- Милые дамы!

- Уважаемые господа!

- Мы рады видеть вас на самом уникальном…

- …самом скандальном…

- …самом ослепительном…

- …и самом удивительном шоу всех времен!!!

Двое вёртких молодых мужчин в костюмах Арлекина и Пьеро кружат вокруг разношерстной группы людей, застенчиво и недоверчиво жмущейся в центре небольшой площадки у здания, арендованного на пару недель очередными дельцами из когорты балаганных шутов, колесящих по стране в поисках раскрытых ртов, удивлённых глаз и восторженных всхлипов. Яркие цвета цирковых костюмов буквально взрывают окружающую серость, вбирая в себя всё внимание ошеломлённых зрителей.

Я ёжусь в своем тоненьком пальто и уворачиваюсь от кистей платка стоящей рядом Барышни – они взлетают, подхваченные ветром, и пытаются погладить мою щёку.

- Вы!

- Да, вы!

- Хотите взглянуть на свою страсть?

- На свой восторг?

- Или страх?

Я верчу головой, глядя то на одного, то на другого. Толстый слой грима лежит неоднородными мазками, превращая лица в подобие старой потрескавшейся посуды. Неприятно.

- Конечно, хочу. Иначе для чего мне этот билет?

- Ага! Ты, слышал, друг?

- О!

- Именно!

- Да!

- Она должна узнать!

- Не может не узнать!

И тут мне на помощь приходит Толстяк:

- Послушайте. Давайте. Уже. Холодно. Стоять.

И ещё Толстушка. Его жена, кажется:

- Можноужевойти? Мыжезаплатили? Унасбудетэкскурсовод? Намсказалитуткормят?

Барышня, обернувшись, скривила мне недовольную гримаску:

- На фиг я сюда припёрлась. Какая-то лабуда.

Мужчина-В-Красно-Синей-Куртке, почувствовав назревающее недовольство, вышел вперёд, словно объявляя себя лидером.

- Куда нам идти?

Арлекин изогнулся в каком-то немыслимом па и оскалился в улыбке:

- Вон там ваш гид.

Мы поднимаемся по разбитым ступенькам к входу и неторопливым ручейком втекаем в холл.

- Здравствуйте, я – ваш Экскурсовод. Сейчас вы разденетесь в гардеробе, затем я скажу вам несколько слов о нашем шоу, и мы приступим к самому интересному – познанию самих себя. Прошу.

Мужчина-В-Красно-Синей-Куртке носит красно-синий свитер. Мысленно я представляю под ним красно-синюю майку и красно-синие плавки.

- Вот дерьмо.

Это Барышня. У неё пуговица оторвалась.

- Ну, хотела ведь пришить, так дома не оказалось этих грёбаных ниток.

Я отстёгиваю от своей кофты огромную декоративную булавку и протягиваю ей:

- Вот, возьмите.

Она скрепляет края блузки. Смотрится, конечно, нелепо.

- Блин, я выгляжу как тот долбаный Франкенштейн.

- Внимание, – это Экскурсовод. – Все взяли свои номерки? Подойдите ко мне вот сюда. Итак, я обещал рассказать вам про наше шоу. Собственно говоря, это не столько шоу, сколько галерея. Галерея образов. В каждом образе, к которому вы будете подходить, вы увидите себя в определённом эмоциональном состоянии. Эта уникальная техника была разработана доктором психологии господином Майером, который сумел создать Зеркала, Отражающие Чувства. Долгое время Зеркала использовались исключительно в психиатрических клиниках, для работы с пациентами, которые страдали от эмоциональной нестабильности. Но потом доктор Майер расширил диапазон чувств, составив целую палитру из тех, что, так или иначе, проявляются внешне. Зеркало считывает ваши физические особенности, составляет модель поведения и отражает уже нечто внутреннее, то, что обычно находится под психическим контролем. Что происходит с вами, когда вы напуганы? Раздражены? Подвержены приступу смеха? Какими вы видите себя изнутри и какими вы никогда не увидите себя внешне? Хочу добавить: не стоит делать чрезмерных усилий, чтобы увидеть образ. Расслабьтесь. Зеркало само прочитает вашу суть. Просто… наслаждайтесь.

- Ойаэтоведьнестрашно? Хахаха? Непридетсяубегать?

Я тут же представляю её бегущее тело, толстые ляжки, прыгающие щёки, пол содрогается, как от землетрясения, сыплется штукатурка, падают люди.

- Вот. Держись. И. Не бойся. – Толстяк сгибает руку кренделем, Толстушка подхватывает её, и мне отсюда кажется, что у него подмышкой какая-то экзотическая рыба, которую забыли обернуть бумагой.

Мы входим в широкий тёмный коридор, освещённый квадратами голубоватого света, идущего от Зеркал, установленных метрах в пяти друг от друга. Их здесь довольно много, коридор кажется бесконечным, тени и свет, покрывающие пол, создают впечатление длинной пешеходной зебры.

- Итак, первое – Зеркало Удивления. Подходите по одному, чтобы не загораживать обзор.

- Ойэтотакволнительно? Можномыпослевсех?

Барышня уверенно отодвигает Толстушку и делает шаг к зеркалу.

- Ничего не вижу. О! Вот что-то появляется… Ой, я! Охренеть. Такая смешная. А почему у меня там все пуговицы на месте?

Мужчина-В-Красно-Синем-Свитере заглядывает в зеркало, чтобы разглядеть её отражение, потом подходит вплотную и заявляет:

- Тебя тут нет.

Экскурсовод смеётся.

- Увидеть друг друга вам не удастся. К сожалению, разум распознает лишь собственное отражение. Всё иное скрыто, затуманено подсознанием. Что же касается загадки с пуговицей – это вы сами программируете Зеркало на отражение желаемого. Бывает, меняется вся одежда, иногда даже причёска. Но это редко. В основном какие-то незначительные детали.

Я подхожу к зеркалу, и мутное стекло начинает оживать, делая мой образ более чётким. Да, забавно. То есть, ничего особенного, но ради интереса можно глянуть. Брови приподняты, рот приоткрыт, во всей фигуре видно лёгкое напряжение. Поднимаю руку и вожу туда-сюда. Отражение не повторяет моего жеста, но, как мне кажется, становится ещё более удивлённым. Отхожу, уступая место толстякам.

- Пойдемпойдем? Нашаочередьда? Ойчтоэто? Этоя? Ятебяневижутыгде? Яправдатебяневижу?

- Тут. Я. Тоже. Тебя. Не вижу.

Барышня рядом еле слышно:

- Вот, блин, парочка: тупая курица и жирный андроид. Нам что здесь, час торчать, пока они не налюбуются?

Наконец, мы идём дальше.

Зеркало Смятения. Толстушка хихикает, отчего колышутся складки на её шее.

Зеркало Досады. Здесь Мужчина-В-Красно-Синем-Свитере говорит, что его свитер стал зелёным, и ему это совсем не по вкусу.

Зеркало Восторга. Барышня заявляет, что это дебильное зеркало всё врёт, и что доктор Майер просто чокнутый псих.

Зеркало Гордости. Толстяк замечает, что: «Это. Очень. Хорошее. Зеркало. Достойное».

Зеркало Безразличия.

Зеркало Тревоги.

Быстрая смена эмоций слегка подавляет.

Экскурсовод:

- Предлагаю сделать небольшую паузу, чтобы вы могли отдохнуть и поделиться впечатлениями, а потом продолжим. Самое интересное будет впереди.

Мы выходим в холл через неприметную дверь. Здесь нас ждут минералка и гамбургеры. Толстяки довольны.

- Яжеговорилачтослышалабудтоздеськормят?

- Да. Сервис. Все-таки. Фирма.

Все едят, а мы с Барышней пьём минералку, чтобы хоть чем-то заняться.

В углу на стуле скучает молодой охранник. Кажется, он сторожит этот древний телевизор, по которому можно увидеть интервью с доктором Майером, съёмки пациентов, общающихся с Зеркалами, реакции посетителей шоу в разных странах мира.

Когда с едой покончено, Экскурсовод продолжает:

- Ну что, идем дальше? Следующее Зеркало отражает одно из самых сильных человеческих чувств. Каждый из вас увидит в нем нечто исключительно личное, и может даже весьма пугающее. Помните: это всего лишь аттракцион, здесь всё театрально, даже ваши реакции.

Мы возвращаемся в темноту и останавливаемся около очередного Зеркала – Зеркала Ненависти. Сказать, что я жду чего-то особенного… нет. Пожалуй, нет. Я помню себя в эти «лучшие» времена и не могу сказать, что это потрясает.

 Мужчина-В-Красно-Синем-Свитере пошёл первым. Он нахмурился, потом криво ухмыльнулся и быстро отступил.

- Идите же, – говорит Экскурсовод. – Не бойтесь.

Я делаю шаг к Зеркалу. Это я. Почему-то босиком, не смотрю на себя, отворачиваюсь. Лишь слегка раздутые ноздри заставляют беспокоиться. И вдруг всем телом, лицом, ладонями – об стекло. Взгляд бешено обжигает. От неожиданности отпрыгиваю прямо в руки Экскурсовода.

- Ого. Резкая девушка.

Толстушка всхлипывает от испуга:

- Чтовытамувидели? Этострашно? Янебудусмотретьнебуду? Можнопройтидальше?

Небольшая заминка. Толстяки решают, что пройдут, не заглядывая в Зеркало. Он выпячивает грудь колесом, а она смешно прикрывает глаза ладошкой.

Барышня, глядя на свое отражение, удивляет нас всех какой-то неслыханной комбинацией жаргона и мата.

Зеркало Любопытства. Толстушка снова смеётся, и всё в ней колышется – и кончик мясистого носа, и съеденный мясной гамбургер.

Зеркало Горя.

Зеркало Обиды.

Зеркало Самодовольства. Барышня ворчит, что уже не прикольно.

Зеркало Воодушевления.

Зеркало Любви. Оно – последнее. И скрыто за ширмой.

- Почему?

- Любовь – чувство очень интимное. И реакция на него может быть довольно специфической. Поэтому вам предлагается возможность побыть с Зеркалом наедине.

Когда я захожу за ширму, первые секунды ничего не происходит, а потом появляется образ. Она выглядит слегка растерянной, но заинтересованной. Мне кажется, она хочет что-то сказать. Я поднимаю руку и прикладываю ладонь к Зеркалу. Она медлит какое-то время, а потом делает шаг вперед и прикладывает свою ладонь к моей. Это волшебно. Нереально. Всё во мне ликует. Но меня уже зовут. Надо идти. Я вернусь. Я вернусь, обещаю.

Состояние транса не отпускает меня до конца экскурсии. Мы одеваемся, выходим из здания, а на площадке перед входом уже ожидают своей очереди следующие посетители, и всё так же, словно пара ярких тропических птиц, кружат вокруг них Арлекин и Пьеро.

Этим же вечером местное телевидение показывает коротенький сюжет о зеркальном шоу, и на следующий день в кассах не остается ни одного билета. Через три дня всё будет кончено, они уедут, и я никогда, никогда её больше не увижу. Смятение, Досада и Горечь. Теперь я словно смотрю на себя со стороны.

Нужно что-то придумать!

…И я закадрила этого молодого ночного сторожа, выследив его в овощном супермаркете у прилавка с фенхелем и чесноком. Шляпка а ля тридцатые годы двадцатого века, красное короткое пальто, чулки в сеточку и ботиньолы на одиннадцатисантиметровом каблуке. Кто бы устоял? Не он, во всяком случае. Я позволила ему донести мою корзину до машины, а потом заявила, что после этого просто обязана на нем жениться. Он заглотил наживку вместе с поплавком. Мы устроили свидание, потом встречу в той маленькой комнатушке на посту. Ночью я попросила его пустить меня побродить по галерее, его хватило на «ах-ха», после чего он перевалился на бок и заснул.

Удивление, смятение, восторг, гордость, тревога, ненависть, любопытство, обида, самодовольство, воодушевление. Таблички мелькают одна за другой, и иногда край глаза успевает заметить формирующийся образ. Человеческий мозг невероятно быстр. Он создает картинку из всех необходимых кусочков: внешность, характер, особенность поведения, временная эмоция. Это захватывает. Тянет поэкспериментировать с сознанием, с воспоминаниями. Потом, потом. А сейчас…

Зеркало Любви.

- Привет.

Её губы двигаются в ответ.

- Мне жаль, что я не могу тебя слышать. Не знаю, что ты такое. Мне объяснили, что ты – проекция моего сознания, но я не уверена, что могу понять что это значит. В любом случае, это единственный возможный способ нашего общения.

Она кажется обеспокоенной, и когда я заканчиваю, начинает говорить что-то своё. Я не могу её слышать, но ведь, в конечном счете, это не так уж и важно? Наш диалог длится около получаса, а потом мы ещё долго сидим, прислонившись друг к другу лбами.

На следующий день у меня снова свидание. И как в прошлую ночь, я снова покидаю объятия своего любовника ради Зеркала.

- Я бы пошёл с тобой, но уже засыпаю.

- Не страшно. Я быстро.

- Кажется, доктор Майер тебя покорил.

- Он – самый великий человек на свете.

Я – повелительница чувств. Я скольжу мимо зеркал и строю гримасы Ненависти, танцую перед Горем, черчу невидимые знаки перед Любопытством. И моя Любовь приходит по моему зову, и мы проводим вместе долгие, чудесные мгновения жизни.

Три дня пролетели, как один миг. Вот эти трейлеры, в которые погрузят Зеркала, чтобы увезти их в дальние страны. Там они отразят тысячи и миллионы незнакомых лиц и – о, я верю в это! – сохранят в себе воспоминания о каждом, чтобы мы продолжались в других измерениях, как подтверждение о том, что мы жили и умели чувствовать.

С утра прошел дождь. Небо обессилело и не может больше выдавить из себя ни капли. Я тоже чувствую себя подавленной и обескровленной. Тёплые мужские пальцы нежно гладят мои ладони.

- Я сделаю тебе прощальный подарок. Он прямо за тобой.

Я оборачиваюсь и замираю. Возле нас стоит доктор Майер.

- Добрый день. Вы хотели меня увидеть?

- Увидеть вас? Да. Не уверена, что смогу сказать сейчас что-либо вразумительное.

- Тогда скажите что-нибудь невразумительное, но может, нам лучше пройтись? Тут слишком много суетящихся людей. Эти переезды – сплошная головная боль.

Мы отошли.

- Вы подарили мне счастье. И причиняете самую большую боль. Я чувствовала себя так, словно разговаривала с собственной душой, а теперь она уезжает, и остается только пустота.

- Вы чересчур поэтизируете собственные эмоции. Зеркало – лишь отражение. А ваша душа всегда будет с вами.

- Я уверена, что это больше, чем просто отражения.

Он тихо засмеялся.

- Именно ваша уверенность придает им большую значимость. Но в действительности, они лишь слепки с чувств. Они неизменны, бессловесны, однобоки.

- Но они говорят.

- Нет.

- Не понимаю.

- Речь – это высшая функция. Для её проявления необходим разум. Эмоции сами по себе не разумны.

- Но… Я видела. Зеркало Любви.

Лицо доктора досадливо скривилось.

- Ну да, ну да. Об этом я не подумал. Что ж. Хорошо. Я объясню вам. Мне не следует раскрывать тайну фокуса, но с другой стороны я ведь не так уж и жульничаю. Просто не всегда называю вещи своими именами. Зеркало Любви на самом деле не является Зеркалом Любви. В действительности такого Зеркала вообще не существует. Когда я пытался создать его, мне казалось, что я постоянно ошибаюсь и всё делаю не так. Тесты, которые я проводил на множестве людей, показывали восторг, любопытство, гордость, ревность, самодовольство, вожделение и всю остальную гамму чувств, вплоть до ненависти. Да-да, не удивляйтесь. Я тестировал и матерей, надеясь увидеть любовь в их отношении к детям, там были беспокойство, забота, нежность, что-нибудь кроме этого, но ни одного чувства, которому бы еще не было названия, чтобы дать ему имя любви. Может быть, лишь мессия способен на неё. Но вы же знаете, с мессиями в наше время туго.

Я была ошеломлена.

- И что же тогда там было?

- Ведь вы подходили туда, зная, что здесь должна отразиться любовь. Вы были подготовлены к этому. А это было самое обычное зеркало. Просто оно отражало вас с опозданием на тридцать секунд. В итоге, каждый человек, заглянувший в него, находил в нем проявление именно своей гаммы чувств, которую он называет любовью. Идеальная индивидуальная комбинация.

Повисла тягостная пауза.

- Почему вы молчите?

- Я чувствую себя обманутой.

- Понимаю. И – простите. Может быть, вам лучше бы не знать правды. Но я всё же подарил вам счастье, вы сами так сказали. А разочарованием смягчил боль утраты, даже если вы сейчас не в состоянии этого понять.

Когда пестрые трейлеры уезжали из города, взяв курс на запад, на улице не было ни одной живой души, кроме меня. Я ёжилась в своем тоненьком пальто, глядя на исчезавшую за поворотом машину, и два осенних листа, похожих на Арлекина и Пьеро, кружились у моих ног.