«…УСПЕТЬ СКАЗАТЬ»
О поэзии Николая Мрыхина
Поэзия — это всегда зеркало. Хочет того поэт или нет, но это отражение внутренней сущности автора, окружающей его действительности и его отношения к ней. Но идеальных зеркал не бывает. О зеркале стихов Николая Мрыхина можно сказать, что оно не страдает фальшью, стремлением понравиться (самому себе или читателю). В них нет ни волшебного струения, свойственного русским стихам, ни потрясающей воображение образности, его сравнения зачастую просты и бесхитростны и могут показаться банальными. Но авторскую искренность, порою исповедальность, нельзя назвать банальной.
Льстил врагу, лукавил с другом,
Жил, как в поле самосев…
«Жизнь моя — игра в рулетку…»
Это стихи зрелого человека, которому есть что сказать. В них — отблеск внутреннего света и подкупающая искренность.
Николай Мрыхин не выдумывает свои стихи. Они немного сентиментальны, и в них не высказанная до конца нежная любовь к природе. Стихи его — «горловое пение», то, что рвется из глубин души. Они наполнены мощным жизнелюбием, оглушающей радостью познания мира, открыванием незнакомого себя и красоты природы. Произошло обретение Голоса, которым автор повествует не только о своем мироощущении, но и об окружающей его реальности.
Стихи — способ познания мудрости, вечных истин. Поэзия — это особый способ мышления. «В глубине себя творческий человек несет ту силу, которая способна исцелить не только его самого, но и общество… <…> Только исстрадавшийся человек может быть целителем, врачом и этой целительной силой является творчество» (Э.Нойманн). Главным препятствием в этой миссии искусства может быть только непреходящая суженность взгляда автора, зацикленность на своем «Я», хотя это, как правило, является начальной ступенью творчества, началом самопознания. Не все способны преодолеть ее и взойти на следующую ступень — миропонимания. Это уже ступень зрелости.
Н.Мрыхин любит жизнь «взахлеб». В его стихах почти детский восторг сочетается со зрелой мудростью, юный задор — с глубокой печалью.
Живу, судьбы не ведая
Над строчками тружусь.
Есть деньги — пообедаю,
А нет — и обхожусь.
Не думаю о вечности —
Душа же молода.
Милы мне долы вешние,
Тишь сонного пруда.
«Живу, судьбы не ведая…»
Я веселый и нестрогий.
Мне ль печалиться, тужить?!
И вся жизнь моя в дороге,
И дорога — словно жизнь.
В дороге
Мужичок собирает бутылки,
Одинокий, усталый изгой.
Привокзальный народ, кто — с улыбкой,
Кто — с презреньем, глядит на него.
«Мужичок собирает бутылки…»
Мир сир, убог.
Но времена иные,
Мне верится,
Счастливые придут.
До слез мне жаль,
Что гибнут молодые,
Безмерно рад,
Что старики живут.
А молодость сгорает,
Как в пожаре, —
В горах Кавказа
Дождь свинцовый льет,
От злобного,
Жестокого кинжала,
Что в сердце всадит
Пьяный идиот…
«Мир сир, убог…»
В стихах много чувственного восприятия событий жизни, своего отношения к ним. Но тяжелейший труд поэта — найти такие слова, которые с предельной точностью передадут переживаемые чувства. И тогда появляется та самая эстетическая красота, которая приносит и удовольствие, и наслаждение как автору, так и читателю, появляется та самая волшебная магия и легкость стиха.
Звуковая ткань стихов способна подчеркивать и усиливать описываемые события, настроение автора. В стихах о природе — почти воздушная легкость строк («Веет ветер луговой…», «Веселые проталинки / На солнечном бугре…»), о боксе — напряженность, резкость звуков. В стихотворении «Держи удар» отрывистые слова передают саму атмосферу боксерского поединка:
Боксерский ринг, и в зале свист.
Мужской, жестокий спорт:
И в корпус хук, и слева свинг,
И снизу апперкот…
Стихи Н.Мрыхина не надуманны, в них есть правда и жизни, и души автора, и та или иная истина бытия. Таким стихам читатель легко прощает разные технические недостатки — неточную рифму, нарушение ритма, неровность словесной ткани стиха («осталося…», «Боль не случилася чтобы…»). Подобные слова и фразы, как «дождалися весны…», «каюся…», — не услаждают современный слух, но в то же время в них слышится деревенский говорок российской глубинки.
Есть в поэзии вечные темы, их вольно или невольно касается каждый поэт, — Любовь, Природа, Доброта, Родина, Красота, Человечность, Свобода, Независимость и т. д. И здесь важно не повториться и не сказать еще раз о том же и так же, о чем сказано другими поэтами, или сказать более тусклыми словами, важно не опошлить саму тему. И это нередко удается Николаю Мрыхину.
И бью челом, и пола лбом касаюсь,
Не серебра прошу, прошу немного дать,
Великий Боже, снизойди, такую малость
Прошу тебя — дай время мне сказать.
Мне только-только тайны открываются!
Не унести б с собой такую кладь.
За все грехи перед тобою каюсь я.
Великий Боже! Дай успеть сказать.
«Успеть сказать»