусства, литературы, науки… Читатели могут не только смотреть, знакомиться с этими книгами, они могут по записи взять любую из них домой на определённый срок.

Несколько раз я посетил православную церковь. Прихожан много. Службу вёл настоятель церкви отец Патрик. Меня с ним познакомили, и мне удалось даже сделать его портрет. При церкви работает приходская детская школа, где уделяется особое внимание эстетическому воспитанию. Девиз школы, как сообщил мне отец Патрик, незатейлив – «Красота спасёт мир».

Бостон славится и гордится своим богатейшим музеем изящных искусств. В частности, там находится самое большое собрание французских импрессионистов. Мне посчастливилось увидеть огромную выставку трёх титанов Возрождения, великих живописцев – колористов Тициана, Веронезе и Тинторетто – из разных музеев мира. Интерес американцев к искусству огромен, посетителей в музее очень много. Ещё хотелось бы отметить неподдельный интерес американцев к реалистическому рисунку. Где бы я ни рисовал, и кого бы я не просил позировать, все с удовольствием соглашались. А появившемуся портрету они, как дети, радовались, благодарили, а некоторые желали и приобрести свои портреты.

 Видя в книжных магазинах и музеях, как представлена наша литература и искусство, в душе возникает грустное чувство.. Мало, что можно увидеть из России. До настоящего времени американцы очень мало знают о нашей культуре. И в то же время при встречах с ними я чувствовал, что они хотят знать больше. Ведь не зря говорят – в мире нет границ только между культурными пространствами. Думаю, что культура, искусство сближают людей, народы, страны. Я очень надеюсь, что мои рисунки тоже послужат делу сближения, помогут нам лучше узнать друг друга.

И одновременно, какой бы интересной, разнообразной не была Америка, своя родина тянет, как магнит. Я всегда с радостью возвращаюсь домой, с ещё большим пристрастием рисую, пишу свои родные просторы, с обострённым чувством воспринимаю самобытность своего народа.