Авторы/Кадочникова Ирина

«…ОСТАНЕМСЯ СОБОЮ»

Жизнь и судьба в лирике Маргариты Зиминой

Маргариту Зимину справедливо назвать центральной поэтической фигурой в женской русской поэзии Удмуртии второй половины ХХ века. Принадлежа поэтической парадигме 1940-х годов, Зимина, таким образом, стоит у истоков современной женской поэзии республики. Это выражается и в очевидном самоопределении более молодых поэтесс региона по отношению к эстетической фигуре Зиминой.
Маргарита Зимина родилась в 1947 году в Можге. В 1969 году окончила филологический факультет Удмуртского государственного пединститута. С 1976 г. преподавала русский язык и литературу в Камбарке, где и живёт по настоящее время. Помимо публикаций в различных литературных журналах, альманахах, коллективных сборниках, Маргарита Зимина имеет книги стихов – «О несуетном поговорим…» (1993), «Лирика» (1999), «Эти вечные темы…» (2005), «…а музыка осталась» (2012). Является членом Российского союза профессиональных литераторов.
Как отмечено М.В. Серовой, тип художественного сознания Зимина унаследовала от «удмуртской Ахматовой» (Ашальчи Оки), разделив идею отказа от жизнетворчества, что в итоге определилось как поведенческая стратегия. Зимина не только редко публикуется и почти не читает стихи на аудиторию, но и постоянно подчеркивает (и в устных высказываниях, и в стихах), что не ставит перед собой никаких художественных задач, пишет «от души», на простом и всем понятном языке, не требующем перевода:

Бывают стихи – от великой души.
Они не чеканностью рифм хороши,
Не острою свежестью взгляда,
А тем, что и плачет душа, и поёт,
И всем, кто захочет, себя раздаёт…
И к ним послесловий не надо.

В силу особой поведенческой стратегии закономерен и отказ Зиминой от возможности аналитического подхода к ее творчеству: рефлексия, по мысли автора, неорганична для тонкой поэтической ткани и даже губительна для нее:

Мои анализируя стихи,
Ты как анатом, наделённый властью
Ещё живую плоть разъять на части,
Вновь обнажишь изъяны и грехи.
____

Оставьте поэта живым:
Послушайте или прочтите.
Со скальпелем не подходите.
Оставьте поэта живым.

…………………………………………………………………………………………………………………

Полный текст опубликован в полиграфической версии журнала