ПЕРЕД РАМПОЙ И ЗА КУЛИСАМИ
Удмуртская драматургия и национальный театр
Рождение и становление национального удмуртского театра
Театральное искусство удмуртов, как и русское, в период своего зарождения своими корнями тесно было связано с народным песенным творчеством, с древними обрядами, родовыми праздниками. Об этом пишет Кузебай Герд (Кузьма Павлович Чайников) в статье «Удмурт театр»: «Вряд ли удмуртский народ имел представление о европейском театре. Но это не означает, что в данной области не развернулась бы никакая деятельность и у народа не появились бы потребности в театральном представлении».
В августе 1918 года учительница-бесермянка А. Н. Урасинова, уроженка деревни Ягошур Глазовского района, перевела на удмуртский язык и поставила пьесу Л. Н. Толстого «От неё все качества». Удмурты получили возможность посмотреть игру актёров, в которой чувствовалось стремление копировать европейское театральное искусство.
В 1918 году театральная жизнь бурно развивается: пишутся пьесы, ставятся спектакли в Малмыже, Елабуге, где был образован драматический театр. Кузебай Герд и сам перевёл пьесу Л. Н. Толстого «От неё все качества», которая была поставлена в Вятке и в Глазове.
В европейском понимании удмуртский театр получил свое развитие от стремительно растущей драматургической литературы, изданной на удмуртском языке в 20-ые годы. Выдвигаются удмуртские драматурги, режиссёры, актёры, театральные организаторы. Первый из них И.С.Михеев. Его пьесы «Знахарь» (1919 г.), «Не воруй» (1906 г.), «Удмуртский доктор» (1920 г.) имели большой успех, отличались образным, метким, истинно народным языком.
Острую критику пережитков прошлого в сознании людей, борьбу со старыми обычаями отображали пьесы Кузебая Герда «Ворожея» (1920 г.), А.В. Сугатова «Удмуртская свадьба» (1928 г.), П.А. Батуева «Сон дезертира» (1920 г.), М.Н. Тимашева «Насьток» (1929 г.). Наряду с драматургами появляются актёры.
Координационным центром по художественному руководству удмуртскими любительскими кружками становится один из них – кружок при Центральном удмуртском клубе во главе с А.В. Сугатовым. В этом кружке, начиная с 1928 года, приобщались к театральному искусству будущие артисты профессионального удмуртского театра К.А. Ложкин, К.К. Гаврилова, И.Г. Гаврилов, В.К. Виноградова, В.Г. Волков, Г.Н. Овечкин, А.В. Шкляева (Волкова), Я.Н. Вахрушев, Я.Н. Перевощиков.
Развитию театрального искусства содействовали гастроли в Ижевске центральных трупп Москвы и Ленинграда.
С 7-го февраля 1931 года начинает действовать постоянная удмуртская труппа – Удмуртский драматический театр. Первый спектакль театра «Река Вала шумит» по пьесе И.Г. Гаврилова. Этот день – точка отсчёта и рождение профессионального Удмуртского драматического театра.
1933 – 1934 годы явились этапом серьёзного творческого роста молодого театра. Именно тогда были поставлены спектакли по пьесам М.П. Петрова «Батрак», «Сквозь огонь», И.Г. Гаврилова – «Холодный ключ», М.А. Коновалова – «Победная сила».
Основная тематика пьес – социальное неравенство, борьба с кулачеством, гражданская война, что для того времени было вполне актуально и правомерно. Уже в это время театр обращается к русской и зарубежной классике. В его репертуар вошли две пьесы Н.В. Гоголя – «Женитьба» и «Ревизор», комедии Карло Гольдони «Трактирщица», «Слуга двух господ», Ж.-Б. Мольера «Лекарь поневоле», драма А.Н.Островского «Гроза».
Первое десятилетие театра вплоть до начала Великой Отечественной войны – его расцвет. «Расцвет театрального удмуртского искусства был обусловлен достаточно качественной удмуртской драматургией, которая росла и крепла вместе с театром» (В.В. Ложкин «Удмуртский театр», издательство «Удмуртия», 1981 г. стр. 54)
Продолжает писать пьесы М.П. Петров – «Иго содрогается», «Италмас». И.Г. Гавриловым в этот период написано более 10 пьес, переведено с русского языка столько же. Среди них А.Н. Островский, Н.В. Гоголь. Переводами занимался и М.П. Петров. В драматургию пришел молодой актёр В.Е. Садовников, представивший театру драму «Огненное моление» (музыка Н.М. Греховодова). Это была первая музыкальная драма на удмуртской сцене.
Тяжелые испытания театр претерпел в годы Великой Отечественной войны: самые молодые актеры ушли на фронт, десять из них не вернулись, остальных артистов мобилизовали на военно-промышленные заводы. Через полтора года деятельность театра была возобновлена с временной базой в селе Алнаши, затем в городе Можге. Ведущее место в репертуаре этих лет заняли пьесы о борьбе с фашизмом: «Русские люди» К.М. Симонова, «Бессмертный» А.Н. Арбузова и А.Гладкова, «Вынужденная посадка» М.В. Водопьянова и Ю.Г. Лаптева, «Встреча в темноте» Ф.Ф. Кнорре. Из удмуртских пьес была поставлена «Аннок» И.Г. Гаврилова.
Осенью 1944 года по решению Совнаркома УАССР театр перевели в Ижевск. 1-го марта 1945 года он принимает участие во Всероссийском смотре национальных театров со спектаклями «Старый Мултан» М.П. Петрова и «Русские люди» К.М. Симонова (в переводе на удмуртский язык Т.А. Архипова).
В середине и во второй половине 40-х годов в своих постановках театр создаёт образы героических личностей в спектаклях «Камит Усманов» И.Г. Гаврилова, «Сказка о Правде» М. Алигер. Сценическое воплощение получают произведения русской и мировой классики, в том числе «Без вины виноватые», «Бедность – не порок» А.Н. Островского, «Жорж Данден» Ж.-Б. Мольера. Но на фоне советской литературы в то время, когда были созданы произведения о ратном и трудовом подвиге народа, особенно ощутимым представлялось отставание удмуртской драматургии. Об этом в 1951 году писала «Удмуртская правда» в статье «Повышать качество спектаклей» и говорилось на совещании писателей. К 25-летию образования автономии Удмуртии объявляется конкурс на лучшее литературно-художественное произведение. На конкурс были представлены две пьесы: «Во имя жизни» М.П. Петрова и «Удмуртская девушка» Д.И. Перевозчикова. Но пьесы оказались слабыми, поэтому пьеса М.П. Петрова не была поставлена, а вторая быстро сошла со сцены. Лучшими пьесами, поставленными в первые послевоенные годы на сцене, были «Свадьба» и «Волшебная борода» В.Е. Садовникова. «Свадьба» с 1946 года уже возобновлялась шесть раз и с успехом не сходит со сцены по сегодняшний день.
Вскоре после войны встал вопрос о подготовке профессиональных кадров. И с 1951 года, через каждые 8-10 лет, труппа пополняется молодыми актерами, получившими профессиональное образование в лучших театральных вузах Ленинграда, Москвы, Уфы.
50-е – 80-е годы стали яркой страницей в жизни удмуртского театра. Разнообразен репертуар тех лет. Кроме классической русской драматургии – «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «Светит, да не греет» А.Н. Островского – ставится «Медея» по трагедиям Еврипида, Сенеки, Жана Ануя в переводе на удмуртский язык А.Н.Уварова. Большое место на сцене театра заняли спектакли по пьесам удмуртских авторов: они отражали современную действительность, затрагивали нравственные проблемы формирования личности. Зрители тепло приняли постановки по пьесам В.Е. Садовникова и М.С. Тронина «Волнуется синее море», «Старый дом» – по Г.Д. Красильникову, «Девицы-красавицы», «Чукдор» С.П. Широбокова.
В 1958 году Государственный удмуртский драматический театр реорганизован в музыкально-драматический. В труппу вливается группа солистов-вокалистов, артисты хора и балета в сопровождении оркестра. Это дало возможность ставить наряду с драматическими спектаклями музыкальные, в том числе оперу и балет. Так в 1961 году были поставлены первая удмуртская опера «Наталь» Г.А. Корепанова, первый балет «Италмас» и первая удмуртская оперетта «Любушка» Г.М. Корепанова-Камского. В 1984 году музыкальную труппу перевели во вновь выстроенное здание, после чего драматическая труппа получила более широкий простор для творческой деятельности. Коллектив по-прежнему обращается к классике и современным пьесам, опираясь на национальные традиции, сформировавшиеся в театральном искусстве Удмуртии, беря на вооружение и то новое, что приобреталось молодежью на институтской скамье. К сожалению, несмотря на успехи театра, оригинальных национальных пьес было мало. Об этом много говорилось на различных совещаниях по вопросам культуры и удмуртского языка на страницах газет. В этом, как ни странно, обвиняли театр, что можно услышать, прочитать и сегодня. Однако театру уже 80 лет, но всё это время он испытывает сложности с пьесами, выслушивая в свой адрес критику. Театр ни разу не отказывал в приёме пьес Е.Е. Загребину и А.Л. Григорьеву. Один раз в два-три года на сцене театра ставятся спектакли по их пьесам. Давно ушли из жизни классики-драматурги И.Г. Гаврилов, М.П. Петров, В.Е. Садовников, С.П. Широбоков. Все они выросли в непосредственной работе с режиссёрами, с труппой, постигая азы драматургического мастерства непосредственно в театре.
В последние годы проявить себя в драматургии пытаются многие – это надо только приветствовать, и театр идёт авторам навстречу. Кому из актёров, посвятивших себя наитруднейшей профессии, хочется сидеть и прозябать в ожидании реализации своего творческого потенциала. Разве актёр сам себе враг? Но и не слепой бессловесный созерцатель, готовый воплощать то, что ему преподносят. Актёры, обладающие чувством личной творческой инициативы, всегда внимательны к новым пьесам. Они ждут для себя новых ролей, в которых могли бы проявиться их талант, темперамент и творческая инициатива, и кому, как не им, знающим и владеющим законами сценического искусства, судить о достоинствах и недостатках предлагаемых пьес? Творческое участие театра в работе над пьесой играет колоссальную роль, особенно большое значение для драматурга имеет связь с режиссёром. Но ведь часто и режиссёры и актёры ничего не могут сделать, если драматург не владеет мастерством композиции, не знает, как нужно развивать взаимоотношения героев, даже не понимает, что в последующем действии эти герои не могут быть такими, какими были в первом, что в законах драматургии есть своя диалектика. Недостаток многих пьес состоит ещё и в том, что авторы не обостряют задуманный ими конфликт, не доводят его до высшего накала, а сами же, путём разных ухищрений, сглаживают его. В результате не получается ни драмы, ни комедии, ни трагедии, а просто – пьеса. А герои её – люди с вялыми характерами и чувствами. Авторы таких пьес будто забывают, что зритель идёт в театр за тем, чтобы научиться мыслить, чувствовать, жить. Читаешь пьесу иного автора и не ощущаешь, каков же его творческий идеал, что оставило наиболее глубокий след в его сердце. И, как это ни грустно, подавляющее большинство пьес некоторых авторов написано по образу и подобию средней современной пьесы.
Конечно, несовершенная пьеса репертуар не украшает и театру не в радость. Вспомнить хотя бы пьесы П.М. Захарова «Невестка», «Кажется, влюбился», В. Ар-Серги «Маня из сельсовета». Зритель не принял их, после нескольких постановок пришлось их снять с репертуара. Даже Загребинские пьесы «Эш-Тэрек», «А кукушка всё кукует» были далеки от совершенства, хотя над пьесами работала вместе с драматургом, режиссёром, вся труппа. Но как и любой театр, национальный не должен ограничиваться при построении репертуара только пьесами местных авторов. По сложившейся традиции он знакомит зрителя с произведениями классиков русских, зарубежных и, конечно, современных отечественных драматургов. При этом старается найти своё собственное решение. Может быть, не всегда получается так, как хотелось бы. И не надо ругать театр, что «опять поствили переводную пьесу». Переводная не значит плохая, и прежде времени, не посмотрев, не оценив её, не стоит заранее отвергать. Вспомним хотя бы спектакли, поставленные несколько лет назад: «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера, «Любовь под вязами» Ю.О. Нила, «Свои люди – сочтёмся» А.Н. Островского, «Деревенская комедия» М. Ворфоломеева, «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова, «Порог» А. Дударева.
Сегодня репертуар национального театра строится на сочинениях местных авторов: ставятся спектакли по пьесам классиков национальной драматургии и современных писателей. Так, с успехом идёт спектакль «Свадьба» по пьесе В.Е. Садовникова – удмуртского классика, «Девицы-красавицы» С.П. Широбокова, «Я буду ждать только тебя» И.Г. Гаврилова, «Опалённые инеем», «Молодой муж Матрёны» А.Л. Григорьева и других. Театр также использует пьесы современных и классических русских и зарубежных авторов. С успехом идут спектакли по пьесам А.Н. Островского «Гроза», Д. Мамина-Сибиряка «На золотом дне», водевили П. Григорьева «Дочь русского актера», В. Соллогуба «Беда от нежного сердца», Э. Лабиша «Убийство на улице Лурсин». Кроме того, что хороший драматургический материал даёт возможность создать интересный спектакль, это очень помогает росту исполнительского мастерства. В прошлом сезоне театр поставил спектакль по пьесе коми драматурга Алексея Попова «Когда-нибудь встретимся». По форме и содержанию он близок как нашему зрителю, так и к удмуртской драматургии.
У некоторых зрителей и даже представителей театрального искусства создалось ложное представление о том, что лучше бы в театре ставились спектакли с изобилием в них музыки и танцев. Мотивируется это тем, что удмуртский зритель более всего любит спектакли фольклорного плана. Не является ли это причиной того, что сугубо драматические спектакли, несущие чёткую мысль, стали пользоваться меньшей популярностью. Удмуртский зритель любит музыкальные спектакли, это верно. Это не значит, что музыка и танец могут быть компонентами только в спектаклях лёгких и поверхностных. Разве музыка и танец в спектаклях «Аннок», «Холодный ключ», «Айна» неуместны? В первую очередь нужно учиться создавать серьёзные, обобщающие пьесы, раскрывающие большие жизненные проблемы современной действительности. Артисты активно пропагандируют удмуртское театральное искусство и вне стен театра. Ежегодно труппа выезжает на малые осенне-зимние и большие летние гастроли в сельские районы республики и за её пределы, работает в местах компактного проживания удмуртов (Башкортостан, Татарстан, Кировская область и Пермский край).
Театр неоднократно принимал участие в международных фестивалях театров финно-угорских народов: в Финляндии (город Нурмес), Марий Эл (город Йошкар-Ола). Высокую оценку жюри получили спектакли «Эбга» по пьесе П. Захарова, «Эш-Тэрек» по пьесе Е. Загребина, «Айна» по пьесе Т. Черновой и В. Ушакова.
Национальный театр – неизменный участник фестивалей профессиональных театров Удмуртии, проводимых Союзом театральных деятелей УР.
Хочется остановиться особо на театральной критике. Хотя рецензии на спектакли выходят более или менее регулярно, качество их не может удовлетворять ни зрителя, ни театр. Странно, но чаще рецензии публикуются по фельетонному рецепту: «такой-то артист умело играет…», а такой-то недопонимает сути своей роли и так далее. Думается, ставить оценки – не задача рецензента, если он констатирует образ с точки зрения выписанного в пьесе. Но ведь образ, выписанный в пьесе, и образ, созданный в спектакле – самостоятельные произведения искусства. Но если сказано «умело, неплохо играет», то зрителю и артисту хочется знать, какими средствами он достигает успеха. Если же этого нет, то это простая информация.
Сегодня вызывает серьёзную тревогу отсутствие должной режиссуры в театре, которое приводит к творческому застою, к однообразию. Работающие в театре в настоящее время режиссёры не используют всех возможностей, чтобы усилить, упрочить свой авторитет, завоевать полное доверие актёров. Нужна и большая требовательность к коллективу, и большой интерес, внимание к каждому артисту. Художественное руководство, режиссура – это командный состав театра. Они призваны сыграть большую роль в подъёме сценического искусства. И тут основным критерием должны быть деловые, профессиональные качества. В связи с недостатком режиссёров в театре некоторые артисты проявляют инициативу и сами ставят спектакли, например, Г.И. Бекманов, В.П. Байков, К.Ш. Галиханов, А.А. Ложкин. Но это не решает проблемы, нужна профессиональная режиссёрская подготовка. После ухода из жизни М.П. Покчи-Петрова, имевшего специальное режиссёрское образование, ни один удмурт уже более полувека не направлялся в театральный ВУЗ для получения профессиональной режиссёрской специализации. Министерство культуры, Министерство национальной политики, руководство Республики далеки от данной проблемы, хотя вопрос с подготовкой актёрских кадров уже давно решён. В настоящее время в Высшем театральном институте им. М.С.Щепкина учатся юноши и девушки, которые через два года вернутся в театр молодыми артистами. Это уже 7-ая театральная национальная студия. Они будут преемниками тех, кто когда-то так же, как они, учились актёрскому мастерству в стенах театральных ВУЗов. Став актёрами, продолжат традиции своих предшественников. В какие режиссёрские руки они попадут, вопрос проблемный. Кроме этого, им нужна будет добротная национальная драматургия. Отрадно, что в этом году Правительство УР, Министерство культуры, печати и информации УР, национальный театр УР объявили конкурс драматических произведений «Мой край, моё Отечество», итоги которого будут подведены в декабре 2011 года.
Идеи Кузебая Герда об удмуртском театре в европейском понимании сегодня воплощены и развиваются в творческой деятельности национального театра и его артистов.
За 80 лет театр прошёл большой путь: вырастил самобытных актёров, драматургов, режиссёров, художников, воспитал своего зрителя, который любит и поддерживает национальное сценическое искусство.
Анна Евсеева,
зав. литературной частью
Гос. нац. театра УР,
член Союза журналистов РФ,
Засл. работник культуры УР