Авторы/Евсеева Анна

По ту сторону рампы


ИЗ БЫЛОГО В СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

 

У каждого человека своя судьба, как говорится, «своя колея». И не только к людям это относится. Держу в руках книги о Московском Академическом театре им. Вл.Маяковского, о театре им. Евг.. Вахтангова, о Малом театре. Не в первый раз перелистываю страницы о других театрах. Судьбы их в какой-то степени схожи, но каждый из этих театров индивидуален, у каждого свое лицо, свой профиль. Невольно мысли переключаются на наш удмуртский театр. У него тоже своя дорога – то ухабистая, то ровная, за восемь с лишним десятков лет никогда не была одинаковой. Не вдаваясь в глубокое прошлое (об этом уже писалось), хочется напомнить о том, что в отличие от столичных театров, у которых были свои меценаты, в отличие от артистов, имевших возможность с детских лет общаться с профессиональными актерами, режиссерами, удмуртские актеры – вчерашние сельские жители. Их родители не видели и не знали по-настоящему, что такое театр, а сами они, придя в театр, были как неотшлифованный алмаз. Они принесли на сцену все то, чем богат удмуртский народ: задушевность, музыкальность, неиссякаемый юмор и задор. Актеры нуждались в элементарных знаниях не только по сценическому мастерству, но и в повышении общего культурного уровня. Администрация, художественное руководство молодого театра прилагали все усилия для организации учебы артистов. Наряду с репетициями строго по расписанию проводились занятия по актерскому мастерству, постановке голоса, гриму, танцам, литературе, истории. Для преподавания приглашались специалисты Московских театров.

В начале 30-х годов в театр вернулись посланные на учебу в ГИТИС (институт театрального искусства) К.А.Ложкин и А.И.Саратов, ставшие профессиональными режиссерами. К этому времени театр имел крепко сформировавшуюся труппу артистов, которые проработали до 1961 года, до выхода на пенсию. Приглашались профессиональные режиссеры с большим опытом из столичных театров. Это были высоко образованные люди, впитавшие в себя не только театральную, но в целом русскую культуру. Они были режиссерами-педагогами. Мой отец (актер 1-го поколения) вспоминал о Михаиле Ивановиче Федосимове, о Василии Федоровиче Морозове. Говорил, что работать с ними было интересно, иногда из-за их высокой требовательности трудно, но результативно. Не зная удмуртского языка, они работали над пьесой с подстрочником, вместе с переводчиком, автором, композитором, художником-оформителем. Старались понять менталитет удмуртского народа. Поставленные ими спектакли подняли авторитет театра, добавив ему уважение и любовь зрителей. К примеру, постановки М.Федосимова «Иго содрагается» по пьесе М.Петрова, «Груня Тарасова», «Азин» И.Гаврилова, «Гроза» в переводе И.Гаврилова; или постановки В.Морозова «Ревизор», «На дне» в переводах И.Гаврилова, «Свадьба» («Сюан») В.Садовникова. После первой постановки в 1946 году пьеса «Сюан» ставилась еще пять раз в разные годы, но первая постановка по праву вошла в золотой фонд истории театра. Композитор Н.Греховодов органично сумел использовать народные танцевальные мелодии, песни, обработанные с учетом национальных особенностей удмуртского фольклора. Спектакль отличался слаженностью ансамбля, талантливым актерским исполнением: К.А.Ложкин – Юрмег, А.В.Чубукова – Тюливит, А.Г.Колесникова – Орина. В постановке «Свадьбы» в 2008 году такого ансамбля не хватало.

В последующие годы тоже работали приглашенные режиссеры заслуженные деятели искусств УАССР С.А.Гляттер, С.Т.Смирнов. С необычайным уважением относились они к труду артистов и утверждали со сцены правду жизни, правду о человеке. К примеру в постановке С.А.Гляттера «Жить хочется» («Улэм потэ») по роману П.Блинова (1949г.), или в постановках С.Т.Смирнова «Власть тьмы» («Пеймытлэн киулаз») по пьесе Л.Толстого и «Деревенский роман» («Мынам яратонэ татын») по пьесе Е.Загребина (1973г.).

И все-таки для удмуртской сцены нужен был свой режиссер, который бы разбирался в психологии удмуртского народа. Таким стал выпускник ГИТИСа, ученик народного артиста Ю.Завадского М.Покчи-Петров. К сожалению, он успел поставить только десять спектаклей. Трагическая случайность оборвала его жизнь в расцвете творческих сил.

Профессиональным режиссером-педагогом в театре работал А.Блинов, имеющий два образования – актерское и режиссерское. Его спектакли «Мултанское дело» («Мултан уж»), инсценировка романов М.Петрова «Вуж мултан», «Вордиськон», инсценировка трилогии И.Гаврилова «Корни твои» («Вордиськем палъесын»).

Много спектаклей в качестве режиссёров поставили Заслуженный деятель искусств УР В.Ушаков, окончивший Высшее театральное училище им. Б.В.Щукина и режиссёрские курсы под руководством Б.А.Львова-Анохина, Заслуженный деятель искусств РСФСР Л.Г.Романов, выпускник Ленинградского театрального института, закончивший режиссёрские курсы при театре им. Маяковского у А.А.Гончарова.

Специальных же посланников учиться профессиональному режиссерскому мастерству на факультеты режиссуры в театральные вузы уже не было несколько десятков лет, хотя известные деятели театрального искусства постоянно говорят: «Научить режиссуре нельзя, научиться можно».

Начиная с 1951-го года до сегодняшнего дня через каждые 8-10 лет труппа театра начинает пополняться молодыми актёрами, получившими специальное образование в лучших театральных учебных заведениях. Большинство из них, вливаясь в труппу, растрворялись в ней, вбирая в себя и продолжая лучшие традиции своих предшественников. Многие поклонники театра, наверное, помнят начало 50-х годов, когда в театр пришли молодые артисты, выпускники Ленинградского театрального института им. А.Островского. Тогда был большой творческий подъем удмуртского театрального искусства. Молодые актёры не кичились, не выпячивали себя. У них ощущалось родство душ со старым поколением, понимание друг друга. Заслуженная артистка РСФСР Анастасия Шкляева вспоминала, что ребята, приехавшие из Ленинграда, «омолодили» коллектив: «Молодые актёры невольно тянули нас за собой. Это одухотворяло нас» (из записок актрисы). Представители обоих поколений театра жили и работали рядом со мной – отец, брат (Василий Перевощиков, Заслуженный артист РСФСР). Мне посчастливилось быть свидетельницей многих творческих споров, проходивших на моих глазах, а иногда я даже принимала участие в них. Мне нравилось, когда отец и брат, решая ту или иную проблему, доказывали каждый свою правоту, приводя аргументированные доводы.

- Знаешь, папа, – говорил Василий, – нас учили наблюдать жизнь. Мало иметь профессиональные театральные знания, надо уметь наблюдать жизнь. Наблюдения можно накапливать специально к пьесе, к образу. Это система Станиславского. Этой наблюдательности тебе и некоторым из вас недостает. Мне кажется и нашему режиссёру не мешало бы научиться наблюдению жизни. Мало разобраться в пьесе, посоветовать актёрам, как играть её, как расположить декорации. Режиссёр – это тот, кто умеет наблюдать жизнь.

Давно ушли из жизни артисты, которые стояли у истоков театра, которые заложили его фундамент. Ушли и те, кто шёл за ними, продолжая их традиции. Сегодня в театре трудятся последующие поколения, выпускники разных театральных школ. Дело даже не в разных театральных школах. На мой взгляд нарушена связь времён, связь поколений. Вместе с этим утрачиваются и традиции: отношение актёров к своему творчеству, условия для самого творчества. Сцена требует от актёра, кроме таланта, всех его сил, сознательного и серьёзного труда. Некоторые артисты не умеют владеть своим инструментом: они почему-то забыли законы сценической речи, сценического движения, которым их учили в вузах. Их голоса либо звучат со сцены крикливо, либо переходят на невыразительный шёпот. Как говорят, как двигаются на сцене Валентина Загуляева, Вероника Садаева, Фаина Будина, Галина Владыкина? Почему к этому не прислушиваются, не вглядываются в это артисты давно признанные зрителем. Когда видишь спектакли, в которых заняты Елена Сунцова, Валентина Моисеева, Геннадий Бекманов, Валерий Мадзеков, Игорь Моисеев, Сергей Пислегов, Римма Николаева, чувствуешь их серьёзное отношение к работе. Я помню, как работали над совершенствованием своего мастерства артисты более старшего поколения. Их речь звучала всегда чётко, ясно, понятно. Очевидно зрители ещё помнят Ивана Кудрявцева, Нину Бакишеву, Василия Перевощикова.

Время сегодня другое, культура, искусство поставлены в жёсткие рамки – на выживание. От этого и национальный драматический театр пошёл по пути наименьшего сопротивления – любыми путями нужно зарабатывать. Даже очень слабый спектакль, если на него идут, даёт доход. А что после него остаётся в душах людей, помог ли он зрителю подняться духовно выше – не важно.

С целью заработать большую выручку в театре стали практиковать проведение концертов с приглашением эстрадных артистов со стороны. А свои артисты в это время «простаивают». Может быть, с точки зрения финансовых интересов это и оправдывается, но от этого престиж драматического театра падает, авторитета ему не прибавляется.

Возвращаясь к тому, с чего начала, хочется сказать о том, что хотя у каждого театра своя дорога, но ни один из них не отступает от сложившихся годами традиций, при этом создаёт новые, опираясь на то, чему учили великие деятели театрального искусства. Главная из них – любить свой театр, зрителя, которому ты служишь.

 

 

МУЗЕЯ НЕТ, А ЖАЛЬ

 

Перебирая свои архивные материалы, обнаружила вырезку из газеты «Удмуртская правда» за 22 января 2003 года под заголовком «Взгляд на сцену из-за кулис. Музей национального театра в становлении». Я уже успела забыть об этом материале, но небольшая статья Нины Лебедевой вновь заставила вернуться в то недалекое время.

Действительно, когда меня в 1993 году пригласили работать в Удмуртский театр, мы договорились с К.В. Дорониным, в то время директором театра, об организации театрального музея. Дело совсем нелегкое, так как материалов никаких не было, кроме сотни разрозненных фотографий, запечатлевших сцены из спектаклей, и двух огромных альбомов, оформленных бывшим главным художником театра Г.Е. Векшиным. В них сохранились фотографии и некоторые программки шедших в 30-е, 40-е и 50-е годы спектаклей. Работа предстояла большая, трудная, но, мне показалось, интересная. Мы с директором обратились к радиослушателям, к читателям газет с просьбой принести хоть какие-то сохранившиеся материалы, касающиеся Удмуртского театра. Откликов было немного, но они были. Вдова журналиста В.И. Иванова Анна Георгиевна принесла фотографии, некоторые рецензии на спектакли, сохранившиеся в архиве мужа. Один из радиослушателей позвонил и предложил негативы снимков театральных спектаклей и артистов с 1967 по 1972 год. Звонок обрадовал нас, но в дальнейшем выяснилось, что звонивший требует большую сумму. И нам пришлось отказаться от покупки, наверное, уникальных материалов, так как денег, даже малых, в то время у театра не было: шёл 1993 год.

К.В.Доронин предоставил мне полную свободу действий в поисках нужных материалов и экспонатов, а также в оформлении деловых бумаг, касающихся литературно-драматической части театра. В первое время он помогал мне сам.

Я начала с того, что пошла в музей имени Кузебая Герда и обратилась к тогдашнему директору Т.А. Шиловой и к её заместителю Р.Ф. Мартыновой (сейчас директор). Попросила совета, с чего начать организацию музея. Они предложили составить план, поставить перед собой цели и задачи, определить вопросы, которые помогли бы выполнить всё задуманное. Так я и сделала. План согласовала с руководством, принялась за его выполнение. Сейчас перечитываю эту бумагу и нахожу удовлетворение, что за 18 лет работы в театре многое удалось реализовать. Помог мне и архив отца (он был артистом первого поколения, стоявшего у истоков театра), и архив брата и его жены, артистов второго поколения. Материалы пополнялись тем, что приносили ветераны сцены: Нина Карповна Байсарова, Анастасия Васильевна Шкляева – одна из первых женщин-актрис, удостоенных звания засуженной артистки РСФСР, Василий Гаврилович Гаврилов. Большую помощь оказали и дети первых артистов. В основном это были фотодокументы, программки спектаклей разных лет. Постепенно накапливающийся материал собирался в отдельные папки по тематике. В фойе второго этажа старого здания оформлялись экспозиции. На планшетах размещались снимки сцен из спектаклей, фотографии с гастролей, портреты. Выставка каждый месяц обновлялась. До и после спектаклей для зрителей здесь проводились своеобразные экскурсии в прошлое. Естественно, это был ещё не музей, только подступы к нему. Не хватало места, чтобы выставить интересные материалы. Не было специальных приспособлений. Мы надеялись, что после реконструкции здания для музея найдутся площади побольше. Но увы, этого не случилось. Для музейного уголка определили место только рядом со служебным входом. Поставили четыре манекена, надели на них костюмы прошедших спектаклей, оформили фотостенды, материалы на которых время от времени всё же меняются. Экскурсии и беседы об истории театра отменены. Для школьников проводятся платные экскурсии по театральным цехом и закулисной части.

В реконструированном здании не нашлось места для портретов наших классиков-драматургов Кузебая Герда, В. Садовникова, И. Гаврилова, М. Петрова работы художника В. Белых.

Перед самым уходом из жизни артистка первого поколения Нина Карповна Байсарова пришла в театр, долго сидела у меня в кабинете, походила по фойе, по сцене, заглянула в гримерки (актеры были на гастролях), даже стены погладила. Уходя, отдала свёрток, сказала, что это на память мне и театру. Это был её портрет известного художника Н. Косолапова. Нина Карповна на нём в нарядном национальном костюме. Портрет, как впрочем и другие, за ненадобностью стоит в бутафорском кабинете. Та же судьба у портрета композитора Николая Шкляева, выполненная художником Е. Скобелевым. Его мы купили у художника за небольшую сумму. Теперь он тоже никому не нужен. Не нашлось места дневниковым записям А.В. Шкляевой и В.Я. Перевощикова – заслуженных артистов РСФСР, некоторым работам Т.И. Ардашевой – бывшего завлита театра, секретаря Союза театральных деятелей.

Осенью прошлого года наконец-то удалось оформить портретную галерею ушедших артистов.

Администрация театра обещала при наличии финансов реставрировать макеты декораций спектаклей 60-70-х годов. Это уникальнейшие работы заслуженного деятеля искусств РСФСР Г.Е. Векшина, отдавшего театру полвека творческой жизни. Таких нет ни в одном театре нашей республики.

Такова краткая история несостоявшегося музея национального театра Удмуртии, которому идёт уже девятый десяток лет.