Авторы/Пригов Дмитрий Александрович
ИСЧИСЛЕНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЯ
(стратификационные и конвертационные тексты)
Невероятные истории
(1998)
Предуведомление
Действительно, мы со всех сторон окружены столь невероятными историями о спасениях, исцелениях и пр. О бесчисленных чудодейственных колдунах, целителях, йогах и хиллерах, поворачивающих вспять весь причинно-следственный губительный процесс, что не хочется просто верить в нудный и отвратительный естественный ход событий. Но вот приходится. Хоть он и невероятен, но, увы, гораздо более част и принудителен.
* * *
Совершенно непредсказуемая история — дитя вывалилось с 14-го этажа и умерло, а не выжило, как ожидалось.
Или другая совершенно невероятная история — человек два месяца лежал, не приходя в себя, но не выздоровел, как ожидалось, а скончался — действительно, достаточно невероятно.
А вот история не менее странная — человек попадает в клетку к хищнику, говорит какие-то магические слова, но против всеобщего ожидания съедаем им до костей.
Или вот о том, как двое выпали из самолета, не имея парашютов, и, несмотря на все ожидания, разбились насмерть, хотя многие оправданно ожидали их спасения.
Или еще — как некто, заболев неисцелимой болезнью, решил не ходить по нужным врачам, а лечиться самому, однако же, к всеобщему удивлению, достаточно быстро скончался.
Еще про то, как один, веря внутреннему голосу, который должен вывести из любой ситуации, пошел в горы да так и, несмотря на всеобщее ожидание, не вернулся.
Или вот: как, несмотря на все понятные ожидания, человек с отрубленными ногами так и скончался, не дождавшись протезов, на которых он должен был научиться танцевать, — все неприятно удивились этому.
Или человек, попавший в самое пекло битвы, не совсем ожидаемо для всех погибает самым обычным способом, а не возвращается целым и невредимым, как это должно бы быть обычно.
А вот совсем невероятное — на человека надевают петлю, из-под него вышибают табурет, и он бездыханно повисает в петле, а не чего-нибудь иное, что естественно было бы ожидать от него.
И вот еще, под человеком разводится костер, пламя вскидывается вверх, все с беспокойством, но с интересом ожидают, как, каким образом ему удастся избежать трагической развязки, но он с воплями и криками не избегает, к немалому удивлению собравшихся.
Или, к примеру, человека хватают за волосы, погружают в воду, держат там без дыхания 20—25 минут, отпускают, все с уверенностью ожидают его живое появление из воды, однако же он медленно всплывает тяжелым и неповоротливым трупом, что всех глубоко и неприятно удивляет.
Неложные преобразования
(1998)
Предуведомление
Постоянные процессы преобразования всего во все, вся эта космическая и более простая обыденная комбинаторика вызвана ограниченным количеством наличного в любом процессе материала (конечно, при условии все-таки в какой-то мере длительного, по человеческим представлениям, процесса), и бесконечного существования, и преположенного ему, хотя бы логически, пространства существования.
И в этой бесконечности мы выделяем предпочитаемую нами либо реальную, либо вчитываемую нами в общий бескачественный процесс аксиологию. А почему нет? Да и аксиология-то наша не ахти какая. Просто простая последовательность, вернее, желание ее. Включение нашего как бы последовательного как один-единственный крохотный акт-актик в некую другую грандиозную и, по причине этой грандиозности, возможно — думает наш герой — спасительную последовательность. То есть последуешь ей — спасешься. Ой, всего ведь не упомнишь, не уследишь. Но, надеемся, сам принцип всеобщей преобразовательности отражается в нашем малом примере с достаточной полнотой.
Все.
* * *
Если взять и составить два стола, а сверху на них поставить стул, то получишь трон.
Если взять трон, опрокинуть столы набок, а стул поставить за ними, то получится пулеметное гнездо.
Если взять пулеметное гнездо, поставить один стол на другой, а стул выкинуть, то получится пагода.
Если взять пагоду, перевернуть один стол вверх ногами и опустить в воду, а другой стол выбросить, то получится плавательное средство.
Если взять плавательное средство, вынуть стол из воды, поставить нормально, на него поставить другой стол, на них водрузить этажерку, а сверху укрепить лампу, то получится маяк.
Если взять маяк, выкинуть два стола и этажерку, взять шкаф, подвести под него колеса, то получится броневик.
Если взять броневик, отбросить колеса, вынуть из шкафа ящики, поставить их вертикально, а сам шкаф выкинуть, то получится колумбарий.
Если взять колумбарий, выкинуть ящики, взять стул, положить на спину, сзади поставить табуретку и включить вентилятор, то получится самолет.
Если взять самолет, поставить нормально стул, на него поставить другой, потом третий, потом четвертый и еще сколько позволяет высота помещения, то получится спуск в шахту.
Если взять спуск в шахту и с грохотом уронить его на пол, чтобы были сплошные обломки, то получится испанская армада после Трафальгарской битвы.
Если взять испанскую армаду, выбросить обломки, поставить один уцелевший стул нормально, подвести к нему электричество, то получится электрический стул.
Если взять электрический стул, выбросить сам стул, пустить большой разряд электричества по разъединенным проводам, укрепив на них конденсаторы, то получится молния.
Если взять молнию, взять человека и дотронуться им до одного из проводов, то получится труп.
Если взять труп, все выкинуть, внести кровать, уложить в нее двух разнополых или однополых существ, то получится любовь.
Если взять любовь, выбросить кровать, к двум существам прикрепить на спину крылья, то получатся ангелы.
Если взять ангелов, выкинуть существ и сильно проредить крылья, то будет дух.
Если взять дух, все выбросить и не внести ничего, то, собственно, ничего и не будет, но будет ли Ничто — это вопрос.
Приговоры
(1998)
Предуведомление
Со Средних веков известны суды над животными, нарушившими высший, метафорический, социальный, человеческий (тоже, кстати, понимавшиеся и сознательно выстраиваемые если и не как чистое воспроизведение порядка метафизического, то как его возможно наиболее чистое отражение) порядок. За ними признавалось осознанное (а что, собака глупа, что ли? да поумнее некоторых из нас) или полуосознанное (за счет причастности к ответственной коммунальной душе каждого вида животных) принятие на себя ответственности за представительство хотя бы светлых или темных сил.
Это судопроизводство, являясь отражением фундаментальных мирополагающих основ не только человеческого, но и всего бытия, было и служило порой единственным залогом причастности человека не только к его земной, но и миростроительной, мирозиждительной энергии и деятельности. Порой же это являлось единственным способом противостояния вторжению разрушительных энтропийных сил.
* * *
Медведя за халатное исполнение обязанностей присудить к двум годам условно с удержанием 50% зарплаты по месту постоянной работы, а кто что возразит? — никто и ничто.
Зайца за мелкие хищения присудить к административному взысканию по месту постоянной прописки, а кто что возразит? — никто и ничто.
Собаку за хулиганство присудить к одному году заключения, но, учитывая хорошую характеристику с места службы, заменить 15 сутками и занятием на общественных работах, понимаешь! не понимаешь? понимаешь, понимаешь!
Кошку за систематическое нарушение общественного порядка и антиобщественное поведение присудить к высылке за 100-й километр — и ничего не возразишь! а что возразишь-то.
Волка за хищения в особо крупных размерах приговорить к 25 годам, хотя нет, лучше к расстрелу, нет, все-таки справедливее к 25 годам с конфискацией имущества — строго? да нет, не очень! а иначе нельзя.
Крысу за антиобщественное поведение и оскорбление принятых норм и государственного строя присудить к 5 годам отбывания в исправительно-трудовых лагерях с последующим 10-летним поражением в правах! — мало? а у нас не карательное судопроизводство! — у нас гуманистически-воспитательное! мы не фашисты какие-нибудь.
Кабана за неприятный вид приговорить к высшей мере через съедение — и это справедливо! хоть какая польза будет! а что, у вас разве не так!
Птицу за измену Родине приговорить к высшей мере с конфискацией имущества, чтобы другим неповадно было.
Ехидну за античеловеческое обличье и ехидство присудить к расстрелу с последующей реабилитацией, чтобы все-таки и порядок был, и высшая справедливость восторжествовала.
Слона за огромный размер, унижающий честь и достоинство человека, вычеркнуть из списка существующих и дальнейшее его существование считать аномалией и фантомом.
За экономические, нравственные, политические и поведенческие преступления к различным срокам отбывания наказания в различных местах приговариваются хорек, лисица, белка, барсук, бурундук, полевка, сойка, жаворонок, ворона и ворон, олень и барсук, кенгуру с кенгурятами, кит и акула, щука, лебедь и рак и все прочие, но со строго правовым и индивидуальным подходом к каждому конкретному случаю, чтобы не было нивелировки и огульного обезличивания.
Таракана просто присудить к расстрелу — это ясно всем и в объяснениях не нуждается.
Льва присудить к публичному унижению и поруганию, поскольку ясно, что царь зверей, природы и всего прочего — это человек.
Реки присудить к перенаправлению во всевозможных направлениях с последующим обмелением и пересыханием — что и справедливо.
Солнце присудить к разоблачению и публичному покаянию с последующим исчезновением из списков поминовения и прославления, начинающихся со слов: да здравствует! — так надо.
Решения по делам всего остального находятся в производстве, и по мере решения приговоры будут объявлены в приемлемые сроки — никому не уйти.
Три источника
(1998)
Предуведомление
Со времен Ленина известно, что все имеет три источника. Ну, мы не столь проницательны и мощны в точном прослеживании их. Но мы старались. К тому же наши ошибки не могут привести к столь опасным и сокрушительным последствиям, как в случае с Лениным. Наши что — шуточки, оговорочки, ужимочки.
* * *
Существуют три источника знания — жизнь, книги и что-нибудь еще неожиданное — например бывший арестант, поселившийся по соседству.
Существуют три источника жизни — еда, любовь и что-нибудь неожиданное — какой-нибудь Бог например.
Существуют три источника любви — сердце, половое влечение и что-нибудь неожиданное — повреждение, например, психики, меняющее всё восприятие жизни.
Существуют три источника злобы — дурной характер, больная печень и что-нибудь неожиданное — например вселение в организм какого-либо злобного духа.
Существуют три источника немощи — болезненность, плохой климат или что-нибудь неожиданное — например попавшийся вдруг на пути трамвай либо что-нибудь тяжелое.
Существуют три источника благополучия — трудолюбие, сметливость и что-нибудь неожиданное — например смерть богатого дядюшки, удачный кредит или найденный кошелек, туго набитый долларами, что в наше время кредитных карточек и электронных денег — вещь весьма неправдоподобная.
Существуют три источника смерти — предопределение нашего телесного несовершенства, страстное желание и взыскание ее и что-нибудь неожиданное — например встреча взгляд во взгляд с Василиском или Медузой.
Путешествие из Москвы в Пермь
(1997)
Предуведомление
Уподобление путешествия жизни — вещь давно известная и имеет под собой, видимо, глубокие основания для того. Но это все — идея. А как всегда, важна конкретика и прагматика. В нашем случае — конкретная топография и конкретная событийность. Вот вам они и суть.
* * *
Я выехал из Москвы и доехал до Владимира — за это мне полагается поощрение от Министерства путей сообщения.
Я доехал до Нижнего Новгорода — за это мне полагалась бы денежная премия.
Я доехал до Шахуньи — полагалась бы еще надбавочка.
Доехал до Котельничева — думаю, что заработал звание заслуженного деятеля этого пространства.
Доехал до Генгасово — ой, ой, ой, не дай Бог, обнаружат.
Доехал до Глазова — ой, ой, обнаружили, бегут с колами и уключинами страшными, дикие, безжалостные.
Доехал до Балезино — воочию явлено некое странное видение с провалами, дыханием смрадным, простирающимся во все стороны. — Ты о Балезино? — Да при чем тут Балезино? Тут ужас, страсти!
Доехал до Кеза — полегчало, полегчало, заслужил чайку с сахаром.
Доехал до Верещагино — думаю, заслужил уважение.
Доехал до Менделеево — думаю, что вполне заслужил какого-либо влиятельного поста, положения во всяком случае.
Доехал до Курьи — заслужил всего, ну буквально всего что ни на есть, и в мировом масштабе.
Доехал до Перми — Господи, спасения заслужил!
Список собственных умираний
(1999)
Предуведомление
Сам я с удивлением, по свершении факта, обнаружил, что три моих недавних больших «инвентарных» текста связаны с мортальными мотивами — кто умер при мне, могильные перечисления и вот этот. Подумалось, что можно было бы с немалым эффектом перечислять и жизнерадостные, веселые вещи. Но потом подумалось, что сам принцип инвентаризации есть умертвление пар экселенс. Так что, естественно, наиболее естественным тематическим наполнением его и будет нечто соответственно мортальное. Просто сходное вызывает по сходству сходное же.
* * *
Я мог бы умереть в 1 год от ветрянки, да вот не смог
В 2 года я мог бы умереть от краснухи
В 3 года я мог бы умереть от волчанки, голода и войны
В 4 года мог бы умереть от кори, многие умирали
Да, еще в 6 месяцев от роду я мог бы умереть от диспепсии
Да, я мог бы умереть до рождения от неописуемых предстоящих тяжестей бытия
Я мог бы умереть при рождении от недоношенности — бывает такое
Я мог бы умереть в 5 лет от скарлатины — ужасная вещь
В 6, 7, 8 и 9 лет мог бы умереть от полиомиелита
В 10 лет мог бы умереть от страха — очень страшно было
В 11 и 12 лет мог бы умереть от скуки в школе, но перемог
В 13 и 14 лет мог бы умереть на проезжей части улицы, в чужом саду за воровством яблок или в дворовой драке — жестокие были драки
В 15 лет мог бы умереть от укуса энцефалитного клеща в подмосковном лесу
В 16 лет мог бы просто умереть
Мог бы просто умереть и в 17 лет
Мог бы просто умереть и в 18 лет
Мог бы умереть в 19 и 20 лет, купаясь в Черном или Балтийском море
Мог бы умереть в 21 год от комсомола
Мог бы умереть в 22 года от любви — известная вещь
Мог бы умереть в 23 года от отчаяния — на рельсах умереть
В 24 года мог бы умереть в милиции
В 25 лет мог бы умереть от отравления
Мог бы умереть в 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41 год в тюрьмах, лагерях, от пыток, на нарах, на допросах, на лесоповале, на ноже уголовника, на Северном полюсе, заеденный мошкарой, в песках, на кресте, спущенный под лед, брошенный в топку, колесованный, от пули, в карцере, в наручниках, от слабости в вагоне, в газовой камере, сброшенный с утеса, облитый кислотой, от цинги, не доехав до места отбывания второго срока, от разрыва сердца перед распахнутыми лагерными воротами во дни реабилитации
В 41 год мог бы умереть также и от заворота кишок
А в 40 лет, например, если бы не умер предварительно в тюрьме, мог бы умереть от укуса бешеной собаки — такая тогда бегала по Москве
А в 39 лет мог бы умереть от малярии в Азии
А вот в 42 года мог бы уже умереть от туберкулеза
Мог бы умереть в 43 года от травмы головы, нанесенной, например, топором
Мог бы умереть в 44, 45 и 46 лет от какой-нибудь чепухи, буквально чепухи какой-то
Мог бы умереть в 47 лет от серьезных переживаний
Мог бы умереть в 48 лет от возможного рака
В 49, 50, 51 год мог бы умереть от инфаркта, да и умер, но оклемался
В 52 года все еще мог умереть от инфаркта
В 53 года мог бы умереть от чего угодно, от неправильной жизни например
Мог бы умереть и в 54 года от чего угодно
Мог бы умереть в 55 лет от чего угодно
Мог бы умереть в 56 лет от чего угодно
Мог бы умереть и в 57 лет от чего угодно
Мог бы умереть и в 58 лет от чего угодно
И в нынешние 59 лет могу умереть от чего угодно, от этих писаний например
И во все будущие годы, времена и сроки могу, могу, могу умереть, умереть, умереть от чего, от чего, от чего? — да от чего угодно
Из цикла
Апофеоз Милицанера
* * *
Когда здесь на посту стоит Милицанер
Ему до Внуково простор весь открывается
На Запад и Восток глядит Милицанер
И пустота за ними открывается
И центр, где стоит Милицанер —
Взляд на него отвсюду открывается
Отвсюду виден Милиционер
С Востока виден Милиционер
И с Юга виден Милиционер
И с моря виден Милиционер
И с неба виден Милиционер
И с-под земли…
да он и не скрывается
* * *
В буфете Дома литераторов
Пьет пиво Милиционер
Пьет на обычный свой манер
Не видя даже литераторов
Они же смотрят на него
Вокруг него светло и пусто
И все их разные искусства
При нем не значат ничего
Он представляет собой Жизнь
Явившуюся в форме Долга
Жизнь кратка, а искусство долго
И в схватке побеждает жизнь
* * *
Есть метафизика в допросе
Вот скажем наш Милицанер
А вот преступник, например
Их стол зеленый разделяет
А что же их объединяет? —
Объединяет их Закон
Над ними царствуя победу:
Не через стол ведут беседу
Они ведут через Закон
И в этот миг как на иконе
Они не здесь — они в законе
* * *
Был Милицанером столичным
Она же по улице шла
Стоял на посту он отлично
Она поздней ночею шла
И в этот же миг подбегают
К ней три хулигана втроем
И ей угрожать начинают
Раздеть ее мыслят втроем
Но Милицанер всё заметил
Подходит он и говорит:
Закон нарушаете этим
Немедленно чтоб прекратить!
Она же взирает прекрасно
На лик его и на мундир
И взгляд переводит в пространство
И видит рассвет впереди
* * *
Страна, кто нас с тобой поймет
В размере постоянной жизни
Вот служащий бежит по жизни
Интеллигент бежит от жизни
Рабочий водку пьет для жизни
Солдат стреляет ради жизни
Милицанер стоит средь жизни
И говорит, где поворот
А поворот возьми и станься
У самых наших у ворот
А поворот уходит в вечность
Народ спешит — уходит в вечность
Поэт стоит, вперяясь в вечность
Ученый думает про вечность
Вожди отодвигают вечность
Милицанер смиряет вечность
И ставит знак наоборот
И снова жизнь возьми и станься
У самых наших у ворот
* * *
Про то сья песня сложена
Что жизнь прекрасна и сложна
Среди небес полузаброшенных
Порхает птичка зензивер
А в подмосковном рву некошеном
С ножом в груди Милицанер
Лежит
* * *
Я просто жил и умер просто
Лишь умер — посреди погоста
Мучительно и нестерпимо долго
Глядя в лицо мое умершее
Стояла смерть Милицанершею
Полна любви и исполненья долга
Из цикла
Образ Рейгана в советской литературе
* * *
Так они сидели
На той ветке самой
Один Ленин — Ленин
Другой Ленин — Сталин
Тихую беседу
Ото всех вели
Крыльями повеивали
На краю земли
Той земли Восточной
В Западном краю
Мира посередке
Ветки на краю
* * *
Вот у грузин есть Руставели
У нас же — Пушкин супротив
Кто победит, коли свести?
Пожалуй что и Руставели
Да нет, пожалуй, всё же Пушкин
За ним огромный весь народ
Да все мы братья! Лучше-ка вот
Поворотим-ка наши пушки
Против общего врага
* * *
Так во всяком безобразье
Что-то есть хорошее
Вот герой народный Разин
Со княжною брошенной
В Волгу бросил ее Разин
Дочь живую Персии
Так посмотришь — безобразье
А красиво, песенно
* * *
Вот Достоевский Пушкина признал:
Лети, мол, пташка в наш-ка окоем
А дальше я скажу, что делать
Чтоб веселей на каторгу вдвоем
А Пушкин отвечал: Уйди, проклятый!
Поэт свободен! Сраму он неймет!
Что ему ваши нудные страданья!
Его Господь где хочет — там пасет!
* * *
Чтобы режим военный утвердить
То надо б отключить канализацью
И ни одна не устоит
Цивилизованная нацья
Когда фекальи потекут вовне
Ведь дух борьбы — он гордый по природе
Он задохнется в этаком говне
И полностью умрет в народе
* * *
Вот могут, скажем ли, литовцы
Латышцы, разные эстонцы
Россию как родную мать
Глубоко в сердце воспринять
Чтобы любовь была большая
Конечно, могут — кто мешает