ПУТЕШЕСТВИЕ В РОДНУЮ ЛИТЕРАТУРУ
К 70-летию Союза писателей Удмуртии
(размышления в полночь)
Загадочные люди жили около большой реки Камы. Без слов пели песни. Или что увидят в природе, о том и пели. Это было время первобытного коммунизма, когда между людьми существовала кровная, родовая связь. Основным занятием их были охота и рыболовство. Добычу делили поровну между собой. Все взрослые женщины считались женами всех взрослых мужчин, и наоборот. О том времени, о золотом веке, о рае остались только сказки. О том, как погибли Алангасары. Они были наивными и бесхитростными. Но они пели, подражая природе — птицам, зверям, ветрам.
С приходом эпохи матриархата наступает власть женщины-матери, подчинение ей. Опытная женщина руководит и приказывает. (Кстати, в крепких удмуртских семьях матриархат сохранился до сих пор.) Она ведет хозяйство, держит дом, приручает зверей (отсюда берет начало развитие скотоводства и земледелия), растит детей и поет им свои колыбельные песни: «Изь, изь, нуные, зарни бугоре…» («Спи, спи, маленький сынок, золотой комочек…»).
В патриархально-родовую эпоху появляются старейшины (вожди-торо). Большую часть продуктов и добычи они оставляли себе, меньшую — простым членам общества. Так возникло понятие «мое» — частная собственность, неравенство. Торо считал себя организатором, душой, а исполнителей своих приказов — телом. Так начинается почитание и культ предков. О них складывались легенды, сказки.
Возникает культ главных сил природы — Солнца, с его светом и теплом, тьмы (ночи), леса, воды. Добрый бог — Солнце, злой — тьма. В удмуртской мифологии силам природы посвящены десятки сказок, легенд и песен.
Не в пору ли правления торо появляются и первые певцы-музыканты (легенда о Зуе), поэты, восхваляющие торо? Могли ли удмурты в Х веке встречать Киевского князя Владимира песней-гимном (как утверждает академик Смирнов) с такими словами:
Не расстанемся, не расстанемся,
Никогда мы не расстанемся…
Лишь тогда расстанемся,
Когда листва утонет в воде до дна,
Лишь тогда, когда камень всплывет наверх.
Этот гимн живет до сих пор и поется профессиональными коллективами, когда провожают дорогих гостей. И таких древнейших песен у удмуртов множество. (Мог ли подобный текст сочинить «колхоз»? Его мог написать только «автор», а не коллектив.)
У каждого народа есть прошлое, в том или ином виде дошедшее до сегодняшнего дня: в песнях, легендах, в знаках-символах, орнаментах. Не зная «темного прошлого», нельзя понять настоящее, созидать будущее. Это прекрасно сознавали основатели удмуртской литературы — и Григорий Верещагин, когда писал «Чагыр, чагыр дыдыке» («Сизый, сизый голубочек»), и Кузебай Герд со своим «Зарни шунды жужалоз» («Золотое солнце встанет»).
Основой любой национальной литературы является устное творчество. Не зная бытовых песен, причитаний и заплачек, заговоров, сказок, загадок, пословиц и поговорок, метких выражений, не стать настоящим писателем. Опираясь на прошлое, создавали свои произведения Кедра Митрей, Михаил Коновалов, Михаил Петров, Игнатий Гаврилов, Василий Садовников, Николай Байтеряков, Геннадий Красильников и, конечно же, Флор Васильев…
После Первого всесоюзного съезда писателей, как молодая листва после теплого дождя, начали раскрываться и расти народные таланты по всей стране, в том числе и в Удмуртии. Это Михаил Коновалов, Григорий Медведев, Михаил Петров, Трофим Архипов, Игнатий Гаврилов, Василий Садовников, Афанасий Лужанин, позднее Петр Блинов, Филипп Кедров. Но многим из них не суждено было посвятить любимому делу свою жизнь — одни погибли в советских концлагерях (в их числе первый председатель Союза писателей Удмуртии Кедра Митрей, а также Михаил Коновалов, Григорий Медведев, основатель национальной литературы Кузебай Герд), другие сложили свои головы на фронтах Отечественной войны: Петр Блинов, Филипп Кедров… В начале войны Союз писателей Удмуртии вообще был закрыт — М.Петров, И.Гаврилов, И.Зорин, Ашальчи Оки были призваны в армию.
Послевоенные председатели СП Удмуртии: М.Петров, А.С.Бутолин, Г.Красильников, Ф.Васильев, С.Самсонов… Каждый вносил в работу свое, и каждый радел за то, чтобы удмуртское писательское братство не исчезло, не опустило планку, хранили честь и совесть нашего творческого союза.
Как известно, удмуртская писательская организация зарождалась в самом начале двадцатых годов. Это было время отречения от всего прошлого — традиций, обрядов. Но наши Кузебаи Герды, Ашальчи Оки, Михаилы Петровы не пошли по этому пути — они оставались верными своим дедам и прадедам. Конечно, каждый писатель почитал своим долгом помочь партии и народу поскорее наладить жизнь на своей земле, но они не были лакеями у государства. Хотя их пытались учить, как писать, как жить… Но литература, слава Богу, никогда, ни в какие времена не терпела указчиков и пророков. У настоящей литературы нет вождей — будь то хоть сам «отец народов» Иосиф Сталин. Не потому ли погибли Кузебай Герд, Кедра Митрей, М.Коновалов, Г.Медведев…
Литература была и остается передовым отрядом интеллигенции. Это блестяще доказали писатели, творившие в 60—70 гг. прошлого века: Геннадий Красильников, Николай Байтеряков, Степан Широбоков, Флор Васильев. Наследие этого периода составляет золотой фонд не только удмуртской, но и российской культуры. Это было торжество и пик национальной литературы — и поэзии, и прозы. На высоком уровне проходили Дни литературы и искусства УАССР в Москве, Туле, Харькове, Ставрополе и т. д.
Светла наша память о покинувших этот мир: К. Герде, Ашальчи Оки, Михаиле Коновалове, Григории Медведеве, Петре Блинове, Филиппе Кедрове, Геннадии Красильникове, Николае Байтерякове, Степане Широбокове, Флоре Васильеве, Владимире Семакине, Семене Самсонове, Владимире Романове, Михаиле Федотове, Германе Ходыреве… Выпускаются книги воспоминаний о К.Герде, К.Митрее, М.Петрове, Г.Красильникове, Степане Широбокове, Флоре Васильеве. Издаются и изданы сборники их произведений в серии «Память Удмуртии».
Как и чем живут поэты и прозаики Удмуртии сегодня? Какова литературная атмосфера в республике? «Как слово наше отзовется» — есть ли молодая поросль, свежие голоса продолжателей традиций удмуртской литературы? Останется ли в грядущем понятие литературы вообще? Что с нею станется?
Сложные вопросы. В таких случаях говорят: время покажет. Даже великая книга Библия дает ответы лишь до 2012 года. Выживет ли вообще человек, когда на земле царит хаос, торговля всем и вся, когда вместо души — доллар, вместо Христа — антихрист.
И потому как никогда нужно слово — слово-Бог. Потому нужны «инженеры человеческих душ» — писатели. И мы работаем. Пишутся стихи, песни, романы, повести, рассказы. Писатели — это борцы с несправедливостью и злом. Для нас нет горя чужого, беды сторонней. Чем жив сегодня родимый край и его народ? Всё волнует и тревожит нас. Не об этом ли пишет народный писатель Удмуртии Генрих Перевощиков в недавно выпущенной книге «Жестокосердие»? Не эти ли темы поднимают в своих произведениях Олег Четкарев, народный писатель Удмуртии Вячеслав Ар-Серги, Кирилл Ломагин, Петр Кубашев, Римма Лаптева и другие?
Наши поэты продолжают развивать тему экологии души, земли, природы. В прошлом году вышла антология прозы и поэзии Удмуртии. Ее главный редактор, известный русский поэт Лев Котюков сказал: «Больше всех авторов, которых мы включили в антологию, — это удмуртские поэты. Удивляет их способность чувствовать природу, оживлять ее».
Сильна наша женская интимная лирика, основателем которой является Ашальчи Оки. Хорошо известны имена поэтесс Людмилы Кутяновой, Татьяны Черновой, Галины Романовой, Аллы Кузнецовой (рано погибшей), а также Любови Тихоновой, Лидии Нянькиной.
Ответственность за «мужскую» поэзию сегодня несут на своих плечах Александр Белоногов, народный поэт Удмуртии Анатолий Леонтьев, Петр Захаров, Алексей Ельцов, Сергей Матвеев. Манит певучий стих А.Белоногова, мастерски раскрывает свой внутренний мир А.Леонтьев, неповторима лирическая интонация А.Ельцова.
Особо хочется сказать о Сергее Матвееве, продолжающем традиции «серебряного века», как выразился народный писатель Удмуртии Владимир Емельянов, переводчик его стихов на русский язык. Стихи Матвеева написаны рукой мастера, хотя его поэзию трудно анализировать — она неоднозначна, символична.
Творчество Петра Захарова и Виктора Шибанова представляет новые течения постмодернизма и этнофутуризма. Их поэзия мудра. Но меня волнует не их восприятие жизни — волнует отстраненность от народной традиции, гармонии тепла и души. Я ничего не имею против каких-либо «измов» и принимаю лучшие стороны наших молодых поэтов, но всё же задаюсь вопросом: а нет ли в их поэзии псевдофилософствования? Они сегодня, как говорится, на коне. Но в наше смутное, кровоточащее время хотелось бы предостеречь: как бы их ученики, будущие поэты и поэтессы, еще не поняв свой внутренний мир, не увлеклись формальным сложением слов, рифмованием.
Есть и будут в литературе взлеты и падения, довольные и недовольные писатели — это диалектика жизни. Были и не прошли смутные времена в России, трудности в издании книг. Союзу писателей Удмуртии — 70 лет. За эти годы было всякое и в писательской организации: победы и разочарования, согласие и конфликты. Но всё это в конечном итоге несущественно, потому что мы смогли сохранить главное — союз единомышленников.
Богата Удмуртия и талантливыми русскими писателями. Это поэт Олег Поскребышев, составляющий славу не только Удмуртии; прозаик Павел Куляшов автор более десятка повестей и нескольких романов; народный писатель Удмуртии Владимир Емельянов; поэт, прозаик и переводчик Анатолий Демьянов; прозаик Валерий Болтышев; критик и литературовед Зоя Богомолова; фольклорист, литературовед, переводчик Надежда Кралина и др. Всего в нашей организации 16 человек русских писателей и 45 удмуртских. Мы живем хорошо, и у нас нет никаких разногласий.
Литераторы Удмуртии не забыты нашей властью. Двое членов Союза писателей носят высокое звание «Почетный гражданин Удмуртии» (З.Богомолова и О.Поскребышев), пятеро являются народными писателями Удмуртии, двое награждены орденом «Знак Почета» (А.Шкляев и П.Поздеев), двое — орденом «Дружбы народов» (Ф.Ермаков и З.Богомолова), четверым присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ» (А.Белоногов, С.Карпов, Г.Перевощиков, Е.Загребин).
Торжества, посвященные юбилейной дате пройдут по всей Удмуртии — в клубах, школах, библиотеках. Дни литературы прошли уже в Игринском и Киясовском районах. Думаем побывать в Шарканском районе. А потому, дорогие читатели, окажите нам честь встречаться с вами, разговаривать, дарить свои произведения и радоваться этим встречам.
председатель правления
Союза писателей Удмуртии