Авторы/Рудановская Дарья/Форум молодых писателей России
НА ПОЛЕ БОЯ
В начале XXI века стало очевидно, что литературный процесс претерпел существенные изменения: постепенно формируются новые институты литературы, меняется отношение к литературе как таковой. Если писатели, так или иначе состоявшиеся еще в советское время (неважно — как официальный писатель или художник андеграунда), продолжают жить еще старыми ценностями, хотя и вынуждены приспосабливаться под новые условия существования, то молодое поколение, в чем-то опираясь на их опыт, живет по другим законам, хотя часто этого и не осознавая. То, каким образом формируются институты молодой литературы сегодня, во многом отражает произошедшие изменения.
Прежде всего представляется необходимым сказать несколько слов о самом понятии «молодая литература». Любопытно, что возникло оно сравнительно недавно — ближе к середине XX века. Трудно себе представить подобное обозначение по отношению к писателям и поэтам, например, Серебряного века или же к художникам начала советского времени. Тогда мерки применялись ко всем одинаковые. Институт молодой литературы сформировался только с укреплением советской власти, т. е. тогда, когда появилась необходимость во «взращивании», воспитании нового типа писателя. На том, что это за тип, не представляется необходимым долго останавливаться. Понятно, что нужны были художники определенного идеологического направления, которые посредством своего творчества распространяли бы коммунистические идеи в обществе. Не случайно именно тогда открывается Литературный институт им. Горького, формируется Союз писателей СССР, куда необходимо вступить начинающим писателям, появляются различного рода награждения молодых художников, например премия ЦК ВЛКСМ. Тогда же складывается схема, по которой необходимо пройти любому начинающему литератору, чтобы его имя стало известным. Речь идет прежде всего о появлении и значении «толстых» журналов, где должны были быть опубликованы тексты писателя, чтобы потом у него появился выход на издательство (мы не говорим сейчас о самиздате, где, впрочем, ситуация представляется еще проще: достаточно было написать что-то обличающее советскую власть, чтобы имя писателя стало известным в определенных кругах).
Каков же путь молодого писателя сегодня? Самое интересное заключается в том, что, несмотря на падение советской власти, схема сохраняется примерно та же (как, впрочем, и не только в литературе). Престиж «толстых» журналов продолжает сохраняться и сегодня. Конечно, существуют маргиналы, которые, наоборот, отталкиваются от того, что всё, опубликованное в «толстом» журнале, — ерунда, но таковых все-таки довольно мало. Для большинства литераторов публикация в «толстом» журнале — определенный знак качества. И основная цель мероприятий для молодых писателей, как мы увидим ниже, — «пробиться» в эти журналы. Примерно ту же ситуацию можно наблюдать и вокруг разного рода конкурсов и премий. В нашей стране они зародились в советское время и продолжают существовать сегодня. Только тогда они были государственные, сейчас же в большинстве случаев — частные, что перенято с Запада. Сохраняются и институты союзов писателей, которые сейчас размножились до четырех, но тем не менее продолжают играть определенную роль в литературной жизни. Никуда не делся и Литературный институт. То есть в том, что касается внешней формы, многое осталось без существенных изменений. Что же касается сути, то произошли значительные сдвиги по двум направлениям.
Во-первых, большинство этих институтов не носит сейчас столь ярко выраженного идеологического характера. Если раньше их главной целью был поиск молодых писателей, которые обслуживали бы власть, и, соответственно, отсюда же исходило представление о таланте, то сейчас поиск продолжается примерно таким же образом, только абсолютно исчезли критерии таланта. Организаторы любого мероприятия говорят примерно одно и то же: мы ищем и помогаем молодым талантливым писателям, нам не важно, о чем они пишут и в каком направлении, главное — качество. Что же такое качество, определяется таким расплывчатым понятием, как «хорошо написано». Понятно, что у каждого рецензента представления о том, что такое «хорошо написано», — свое, и зачастую оно не лишено идеологической составляющей, другое дело, что оно редко эксплицируется. Но в общем и целом ясно, что общего представления о том, «что такое хорошо», сейчас нет.
Во-вторых, изменилось значение и место самой литературы в жизни общества за последние полвека. Безусловно, это связано, о чем уже достаточно написано, с развитием визуальных видов искусств (кино, телевидение, Интернет и т. д.), которые отодвинули литературу на второй план. Текст стал лишь основой современных видов искусств (сценарий, описание проекта и т. д.), но сам по себе он больше не может иметь такого влияния на умы, как раньше. Отличная иллюстрация подобного положения дел — конкурс «Российский сюжет», главной задачей которого является отбор сюжетной прозы и сценариев для дальнейшей экранизации. Как хорошо известно, литература заняла одно из важнейших мест в культуре где-то в XVIII веке, когда книгопечатание стало достаточно доступным и стало понятно, что литература может выполнять роль идеологической пропаганды. Теперь же эту роль гораздо более успешно выполняют визуальные искусства.
Что же происходит с литературой? Думается, что на наших глазах происходит кардинальное изменение места литературы в культуре. На сегодняшний день широко изучено явление разделения литературы на массовую и элитарную: массовая выполняет развлекательную функцию, элитарная удовлетворяет интеллектуальные потребности определенной части общества. При этом, как отмечает П.Бурдье в работе «Поле литературы», занятие элитарной литературой предполагает работу на «долгосрочную перспективу», на приобретение «символической прибыли», т. е. по сути на то, чтобы остаться в истории культуры. До недавнего времени произведения литературы действительно занимали одно из важнейших мест в культуре, теперь же им приходится потесниться и поделиться местом с кино и другими искусствами. В итоге получается, что литература продолжает играть значительную роль лишь для тех, кто ею занимается, а не для всего общества в целом, как это было раньше. Причем происходит всё это очень быстро. Еще в середине XX века литература продолжала занимать главенствующее место. За литературным процессом следило всё общество, теперь же им интересуются только члены самого литературного сообщества.
Казалось бы, всё это довольно банально, но почему-то только не для членов этого самого сообщества. Сегодняшнее молодое поколение писателей воспитывалось еще на старых стереотипах, и это очень хорошо чувствуется при общении с ними, особенно с поэтами, которые всё еще живут мифом, что «поэт в России — больше чем поэт». Поэзия уже не играет такую значительную роль, как раньше. Речь здесь идет не только о молодой поэзии. Имена современных поэтов, таких, как Кибиров, Гандлевский, Пригов, Цветков и многих других, как говорится, «широко известны лишь в узких кругах». На слуху имена тех, кто успел завоевать славу в 50—60-е гг. (Вознесен-ский, Евтушенко, Ахмадулина), т. е. когда литература действительно имела огромное влияние. А что же говорить о молодых? Кому известны такие имена, как С.Шаргунов, Р.Сенчин, И.Кочергин, Д. Давыдов — обладателей не одной премии? Имена лауреатов даже такого раскрученного конкурса, как «Дебют», известны единицам. Дело здесь вовсе не в том, что стихи Давыдова хуже, чем стихи Евтушенко, о литературном даре которого сказано немало. Думается, что нынешнему поколению необходимо смириться с существующем положением дел. Публикация в «толстом» журнале, выход книги, членство в одном из союзов писателей, принадлежность к какой-либо литературной группировке, получение премии, победа в конкурсе больше не являются чем-то особо выдающимся с точки зрения влияния на общество.
В прошлом году в «Литературной газете» были опубликованы итоги интернет-конференции «Литературные премии — это…», в которой участвовали многие современные литераторы. Весьма показательны высказанные мнения. Например, критик и председатель оргкомитета премии «Букер — Открытая Россия» Игорь Шайтанов сказал: «Пока что премия не в силах переубедить оптовика, который развозит книжный товар по России. Он чаще предпочитает взять пять тысяч экземпляров ходового чтива (которое у него уйдет со скоростью сникерса), чем сотню книг букеровского лауреата, которого так и не дождется культурный читатель в провинции <…> Я рассматриваю крупную или мелкую премию как приятный знак признания от своих коллег, а также как доплату к обычно невысоким гонорарам литературного критика и практически отсутствующим гонорарам за литературоведческий труд».
То есть литературная премия больше не является общественным достоянием и не влияет на книжный рынок, это всего лишь знак для членов сообщества и поощрение самолюбия писателя. Интересно, что и сама «Литературная газета» тоже перестала быть престижной маркой, и связано это не только с ухудшением ее качества, скорее наоборот, качество связано с изменением ее положения. Почти все литературные бренды: «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», Союз писателей, Литературный институт, та же «Литературная газета», Государственная премия в области литературы и искусства — имеют какое-то значение для большинства постольку, поскольку зарекомендовали себя еще давно. Новые же образования, такие, как, например, «Новое литературное обозрение», «Вавилон» и др., известны лишь в определенной культурной среде. О распаде Союза писателей знают очень немногие, тем не менее к писателю, обладающему корочкой Союза, особое отношение, но скорее «по старой памяти», а не исходя из реального положения дел. Кстати, любопытно, что о существовании нескольких союзов знают далеко не все молодые литераторы. Забавны казусы, когда начинающего литератора приглашают вступить в Союз, а он даже не подозревает, что таковых существует сегодня четыре по двум основным идеологическим направлениям — патриотическому и либеральному.
Итак, ведя разговор о различного рода мероприятиях для молодых писателей, мы постоянно будем учитывать, что все они важны исключительно в рамках литературного сообщества, равно как и наличие публикации в том или ином издании. Зачастую это варение в собственном соку, которое тем не менее для чего-то необходимо, трудно, правда, пока понять, для чего именно. Но, как сказал на одном из своих выступлений поэт, много лет занимающийся работой с молодыми, Кирилл Ковальджи: «Наше дело сеять, что-нибудь да взойдет».
Если попытаться охарактеризовать в общем и целом ситуацию с институциями молодой литературы, то наиболее всего подходит определение «неразбериха». Большинство мероприятий, которые сегодня проводятся, не связаны одно с другим. То неожиданно появляется информация о результатах какого-либо конкурса или премии, то оказывается, где-то прошло очередное совещание молодых писателей или форум, который ни много ни мало носит название «всероссийского», то вдруг узнаешь об открытии какого-то фестиваля поэтов и т. д., и т. п. Нет ни одного места, где была бы собрана вся информация об организациях и фондах, которые помогают молодым дарованиям. Возможно, потому, что в том виде, в котором существуют эти институты сегодня, это явление довольно молодое. Интерес к молодым писателям в литературном сообществе возродился совсем недавно — только в конце 90-х годов XX века. Главные же мероприятия, такие, как «Дебют» и Форум в Липках, стали проводиться соответственно в 2000 и 2001 годах. До этого интерес к молодым был довольно слабым, и напечататься начинающему автору в раскрученном издании было гораздо сложнее, чем сейчас. Вероятно, и это явление тоже можно объяснить. К середине 90-х постепенно затих шум вокруг антисоветской литературы, литературы Серебряного века. Если в начале перестройки это было актуально и казалось ново, то к концу ХХ века стало такой же классикой, как и век XIX. Наступил период создания другой, отличной от прошлой литературы, ставящей и решающей актуальные на тот день вопросы. Тогда-то и обострилось внимание к молодой литературе, которое сегодня растет с каждым днем, о чем свидетельствует появление всё новых премий и конкурсов в этой области, интерес «толстых» журналов и издательств к молодым.
Но пока весь этот интерес носит весьма разрозненный характер. Понятно, что далеко не все институты обладают достаточным количеством средств, чтобы раскрутить свой проект, как это может сделать «Дебют» — пример на сегодняшний день единственный. В основном молодые авторы узнают о проводимых мероприятиях случайно, от друзей-знакомых. Даже в Литературном институте нет полной информации. Что же происходит в других городах России? Ведь так или иначе центром литературной жизни остается Москва — здесь ведущие журналы, здесь основные издательства, из которых книги худо-бедно поступают в регионы, здесь сосредоточены организации и фонды, помогающие молодым. Конечно, в провинции проводятся свои мероприятия. Например, на Урале вручается премия Бажова за лучшее произведение, тема которого связана с родным краем. Но эта премия не гарантирует даже публикации, которая, как правило, гораздо важнее для начинающего автора, чем денежное вознаграждение, не говоря уж о престиже этой премии для «толстых» журналов и издательств. Единственная организация, которая наиболее плотно работает в регионах России, — это Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ под руководством С.Филатова. Представители фонда ездят по регионам и распространяют информацию о Всероссийском форуме молодых писателей в Липках. Но понятно, что и в этом случае информация доходит до единиц, так как встретиться лично сразу со всеми молодыми авторами физически невозможно.
Что же получается в итоге? Поэт и критик Виктор Куллэ в рамках упомянутой выше интернет-конференции о литературных премиях отметил: «Некую суррогатную функцию премии таки выполняют, хотя всерьез именовать их ныне стимулятором литературного процесса трудно. Большинство премиальных сюжетов сводится, к сожалению, к подковерной борьбе. Присуждение премии почти всегда чревато интригой, но эта интрига относится не к области собственно качества и значимости номинированных текстов, а к области борьбы за сферы влияния разнообразных группировок (если не сказать — тусовок)».
Думается, что в определенной степени эти слова характеризуют ситуацию и с конкурсами среди молодых литераторов. Действительно, зачастую присуждение премий, приглашение на какое-либо мероприятие, для которого необходимо, как правило, пройти определенный конкурс, — это «подковерная борьба», без чего, впрочем, не обойтись в любой области, если речь идет о каком-либо отборе. Но в условиях плохой информированности эта борьба особенно опасна. Конкурсы и премии зачастую проводятся среди своих же, и в итоге номинируются одни и те же лица. (Хотя, как замечает В.Куллэ, «…иногда премии все-таки присуждаются по назначению», поэтому определенная польза от них есть.)
Что касается «разнообразных группировок», на которые раскололось литературное сообщество, это тоже очень верное замечание. Распад Союза писателей как нельзя лучше иллюстрирует ситуацию. В литературном мире сегодня не существует даже единой профсоюзной организации, которая защищала бы права писателей, как это происходит, например, в мире кино, изобразительного искусства (ведь живы же Союз кинематографистов или Союз художников). Писатели старшего поколения как-то неожиданно разругались между собой и пытаются втянуть в эти игры молодое поколение. Каждый союз активно борется за количество своих членов, формируя вокруг себя свою «тусовку».
Литературные «тусовки» образуются и вокруг каждого крупного журнала, иногда — литературного сайта (как было, например, с «Вавилоном», пока он не прекратил свое существование; тусовка же, кстати, осталась). Казалось бы, ничего плохого в этом нет, ведь существовали же и в начале XX века различные литературные цеха. Но тогда поэтов и писателей объединяли определенные эстетические взгляды. Сегодня же трудно себе представить литературную группу с четко выраженными эстетическими позициями. Были некоторые попытки создать что-то подобное: например, особенно преуспели в этом «Куртуазные маньеристы», но в наше время на фоне бесконечных разговоров о плюрализме всё это выглядит довольно смешно. В нынешней ситуации постмодерна, когда сосуществование различных точек зрения возводится в абсолют, почти любое литературное сообщество провозглашает, что оно объединяет в себе людей, работающих в самых разнообразных направлениях и стилях. На деле же оказывается, что подобное почти невозможно. Лидер любой литературной организации так или иначе придерживается определенных позиций, либо эстетических, либо политических, а чаще и тех и других; естественно, что он объединяет вокруг себя близких ему по духу людей; при этом эти позиции редко эксплицируются. В итоге молодые писатели, зачастую по воле случая примкнувшие к той или иной литературной «группировке», далеко не всегда осознают, куда они попали, особенно это относится к авторам из провинции. Что касается премий, то здесь сложившаяся ситуация особенно чревата, так как в жюри, отбирающее произведения, часто оказываются люди из одной «группировки». Достаточно открыть любой поэтический сборник «Дебют», чтобы понять, что объединяет попавших в него авторов: бесконечно однообразные эксперименты со словом, стеб, ненормативная лексика, эротика, граничащая с порнографией — исключения очень редки.
P. S. О том, какие именно основные конкурсы, премии, фестивали и проч. существуют сегодня, как и кем они были организованы, можно узнать в выпуске интернет-журнала «Пролог» по адресу: www.ijp.ru.