Авторы/Богомолова Зоя Алексеевна
ВЫДАЮЩИЙСЯ УДМУРТСКИЙ ПРОЗАИК
Генриху Ксенофонтовичу Перевощикову — 70 лет
Юбилей — не только итог пройденного жизненного пути, но и отчет о содеянном перед обществом, народом и самим собой.
Рука моя не поднимается написать, что Генриху Ксенофонтовичу Перевощикову, народному писателю УР, 14 сентября 2007 года исполнилось 70 лет, а также 30 лет пребывания в СП России, 30 лет выхода первой книги — тетралогии «Поклонись земле» и полвека творческой деятельности. Помню его студентом четвертого-пятого курсов историко-филологического факультета УГПИ, весьма авторитетного среди студентов и преподавателей, старосту группы, строгого блюстителя дисциплины и порядка, всегда собранного, подтянутого. Таким он и остался на всю жизнь, и когда работал в редакции удмуртского радиовещания, и когда, по приглашению Ф.И.Васильева, исполнял обязанности литературного консультанта Союза писателей УАССР, таким он был и тогда, когда его единогласно, после гибели Флора Ивановича, избрали председателем Союза писателей Удмуртии, секретарем СП РСФСР.
По аналогии вспоминаю Г.Д.Красильникова, студента, тоже старосту курса Литературного института им. А.М.Горького, о котором В.Марченко в книге «Тверской бульвар, 25» написал почти то же самое. Не случайно вспомнила классика удмуртской литературы в связи с юбилеем Генриха Ксенофонтовича.
Прошли годы. Г.К.Перевощиков создал два десятка книг, их своевременный выход в свет и художественный уровень, а также значение, которое они приобрели в истории и современной удмуртской, и российской литературы, дает основание поставить его имя рядом с Г.С.Медведевым и Г.Д.Красильниковым. Сравнение ни в какой мере не лишает этого талантливого прозаика индивидуальности. У него свое место в отечественной словесности, ибо он по праву является первопроходцем в осмыслении важных социально-нравственных проблем и в доперестроечное, и в послеперестроечное время. Как пример — дилогия «Йöвалег» («Гололед», 1989, 1994), в которой, по существу впервые в удмуртской прозе, раскрывается роль и значение творческой личности, творческой интеллигенции в годы становления нового общественно-политического устройства в стране. Эта тема в разные годы волновала и И.Г.Гаврилова (роман «Корни твои»), и А.С.Бутолина (повесть «Сердце не обманешь»), но не нашла обстоятельного осмысления в произведениях этих писателей.
Началом же вхождения Г.К.Перевощикова в удмурт-скую литературу были детские рассказы, опубликованные им в периодической печати еще в студенческие годы, а первая книга «Тöдьы гырлы» («Белый колокольчик». Рассказы для детей) вышла в 1960 году, в год окончания педагогического института.
Работа в республиканском радиокомитете была продолжением гражданского становления личности писателя, расширением диапазона знаний о разных социальных сторонах и сферах жизни, особенно сельской. Родившийся в крестьянской семье (в деревне Верх-Нязь Игринского района), Г.К.Перевощиков с пониманием и заботой вникал в новые обстоятельства колхозного бытия, о чем свидетельствуют его выступления по радио и в печати, посвященные главным образом судьбам молодежи в разные годы новой истории. Об этом его книга очерков «Кыдазы егитъёс» («Мужала молодежь»).
Когда началась Великая Отечественная, будущему писателю было четыре года, когда окончилась — восемь, но он помнит это лихолетье непомерного труда близких, полуголодное существование. Однако не только тема борьбы с фашизмом будет волновать писателя долгие годы, но и тема революционного подвига народа. В 1975 году увидела свет книга очерков «Куашетоз сильтöл» («В грохоте бури»), а через четыре года — повесть о земляке-лётчике «Омырын — Меркушев» («В воздухе — Меркушев»), написанная в соавторстве с Ю.Кедровым, тогда тоже журналистом, сыном поэта и прозаика Ф.Кедрова, героически погибшего на фронте в 1944 году. Выход этих книг дал основание присудить Генриху Перевощикову престижную премию — премию Комсомола Удмуртии. Посмертно ею награжден погибший на фронте поэт Ю.Шаврин (из Воткинска), а также С.А.Самсонов, В.В.Романов, О.А.Поскребышев и др.
В 1977 году Г.К.Перевощиков стал членом Союза писателей СССР. В судьбе молодого прозаика принимали участие известные тогда в стране художники слова — С.П.Залыгин, С.И.Шуртаков и др., весьма дружелюбно к нему был настроен секретариат СП РСФСР (председатель С.В.Михалков).
В 1981 году Г.К.Перевощиков ушел на творческую работу, а в последующие годы трудился и трудится в редакции журнала «Молот» («Кенеш») (возглавляя отдел прозы), редакторами которого были в свое время М.П.Петров, Т.Архипов, С.Самсонов, Ф.Васильев, А.Шкляев, В.Ившин, в настоящее время — П.Куликов. В редакции работали талантливые писатели В.Широбоков, Г.Ходырев, С.Перевощиков, Л.Кутянова, сейчас — прозаики О.Четкарев, поэтесса Г.Романова, но присутствие в редакции «Кенеша» Г.Перевощикова придает всей деятельности членов редколлегии особую значимость. Огромную роль играют его профессионализм и авторитет. «Традиции создаем мы, писатели», — говорил М.П.Петров. У «Кенеша» (создан в 1926 году при участии Т.Борисова и К.Герда) добротные традиции — взыскательное отношение к творчеству писателей, и вместе с тем благородные — открывать новые имена поэтов, прозаиков, публицистов. В этом отношении велика заслуга Г.К.Перевощикова. Я много слышала слов признания — тех, кому он помог обрести место в литературе. Бескомпромиссный к графоманству, он может ночами сидеть над рукописью молодого автора, если обнаружит в нем «искру божью».
Несомненной творческой заслугой Г.К.Перевощикова и заметным событием в литературной жизни Удмуртии является создание тетралогии «Поклонись земле» (1977—1986), которой отдано десять лет творческих поисков.
Несколько лет назад автор этого эпического полотна подвергся суровой критике со стороны своих коллег (которая для меня была неожиданной и неоправданной) за то, что роман (вышедший, кстати, в Москве в издательстве «Современник» в переводе Ю.Галкина) носит якобы очерковый характер, идеализирует колхозную действительность и т. д. Это было время критики всего, что связано с советской историей, и особенно жизнью удмуртской деревни.
Мне довелось писать предисловия к трилогии «Поклонись земле» и роману «Полдень», ставшему четвертой частью этого масштабного повествования, и несколько статей о творчестве писателя, в которых я отмечала изображение автором нового этапа развития колхозного движения, вызванного повышением технического уровня сельского хозяйства, изменением отношения крестьян к труду, формированием нового самосознания тружеников земли, становлением новых черт характера руководителей разных уровней. Ф.К.Ермаков справедливо назвал автора тетралогии «Поклонись земле» «мастером психологического портрета».
Пройдет эйфория отрицания советского периода истории страны, и читатели, и ученые-филологи вновь вернутся к крестьянской прозе этих лет, к яркой ее странице, к произведениям Г.Медведева, Т.Архипова, Г.Красильникова, Г.Перевощикова, а в большой, российской литературе — к повестям и романам В.Лихоносова, Е.Носова, В.Личутина, и особенно — Валентина Распутина. В связи с юбилеем живого классика в этом году (70 лет со дня рождения) в газетных публикациях речь идет не только о последних крупных произведениях В.Распутина: «Дочь Ивана, мать Ивана» и др., но и о «Прощании с Матерой», о роли тружениц-крестьянок, носительниц истинного патриотизма, сыгравших в разные годы истории значительную роль в воспитании молодежи, любви ее к своим корням, истокам, а главное — к земле. А это и тема творчества (рассказы, очерки, романы, повести) Генриха Перевощикова советского периода.
Прошли годы. Многое изменилось в российской действительности, и Генрих Ксенофонтович, чуткий к социальным переменам, к изменению общественного сознания, а главное — к драматическому положению разных социальных слоев, особенно трудовой, думающей, ответственной за судьбы народа интеллигенции, негативно изобразил тех, кто совсем недавно управлял страной, определял судьбы людей, а в годы перехода от советского образа жизни к капиталистическому преобразился, приспособился к новым условиям. В то время как те, кто болел душой за народ, делал всё, чтобы помочь людям выжить, погибал под колесами новой истории. Такая участь постигнет главного героя романа «Белая ворона» (1994) Ушакова, печальника народного. В этом произведении Генрих Перевощиков беспощадно объективен в оценке происходившего в начале и середине 90-х годов. Читатель встретил роман доброжелательно.
Положительная оценка повести-трилогии «Жестокосердие» (1997) дана нами в книге «На переломе эпох» (2005). Автор жестко обличил время становления строя «рыночной экономики», показав трагедию «маленьких» людей, истинных тружеников, но не сумевших приспособиться к новым условиям бытия, новым социальным отношениям. Это повествование о трагических обстоятельствах одной семьи, в судьбах которой отразились типические явления нового социально-общественного строя. Беспощадный реализм в изображении героев, загнанных в безвыходное положение, доведенных до гибели, вызывал активную читательскую реакцию.
Всё сказанное выше о Г.Перевощикове — это свидетельство возмужания и мужества его таланта, мудрости и активности его жизненной позиции, о чем свидетельствует и проблематика последних повестей «Щепка» (2000) в добротном переводе А.Демьянова и «В пору цветения земляники» (2003) в высокопрофессиональном переводе В.Емельянова, которые не могут оставить читателя равнодушным, ибо они о нас, о нашем времени, о людях, ставших жертвами ущербных социальных преобразований и реформ. И это тема отдельного, подробного разговора.