Авторы/Демьянов Анатолий

К 150-летию Литфонда России

 

Этой осенью Литературный фонд России отмечает полуторавековой юбилей существования, являясь на протяжении всего этого време­ни самым обширным и деятельным писательским объединением, чей вклад в культурное развитие общества трудно переоценить. Отметим, что в те времена, 150 лет назад, люди творческих профессий, вовсе не получая государственного вспомощест­вования, жили и работали в условиях, прямо ставивших их в необходимость цехового объединения (вспомним композиторскую «могучую кучку», художников-передвижников и т. д). В полной мере претерпевала лишения и нужду и российская беллетристика — вспомним некрасовское: «Братья-писатели: в вашей судьбе что-то лежит роковое…». Тогда-то Некрасов, а с ним Тургенев, поэт-«искровец» П.Вейнберг и ряд других прогрес­сивных литераторов-современников образовали ядро писательского единения на общественных началах, которое и названо было Литературным фондом.

Задуманный как писательский профсоюз (и являющийся им по сей день), Литературный фонд России выполнял прикладные задачи: создавать деятелям литературы ус­ловия, материальные прежде всего, для творчества, отдыха, лечения. Не получив госсубсидий, Литфонд в истоках своих привлек в свою работу пожертвования меценатов, организовал сеть собственных книжных лавок, организовывал благотворительные литературные вечера. Уже через два-три года этот союз стал в судь­бах российских «письменников» реальной опорой и помощью, дал гарантии заработка куска хлеба в тяжелом и неблагодарном деле писательского творчества. Не раз выручал Литфонд «в минуту жизни трудную», особенно в начале творческого пути, Глеба Успенского, Горького, Чехова, Куприна… Собственные издательства и печатные органы помогали тогдашним литфондовцам донести свое творчество до чи­тателя, писатели имели возможность перехватить литссуду, побыть в лече­бнице и даже посетить «писательскую» заграницу.

Октябрь 17-го насильственно раздробил профмонолит на крупи­цы. РАПП, Пролеткульт, Леф, «Серапионы» и т. д. растащили по углам трудно добытое писательское достояние. А детище Горького — Союз писателей СССР в середине 30-х и вовсе превратил Литфонд в собс­твенный придаток, который тоже стал «колесиком и винтиком» пролетарско­го механизма и способствовал теперь только «братьям по классу и убеждениям».

Четверть века назад число членов писательского со­юза перевалило за десяток тысяч, однако отнюдь не всем из этого числа доставались блага литфондовской «кормушки» (творческие от­пуска, путевки в писательские дома отдыха в Пицунде, Дубултах, Пе­ределкине, загранвояжи). Это полагалось заслужить, а потом и от­служить — печатной декларацией верности постулатам соцреализма. Инакомыслия канувший в историю период писательского штампа и ла­кировки не жаловал. Отрадным, однако, исключением, заметно возро­дившим уважение литературных сил страны к своему профсоюзу, яви­лся тот факт, что исключенный из рядов писателей СССР за зарубе­жную публикацию «Доктора Живаго» Борис Пастернак остался членом правления Литфонда СССР — тогдашние его руководители сумели проявить и политическую дальновидность, и гражданское мужество в защите талантливого литератора. Было и еще несколько примеров, когда Литфонд поддерживал морально и материально официально объя­вленных «бунтарями» писателей: Бродского, Шаламова, Галича…

Перестроечное время вернуло Литфонд в его изначалье. Бывший Союз писателей СССР расколот натрое, а писательский профсоюз ут­ратил достояние: львиная доля его финансов и недвижимости разош­лась по коммерческим структурам, не имеющим к литературе никако­го отношения. Сибирскому поэту Ивану Переверзину, теперешнему пре­зиденту российского Литфонда, пришлось начать с белого листа, пра­ктически заново вовлекая в объединение писательские силы страны, собирая «осколки разбитого вдребезги». До былой состоятельности организации пока далеко, однако осуществляется главное: Литфонд сегодня вновь юридически и политически свободен от администрирования писательских союзов и активно восстанавлива­ет связи с писательскими окраинами, нити которых в середине 90-х казались оборванными безвозвратно. В наши дни Литфонд крепнет, восстанавливает былую численность, традиции и направления прак­тического действия.

Удмуртское отделение Литфонда России в общих чертах претер­пело те же коллизии: десятилетие полной анемии и, усилиями сегод­няшнего своего председателя правления поэта Владислава Кирилло­ва, активную фазу восстановления. Справедливо отметить: соседние нам литературные регионы Поволжья и Приуралья по части возрождения своих литературных профобъединений заметно уступают нам, в большинстве там нет еще и литфондовских первичек. Меж тем Удмуртское литфондовское отделение (куда входит сегодня до полусотни местных писателей) установило устойчивые связи с правительством Удмуртии, получает помощь президента республики в субсидиях на издание новых книг; его издательство «Тодон» дает возможность публиковать местные сборники удмуртских и русских стихов и прозы (иным образом, на коммерческой основе, это было бы для многих республиканских ли­тераторов невозможно); оказывает финансовую помощь писате­лям-ветеранам; способствует литературной деятельности молодых. Одним словом, Удмуртское отделение Литфонда России вновь решает былую прямую задачу материально-бытовой поддержки пред­ставителей литературы нашего края.