Авторы/Богомолова Зоя Алексеевна
«СМОТРЯ ВПЕРЕД СКВОЗЬ ТОЛЩУ ЛЕТ»
Дерзай, летописец! Оценит потомок
все честные строки твои…
В.Емельянов
Разговор о творчестве народного писателя Удмуртии Владимира Ивановича Емельянова хотелось бы начать с одного из его программных стихотворений:
Из глубины живой и жаркой,
пронзая мертвый небосвод,
вчерашний свет звезды неяркой —
когда еще он к нам дойдет,
росу на ветках чернотала
нездешним высветлив огнем…
А ты, душа,
ты не устала
задумываться о былом?
Дыши, душа, озоном жизни
и передай в заветный час
великой завтрашней Отчизне
лишь лучшее, что было в нас.
Это стихотворение — эпиграф к размышлению о жизни и творчестве писателя. «Смотря вперед сквозь толщу лет…» — это тоже строка из стихотворения В.Емельянова, которое определяет пафос его поэзии. Его учитель и друг, известный советский поэт, участник Великой Отечественной войны Николай Старшинов, представляя всесоюзному читателю сборник В.Емельянова «Родство» (М.: Современник, 1984) писал: «Читая стихи Владимира Емельянова, убеждаешься в том, что он прочно стоит на земле: любит ее, знает ей цену, помнит ее прошлое, думает о ее будущем, внимателен ко всему живому, в первую очередь к людям…»
Эта объемная характеристика не исчерпывает, однако, всех мотивов поэзии и не создает полного портрета личности В.Емельянова. Поэту присуща глубокая обеспокоенность судьбой страны, судьбой человека, его современника, судьбой и состоянием духовной культуры, воспитанием молодой литературной смены. Гражданственность поэзии и прозы В.Емельянова, которому в этом году исполнилось 55 лет, определяет идейный пафос его многожанрового творчества, многолетнюю службу отечественной словесности, заботу о процветании литературы Удмуртии.
* * *
Владимир Иванович Емельянов родился на Северном Кавказе, в Армавире. По этой земле прошли опустошительные войны: гражданская, Великая Отечественная, участником которой был его отец. Эти факты истории страны и семьи переплелись и во многом определили содержание его поэзии («Отец в больнице», «Что про деда мне известно», «Бабушка», «Как я дома давно не был…» и др.).
Первый сборник стихотворений В.Емельянова назван «Память о вечном» (1979). Это дипломная работа выпускника Литературного института им. А.М.Горького — серьезная заявка на осмысление непреходящих ценностей: исторической памяти, связи поколений, рождения новых, ставших «вечными», откровений…
А, все-таки,
все — неизменно:
Рождение, смерть и любовь.
Мгновенное в жизни — мгновенно.
А вечное — явится вновь…
Его только можно приблизить
к открытой для счастья душе…
За этот сборник на Всесоюзном литературном конкурсе имени М.Горького 1981 года В.Емельянов удостоен звания лауреата. Это случилось уже в бытность Владимира Ивановича в Удмуртии.
В том же 1981 году В.Емельянов был принят в Союз писателей СССР. Избирался делегатом писательских съездов СССР и РСФСР. Более десяти лет служил верой и правдой Союзу писателей Удмуртии: возглавлял бюро пропаганды художественной литературы, был заместителем председателя Союза писателей республики. С 1992 г. — главный редактор журнала «Луч», организованного его старанием. Из республиканского журнал фактически стал региональным и российским.
Разносторонне одаренный художник слова, неутомимый труженик, В.Емельянов делает ежедневно свое нелегкое дело без позы и рекламы, с пониманием насущных задач современности. Такова его десятилетняяработа в качестве главного редактора журнала «Луч», переводчика с удмуртского, публициста и очеркиста.
Каждое направление творческой деятельности Владимира Емельянова — отдельная страница для исследования. Так много и основательно сделано им как автором многих лирических, сатирических сборников, стихотворений, поэм, документальных повестей, романов «Последний единоличник» (в стихах, 1998), «Риск» (1989), «Савелий и Левиафан» (получил высокую оценку на страницах еженедельника «Литературная Россия»), книг очерков, повести для детей «Топтыжка» (1984), драматических произведений, песен. На его стихи известными композиторами было написано более тридцати песен.
И в больших, и в малых литературах, к сожалению, имеет место недооценка труда переводчика, который не только вкладывает в перевод душу, стремясь сделать его адекватным оригиналу, но и делится своим опытом, дорогим для него словарным запасом, системой изобразительных средств. Только с удмуртского языка Емельянов перевел около тридцати тысяч строк поэзии (более сорока печатных листов), около сорока печатных листов прозы.
Переводческое дело для В.Емельянова, наряду с журнальным, стало главным. Он переводил стихи и отдельные сборники многих и многих поэтов Удмуртии, как классиков, так и современников, а также прозу Г.Ходырева, Р.Валишина, С.Самсонова, роман-дилогию Г.Перевощикова «Гололед», сопроводив перевод этого романа глубоким литературоведческим анализом. Если бы Владимир Иванович собрал всё — прозу, поэзию, переведенную им, — создалось бы несколько томов книг. Но дело не только в количестве переводов, а в их качестве и в том значении, какое приобретают произведения удмуртских писателей, становясь достоянием широкого российского читателя.
В.Емельянов как переводчик открыл русскому читателю новые имена национальных поэтов-самородков В.Романова и М.Федотова, безвременно и трагически прервавших свой творческий полет.
Читатели, да и критики, не всегда понимают, что поэт переводит стихи других за счет работы над собственными стихами, тратя время и силы, которые мог бы употребить на подготовку к изданию собственной книги. Тем не менее есть все основания говорить о В.Емельянове как о самобытном поэте, со своим острым взглядом, выверенным жизненным опытом, углом зрения на мир, на историю и современность.
Звезда упала.
Гаснет в небе след.
Ночная пустота мне сердце студит.
Был я рожден в стране, которой нет
и больше никогда уже не будет.
Плоха она была иль хороша —
родителей, увы, не выбирают.
Прощай, моя любовь,
моя душа.
О, как внезапно
страны умирают…
Емельянов обладает чистым голосом, у него чистая лирика. Мы имеем в виду чистоту жанра, проясненность мысли, тщательность отбора словесно-изобразительных средств.
Как поэт оригинальный, В.Емельянов создал и свою стилевую изобразительную систему. Его лирика лаконична по словесному материалу, мысль в ней сжата, как пружина. Язык поэзии и прозы В.Емельянова — особая область исследования. Стоит лишь читателю открыть начальные главы романа «Савелий и Левиафан», как он попадает под обаяние поэзии языка, особенно когда автор сталкивает человека и природу (в драматических ситуациях) или когда погружает человека в прекрасный, полный загадок мир природы.
Отмечая мастерство В.Емельянова живописать природу, Н.Старшинов подчеркивал его умение создавать масштабные картины. А мы бы добавили: с поражающими воображение читателя вещными подробностями, тонами, красками, звуками. В этом отношении образец — стихотворение «Край ты мой, осиновый, ручьистый» (сборник «Родство»). В стихах поэта, говоря его словами, «всё ново и — вечно» («Я понял: на свете всё ново…»).
Талантливо написанные стихи трудно интерпретировать — их хочется цитировать. Стихам В.Емельянова присущи афористичность, ассоциативность, публицистичность, создающие внутренний план сюжета. Как пример — строки из стихотворения «Поэту» из цикла, посвященного К.Герду:
Поэту надо быть распятым,
чтоб смолкла клевета…
Емельянов владеет высоким качеством художника — находить опору в себе, в душе человека («Я надеюсь, что время излечит душу мне, разгоняя в ней тьму…»), слышать биение пульса жизни природы, пульс мыслящего человека и общества, чтобы «с бедою сразиться».
Дело мудрых — предвидеть беду,
дело храбрых — сражаться с бедою.
Таково кредо поэта. Оно актуально в наше время потому, что пока еще не остановлен процесс разрушения личности, разрушения исторических, нравственных традиций, принижения общественной роли поэта и поэзии, а в целом — духовной культуры. Сейчас, когда литературное дело заражено конъюктюрными политическими тенденциями, индивидуалистическими пристрастиями и амбициями, главная задача, подтвержденная десятилетней практикой работы редколлегии журнала «Луч», — это широкое просветительство.
В.Емельянов вступил в возраст, который принято называть «золотым», по выражению О.Поскребышева — «коронным». Это относится не к количеству прожитых лет, а к состоянию зрелости, мудрости, к мудрости художественного мышления.