К 150-летию Литфонда России
Этой осенью Литературный фонд России отмечает полуторавековой юбилей существования, являясь на протяжении всего этого времени самым обширным и деятельным писательским объединением, чей вклад в культурное развитие общества трудно переоценить. Отметим, что в те времена, 150 лет назад, люди творческих профессий, вовсе не получая государственного вспомоществования, жили и работали в условиях, прямо ставивших их в необходимость цехового объединения (вспомним композиторскую «могучую кучку», художников-передвижников и т. д). В полной мере претерпевала лишения и нужду и российская беллетристика — вспомним некрасовское: «Братья-писатели: в вашей судьбе что-то лежит роковое…». Тогда-то Некрасов, а с ним Тургенев, поэт-«искровец» П.Вейнберг и ряд других прогрессивных литераторов-современников образовали ядро писательского единения на общественных началах, которое и названо было Литературным фондом.
Задуманный как писательский профсоюз (и являющийся им по сей день), Литературный фонд России выполнял прикладные задачи: создавать деятелям литературы условия, материальные прежде всего, для творчества, отдыха, лечения. Не получив госсубсидий, Литфонд в истоках своих привлек в свою работу пожертвования меценатов, организовал сеть собственных книжных лавок, организовывал благотворительные литературные вечера. Уже через два-три года этот союз стал в судьбах российских «письменников» реальной опорой и помощью, дал гарантии заработка куска хлеба в тяжелом и неблагодарном деле писательского творчества. Не раз выручал Литфонд «в минуту жизни трудную», особенно в начале творческого пути, Глеба Успенского, Горького, Чехова, Куприна… Собственные издательства и печатные органы помогали тогдашним литфондовцам донести свое творчество до читателя, писатели имели возможность перехватить литссуду, побыть в лечебнице и даже посетить «писательскую» заграницу.
Октябрь 17-го насильственно раздробил профмонолит на крупицы. РАПП, Пролеткульт, Леф, «Серапионы» и т. д. растащили по углам трудно добытое писательское достояние. А детище Горького — Союз писателей СССР в середине 30-х и вовсе превратил Литфонд в собственный придаток, который тоже стал «колесиком и винтиком» пролетарского механизма и способствовал теперь только «братьям по классу и убеждениям».
Четверть века назад число членов писательского союза перевалило за десяток тысяч, однако отнюдь не всем из этого числа доставались блага литфондовской «кормушки» (творческие отпуска, путевки в писательские дома отдыха в Пицунде, Дубултах, Переделкине, загранвояжи). Это полагалось заслужить, а потом и отслужить — печатной декларацией верности постулатам соцреализма. Инакомыслия канувший в историю период писательского штампа и лакировки не жаловал. Отрадным, однако, исключением, заметно возродившим уважение литературных сил страны к своему профсоюзу, явился тот факт, что исключенный из рядов писателей СССР за зарубежную публикацию «Доктора Живаго» Борис Пастернак остался членом правления Литфонда СССР — тогдашние его руководители сумели проявить и политическую дальновидность, и гражданское мужество в защите талантливого литератора. Было и еще несколько примеров, когда Литфонд поддерживал морально и материально официально объявленных «бунтарями» писателей: Бродского, Шаламова, Галича…
Перестроечное время вернуло Литфонд в его изначалье. Бывший Союз писателей СССР расколот натрое, а писательский профсоюз утратил достояние: львиная доля его финансов и недвижимости разошлась по коммерческим структурам, не имеющим к литературе никакого отношения. Сибирскому поэту Ивану Переверзину, теперешнему президенту российского Литфонда, пришлось начать с белого листа, практически заново вовлекая в объединение писательские силы страны, собирая «осколки разбитого вдребезги». До былой состоятельности организации пока далеко, однако осуществляется главное: Литфонд сегодня вновь юридически и политически свободен от администрирования писательских союзов и активно восстанавливает связи с писательскими окраинами, нити которых в середине 90-х казались оборванными безвозвратно. В наши дни Литфонд крепнет, восстанавливает былую численность, традиции и направления практического действия.
Удмуртское отделение Литфонда России в общих чертах претерпело те же коллизии: десятилетие полной анемии и, усилиями сегодняшнего своего председателя правления поэта Владислава Кириллова, активную фазу восстановления. Справедливо отметить: соседние нам литературные регионы Поволжья и Приуралья по части возрождения своих литературных профобъединений заметно уступают нам, в большинстве там нет еще и литфондовских первичек. Меж тем Удмуртское литфондовское отделение (куда входит сегодня до полусотни местных писателей) установило устойчивые связи с правительством Удмуртии, получает помощь президента республики в субсидиях на издание новых книг; его издательство «Тодон» дает возможность публиковать местные сборники удмуртских и русских стихов и прозы (иным образом, на коммерческой основе, это было бы для многих республиканских литераторов невозможно); оказывает финансовую помощь писателям-ветеранам; способствует литературной деятельности молодых. Одним словом, Удмуртское отделение Литфонда России вновь решает былую прямую задачу материально-бытовой поддержки представителей литературы нашего края.