Юбилей

К 80-летию Владимира Кузьмича Семакина

«МНЕ ВСЮ ЖИЗНЬ ГОРДИТЬСЯ РОДИНОЙ…» 

 

 

Время ли сегодня говорить о патриотизме, если средства массовой информации каждый день сообщают нам, как растерянно и разочарованно смотрит на нас Запад, утратив доверие к России. Как бедны, больны, выбиты из колеи миллионы россиян, мы знаем не понаслышке. Как же понимать сегодня патриотизм — любовь к родине, верность ей? Или это понятие — анахронизм, иллюзия? А может, надежда на спасение?

Тема патриотизма является ведущей в творчестве русского поэта Владимира Кузьмича Семакина. В честь 80-летия со дня рождения поэта издательство «Удмуртия» выпустило книгу его стихов «От ледохода до ледостава».

Стихи объединены в сборнике светлым чувством осознанной любви к родной земле, своему народу, которое предопределяет верность долгу, способность делить с согражданами все радости и печали бытия. Это чувство интернационально, в нем уважение к другим народам, их образу жизни, национальному менталитету. Как пишет критик З.Богомолова в книге «Песня над Чепцой и Камой», у В.Семакина мы не обнаружим четкого разделения на «русское» и «удмуртское». Всё это для него единое, родное. «Удмуртия — часть России, где он родился и стал поэтом». Даже переехав жить в Москву, поэт не перестал восхищаться своей «малой родиной», «нехожеными дебрями Прикамья». Хронотопы города и деревни не противопоставлены друг другу. Родные пейзажи рождают у поэта высокие патриотические чувства. Этнонимы «Кама», «Вала», «Чепца» уточняют географические приметы края, несут эмоциональную нагрузку:

 

Родные места, дорогие названья…

Озера за Камой, пруды на Вале…

В день радостной встречи

И в час расставанья

За всё благодарен я этой земле.

 

Поэт благодарен судьбе за «терпкую сладость гречишного меда», за «воздух, пропахший смолою и мятой», за «ветер, что каждую ветку голубит», за то, что родился «там, где травы в воде, как живые», где «закамские озера, до дна лучистые от звезд», где «голубым-голубо колоколится за околицей лен-долгунец». Вечная природа предстает здесь как залог непрекращающейся связи времен, дающей нравственную опору в настоящей жизни. Герой лирики В.Семакина дышит этим вольным воздухом родной земли, ощущая себя частицей огромного целого.

Духовный потенциал «тихой» лирики В.Семакина позволяет ей быть принятой всеми, кто слышит ропот берез и пение вьюг, кому так же дорого «русское слово, веселье ли в нем или отзвук беды». Патриотическое слово Семакина сплачивает нацию, питает ее социальным оптимизмом, ибо основано на светлых чувствах личной сопричастности каждого к общей судьбе своего народа. Поэт так выражает свое поэтическое патриотическое кредо:

 

Мне всю жизнь гордиться родиной,

Никому-то мной не проданной,

Ни за рупь,

Ни за пятак,

Ни за славу,

Ни за так.

 

Анна ЗУЕВА-ИЗМАЙЛОВА,

доктор филологических наук

 

 

РАДУГА ВЛАДИМИРА СЕМАКИНА

 

Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят и радуют…

Гете

 

С древних времен человечество разрабатывало символику цветов, придавая каждому цвету свое значение и смысл. С младенчества нам ведомо, что белый — цвет чистоты, цвет свадьбы, цвет невесты, вообще знак благородства, того, что достойно почитается. В России белым городом называли Москву, белая береза — символ России. Однако белый торжественный, парадный цвет не всегда и не везде таковым почитался и почитается. Исследовательница А.Чернова в книге «…Все краски мира, кроме желтой» приводит любопытные примеры того, как в истории человечества белый цвет воспринимался траурным. Белый траур носили овдовевшие королевы. Белый избирали своим цветом некоторые монашеские ордены в знак отрешенности от красок жизни.

Цветовая палитра у В.К.Семакина веселая, радужная, богатая, но в то же время выборочная. Вот что пишет по этому поводу известный художник Д.С.Мухин: «Стихи новой книги Семакина по богатству красок и оттенков напоминают весеннее разнотравье».

Центральное место в творчестве поэта занимают голубой, синий, зеленый цвета.

 

Молодая…

Цветы на кофточке,

И глаза — голубые цветы.

Не со мной ли, присев на корточки,

Как девчонка, играла ты?

(«Памяти матери»)

 

Голубой — излюбленный цвет романтиков, символ прекрасного, воспринятый из западно-европейской культуры. Образ голубого цветка символизирует идеал свободы. Для романтиков поэт — это жрец, миссия которого — вернуть гармонию. Синий и голубой скрывают в себе некую тайну, ведь в синеве неба содержится божественная субстанция.

 

Так покойно и голубо-зелено

Это поле в залесной глуши —

Словно роздых никем не измеренной

И отходчивой русской души.

 

Зеленый цвет для Владимира Семакина — это цвет природы, естества самой жизни, весны и гармонии. Зеленый распространяется в горизонтальной плоскости, синий стремится вверх, а вместе они образуют крест — символ жизни.

 

Самое время

Встречаться влюбленным.

Зелен покров

Под навесом зеленым…

 

* * *

Пройди, минуй ольшаник

И трепетный осинник —

Войдешь под мох-лишайник

Лесов зелено-синих.

 

Желтый, золотистый цвета в поэзии В.Семакина — это символ интеллекта, мышления. Также символизирует спокойствие и непринужденность. Золотисто-желтый с легкой красноватинкой цвет относится чаще  всего к зрелой мудрости.

Во всех народных культурах по традиции наиболее широко применяемыми цветами были красный, черный и белый, а за ними синий, желтый и зеленый.

Красный цвет — любимый цвет многих поэтов. Для Семакина красный — это цвет жизнеутверждающей силы, богатства, энергии и любви. Это цвет спелых ягод, костра и огня. Недаром один из своих сборников он назвал «Краснолесье».

 

Ай да сосны!

Ай да краснолесье!

Бронза с бронзой стала, с медью — медь.

Возле них, свое откуролесив,

Даже эхо может онеметь.

 

В мифологической культуре удмуртов красный цвет имеет только положительное значение: «…жреца выбирали с красно-рыжими волосами и бородой, как наиболее любимого богами. В родник бросали при обряде жертвоприношения кусочек пищи, перья, шерсть, перевязанные красной нитью. Чтобы не опухали руки при косьбе, к запястьям рук привязывали красную шерстяную нить. Богу Куазю при молениях жертвовали красного быка».

В сборниках произведений В.Семакина мы встречаем много оттенков белого: бело-розовый, черемуховый, серебристый.

Какую же семантику имеет белый цвет в мифологической культуре удмуртов? Белому цвету придавали божественную силу. Инмару (верховному богу) жертвовали животных белой масти. При молениях (обращениях к богу) одевались только в белую одежду. В похоронных обрядах использовалась белая холщевая ткань.

Воспитанный в традициях удмуртского и русского народов, В.Семакин сформировал свою художественную систему под влиянием поэтики удмуртского и русского фольклора, русской и удмуртской литературы. Как переводчик он сохранял национальный колорит, особенности удмуртского менталитета, индивидуальный почерк каждого переводимого им поэта.

Таким образом, можно заключить, что цветовая гамма в поэтической системе В.Семакина несет в себе следы влияния не только русской, удмуртской, но и западно-европейской поэзии. Используя и развивая достижения различных культур, поэт внес значительный вклад в сокровищницу мирового словесного изобразительного искусства.

 

Роза КИРИЛЛОВА

 

 

ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

 

Будь прославлен, Человек!

В.Брюсов

 

Каждая национальная целостность — народ, страна, культура — имеет особое мировоззрение, свою уникальную шкалу ценностей. Даже ценности, присущие всем культурам, общие для всех народов, такие, например, как жизнь, очаг, бог, честь, долг, вера, любовь, красота, душа, идеал и т. д., находятся у разных народов в разных соотношениях, в разных пропорциях.

Через всю поэзию В.Семакина проходит поэтический образ Земли, Родины, России, бесконечно дорогой поэту, и образ Человека с большой буквы. Эти образы постоянно перекликаются, переплетаются, каждый раз обнажая новые детали, черты, подробности, из которых создается картина ценностей поэта.

 

А ты не тать, не печенег —

венец Природы,

осознаешь ли, Человек,

ее невзгоды?

 

Обращаясь к природе и человеку, имя нарицательное превращая в собственное, поэт выразил безусловную наивысшую ценность человека в природе. Поэтому его творчество — признание в любви к Родине, Земле, Природе.

 

Час от часу хорошея,

встают под пичужный свист

ромашка — лебяжья шея,

яртышник — черемный лист,

бодран — богатырь-детина,

что в самое небо врос,

и, вылитый Буратино, —

герань — журавлиный нос…

 

Поэт обращается также к важным, основным вопросам времени, говорит об ответственности человека перед историей. На страницах его сборников отразилась судьба человека, слитая с судьбой поколения, чей ратный и трудовой подвиг в годы войны воистину беспримерен по небывалому героизму и упорству. Но невольно, строка за строкой чувствуешь и свою причастность к радости, горю, переживаниям, раздумьям лирического героя. Совершенно точно заметил исследователь удмуртской литературы В.Ванюшев: «В произведениях Д.Бор-Раменского, В.Семакина, О.Поскребышева и других русских писателей история Удмуртии, ее народ, сегодняшние свершения и проблемы изображаются как неделимая часть России и ее истории в конкретном национальном проявлении».

 

Людмила БУСЫГИНА

 

 

Человек мой, человек

 

Земно кланяюсь тебе,

вечно благодарный.

В.Семакин

 

Лирика В.Семакина многопроблемна, богата по содержанию. Обратимся к сборнику стихов «Человек мой, человек…», который он назвал так не случайно. Проблема человека — это вечная тема всех народов и литератур всех эпох. Сборник вышел в издательстве «Советская Россия» в 1985 году в канун перестройки, когда проблема гуманизма обострилась.

В.Семакин ищет свой идеал. Что особенно важно для нас — он нашел его в своей малой Родине, через собственную биографию и биографию поколения, рожденного на родной ему земле Прикамья и Приуралья. Дорогие места, люди навсегда остались в его памяти и в душе. Мы, к сожалению, при жизни поэта не воздали ему должное за заслуги перед культурой и литературой удмуртского народа. Сколько сил и энергии вложил он в развитие удмуртской поэзии. Благодаря ему всесоюзный читатель узнал удмуртскую поэзию в ее лучших образцах. Сборник стихов «Человек мой, человек…» посвящен проблемам «малой Родины», его лирический герой тесно связан душой с этим краем, людьми, живущими в Приуралье, но в то же время он живет интересами всего мира, космоса, Вселенной. Его волнуют «философские» проблемы: что такое жизнь, смерть, бессмертие; бытие и небытие, душа, сердце…

Лирическому герою В.Семакина пришлось испытать все тяготы военного и послевоенного времени, что были ему «на роду написаны», но несмотря на это он «живой себе на диво».

 

Весь израненный человек

всё осилил и жив покуда.

Он родился в нелегкий век —

поизведал и зла, и худа.

 

* * *

Прохожу по сухому сугору

да нет-нет и вздохну тяжело,

потому что я цвел, да не в пору —

лихолетье мой цвет обожгло.

 

Герой В.Семакина остался жив, но он чувствует себя в долгу перед фронтовиками-ровесниками, погибшими на полях сраженья, живет благодарностью к их памяти:

 

Я живу, перво-наперво павшим

благодарный за то, что живу.

И, гордясь их безмерной отвагой, —

полегли, а Отчизну спасли! —

я себя вспоминаю трудягой

многодымной уральской земли.

 

* * *

Всё я помню в себе человека,

пережившего горе земли…

 

Горе лирического героя не просто горе одного человека, а горе общее, всего человечества, всей земли. Но жизнь продолжается, и для семакинского героя это значит:

 

Жить на земле —

значит быть родником!

 

Вот откуда черпает силы человек, и душа его чиста, как родниковая вода  с Родины. Поэтому, наверное, он страдает ностальгией вдали от малой и большой Родины, и этой теме посвящено стихотворение «Ностальгия»:

 

От тоски заломишь руки,

весь измаешься душою

с малой Родиной в разлуке,

а тем более — с большою.

 

У Владимира Семакина не только «мой человек» обладает душой, но и Россия, и планета Земля.

 

Россия тем и хороша,

что всё разбойничье стреножит.

Оплошным воздухом дыша,

она души своей не съежит.

Отчайся ум — ее душа

не верить в лучшее

не сможет.

 

А вот и конечный итог философских раздумий поэта:

 

…Что сердечно,

то и вечно, —

остальное — дым в горсти.

 

Несомненно, В.Семакин — один из крупнейших поэтов России, кровно связанный с нашей Удмуртией. Он на протяжении жизни делал всё возможное, чтобы его малая Родина духовно развивалась, крепла и заняла достойное место в культурном пространстве большой Родины.

 

Тамара ПАНТЕЛЕЕВА

 

 

ПЕСНЯ О РОДНОМ КРАЕ

 

В России столько звонкого и юного,

Что средь людей, что в поле, что в бору!

Душа Земли, душа всего подлунного,

Она сама как песня на миру.

В.Семакин

 

Он писал, что его стих — без трезвона, простой и общительный. Ему дороги строки, рвущиеся из души — нежные и величавые:

 

В стороне от чьей-то дутой славы

Только их шептал бы я в глуши!

 

Поэзия В.Семакина во многом автобиографична: мы узнаем о трудной жизни поэта, еще в раннем детстве потерявшем мать, о работе сутками у мартеновской печи, о страшной войне, о юности, прошедшей в бараке железоделательного поселка, разместившегося близ полигона, где постоянно испытывали оружие.

Вся его поэзия — это песня о родом крае, со всеми радостями и печалями. И, мне кажется, поэт очень точно сказал о себе, о своем творчестве в стихотворении «Про тебя, лесная родина».

 

Про тебя, лесная родина,

Говорят, что ты Володина, —

Слышу, гордость затая:

Хорошо, что ты моя!..

 

А какой родник на родине!

Кама в желобе, в колодине.

Я там пил —

Как душу мыл,

Не барыгой вышел в мир.

 

Напрямую Семакин нечасто упоминает песню, музыку. Но ассоциативно она постоянно напоминает о себе.

 

Над тобой, что искорки частушки,

Неуемны песни над тобой.

 

В сборнике «Перекаты» можно выделить стихотворение «Костяника-ягода», написанное в жанре песни:

 

Костяника красная,

Что не стебель — горсть,

Ягодам не хочется

Летовать поврозь.

 

Стихотворение, так и названное автором — «Песня», примечательно тем, что она рождается самой природой, она разлита в ней, ее, уже готовую, надо только расслышать и запеть:

 

Там, у речки на приволье,

Изумленья не тая,

Неизвестную дотоле

Песню вдруг услышал я.

 

Услыхал я шепот лета,

Зацветавшего окрест,

Что простая песня эта —

Уроженка здешних мест.

 

Стихотворение, маленькую поэму, посвященную приходу весны — «Что там за звон…», Семакин насыщает звуками и упоминает струнно-щипковые инструменты, при этом роняя яркую метафору: «И заливается… жаворонок с колокольчиком в горле».

 

Что там за звон

Над зеленой долиной —

Не балалаечный,

Не мандолинный?

 

Это пчела

В золотой пелеринке

Перебирает,

Как струны, тычинки.

 

В поэтическую ткань стихов его нередко вплетаются ранний цветок медонос, горицвет, алый татарник, подвески бересклета, серебристые кудри иван-чая.

Стихотворение «Мне по нраву то, что дико» не оставляет у читателя никаких сомнений относительно выбора поэта:

 

Мне по нраву то, что дико,

Что взросло само собой:

Папоротник,

Волчье лыко,

Глаз вороний,

Зверобой,

Сон-трава,

Медвежье ухо.

Космы хмеля,

Клочья мха.

К остальному сердце глухо —

К цветникам душа глуха!

 

Нельзя обойти внимание интимную лирику В.Семакина.

З.А.Богомолова в предисловии к сборнику «От ледохода до ледостава» музой, другом, помощником поэта назвала его супругу А.И.Семакину. Стихи поэта о женщине полны гармонии и любви: ни жалоб, ни сетований, ни разлада, ни горечи не сыскать в них. Он счастлив и любим. Возлюбленная открывает В.Семакину красоту мира, неизъяснимую прелесть раннего утра и вместе с тем лучшие качества в нем самом, ведь зрелое чувство преображает человека. Автор восклицает: «Нет, я ни с кем не видел столько света, / не знал, что в мире столько доброты».

Чувства поэта к женщине, как незамутненный родник, — трепетные, нежные, целомудренные. Спутница жизни его устала от неуюта и всплакнула на вокзале. Лирический герой утешает и ободряет ее: «Просто ты немного приустала. / Как цветы от зноя устают» — и добавляет: «Где мы вместе, там у нас и дом!..»

Трагическая страница сборника «Перекаты» — стихотворение «Памяти матери». Ранняя ее гибель навсегда осталась незаживающей раной в душе и памяти поэта, и он с горечью говорит:

 

Вот и стала ты мне ровесницей.

Без тебя я так трудно жил…

 

Боль пронизывает заключительные строки стихотворения:

 

Как я выжил и как мне можется —

Не расспросишь ты, вся в слезах.

 

В заключение хотелось бы выделить стихотворение «Окраина русской земли», затрагивающее животрепещущую и сегодня проблему. Это сохранение могучего, красивого русского языка. Автор воспринимает былинных богатырей во главе с Ильей Муромцем защитниками не только земли, но и речи русской. И в этом, по убеждению В.Семакина, «их гордый пример для потомка».

 

Елена КРАСНОВСКАЯ

 

 

ПЕЙЗАЖ В ПОЭЗИИ СЕМАКИНА

 

Лирика В.Семакина проникнута чувством радости, света и надежды. Даже если это грусть, она тоже какая-то светлая, легкая. За этим чувством, эмоциональным тоном, объединяющим все лирические стихотворения В.Семакина, стоит целостное мироотношение. Уже названия его стихов играют роль своеобразного эмоционально-смыслового ключа: «Над землей — спасибо солнцу…», «Черемуховый май», «Зазеленели даже колышки», «Было трепетно, буйно, зелено», «Лирика цветет, как земляника» и др.

В поэзии В.Семакина мы обнаруживаем два типа пейзажной лирики. В первом, описательного характера, раскрывается красота окружающего мира, выражено чувство восхищения этим чудом природы, его неповторимым очарованием.

 

Приближенью ледохода

Не нарадуется кровь:

Просыпается природа,

Омоложенная вновь…

 

Пейзажная лирика поэта проникнута одушевлением, очеловечиванием природы:

 

И солнце, рыжий некулема,

Сойдя с орбиты голубой,

Твоей медовостью влекомо,

Как шмель, кружится над тобой.

 

Семакину свойственна простота поэтического слога и образности, но иногда его метафоры и сравнения очень оригинальны:

 

Осиновый лист — коротышка,

Затерянный в шуме и гаме,

На дерево влез, как мальчишка,

Висит и болтает ногами.

 

Мироощущение поэта с художественной непреложностью воплощено, сотворено в образном, словесном, интонационном, ритмическом строе стихотворений. Например, в стихотворении «Колос Колосович» лирический герой возвращается своей памятью в прошлое, в голодное трудное детство. Хлебные колосья, которые давали жизнь, он ласково называет «Колос Колосович», «ласкушка», одушевляя их.

В стихотворении «Краснолесье» лирический герой не только влюблен в природу родного края, она учит его трудной науке жизни.

В стихотворении «Где наш яркий лазоревый цвет» поэт использует прием психологического параллелизма: приуральские купавы сравниваются с девушками. Ассоциации создают реалистические картины природы и тем самым служат дополнительной возможностью для раскрытия внутреннего состояния лирического героя, его легкой грусти о быстротечности времени, молодости:

 

Неизвестно когда отцвели,

Неизвестно когда отсмеялись…

 

В создании художественного образа участвуют все компоненты стихотворения — и слова, и «образность», и ритмическая система, и сами звуки составляющих его слов. Например, в стихотворении «Отпуржила зима-белоснежница» аллитерация звуков п—ж—ш создает ощущение движения, шуршания, особой нежности к описываемому объекту: отпуржила, белоснежница, пушинки, шалый, нежится, копошится…

В стихотворении «Половодье» образно-звуковой сюжет дублирует смысловое развитие, выражая его своими специфическими средствами. Весна связана с радостью, возрождением мира природы и человеческой души одновременно. Жизненные трудности ассоциируются с половодьем. Лирический герой борется с половодьем, плывя на лодке своей судьбы. В этом стихотворении содержится жизненное кредо автора:

 

Не скисать, а — хвост морковкой —

пересиливать беду

даже самую крутую,

заливающую борт…

 

Аллитерация согласных в—п-б—р, звуковых комплексов ро—ло—ру создает фонологический эффект динамичности, борьбы со стихией, нарастания напряженности: водам, колобродам, берегам, прут, бурливым, перекатам, водоворот, промешкал, пересиливать. Вместе с изменением эмоционального тона в конце стихотворения меняется звуковой сюжет. Звуковые комплексы му—ту—та—ту создают более мягкий, «успокоительный» звуковой аккорд. Победа над стихией одержана…

Мотив «природа и человек» в творчестве поэта тесно связан с темой «малой» и «большой» Родины, любви к родной земле, к своим истокам. Данная тема играет решающую роль в человеческом и творческом становлении поэта. Родина, родной край — неиссякаемый родник, из которого он черпал и вдохновение, поэтические образы:

 

Не надышусь, не наброжусь Прикамьем,

не нагляжусь на пойму речки Юс,

пшеницы не натрогаюсь руками —

попробую — неспелую — на вкус.

 

Поэт тесно связан со своими корнями, со своим прошлым, и эта связь дает ему надежду, веру в будущее.

Таким образом, на примерах пейзажной лирики поэта мы обнаруживаем общий эмоциональный тон его поэзии, раскрываем его индивидуальность.

 

Наталья АТНАБАЕВА