Авторы/Зимина Маргарита

«СЛАВА БОГУ, ЧТО ВСЁ ЭТО ЖИЗНЬЮ ЗОВЕТСЯ»


* * *

Бывают стихи от большого ума,

Которым я не обладаю сама,

И я восхищаюсь поэтом:

Какой у него удивительный слог

И мысль как изящно он в рифму облек,

Ничуть не сфальшивив при этом.

 

Бывают стихи — от великой души.

Они не чеканностью рифм хороши,

Не острою свежестью взгляда,

А тем, что и плачет душа, и поет,

И всем, кто захочет, себя раздает…

И к ним послесловий не надо.

 

* * *

Замысловата русская грамматика:

Мысль свежую попробуй излови…

В моих стихах — избитая тематика:

Любовь, любовь… Ни слова о любви!

 

Взгляни — она раздетая и нищая

И вообще уже не хочет жить…

По ней прошлись такими сапожищами —

Не залечить и даже не отмыть.

 

Напрасно с нею, безнадежной, возимся

И зря ее таскаем по врачам;

Прислушайся: ей не хватает воздуха —

Удушье донимает по ночам.

 

…Глаза поднимешь — небо темно-серое,

И черным стал когда-то белый свет…

Любовь врачуют нежностью и верою.

У нас таких лекарств в запасе нет.

 

* * *

Как страшно в эту пропасть заглянуть…

Нет, лучше уж закрыть глаза — и сразу…

Как ни старайся, а не зачеркнуть

Тобой наотмашь брошенную фразу.

 

Простить — и на коленях отползти

От трещины, что меж тобой и мною?

Хоть что-нибудь попробовать спасти…

Хоть что-нибудь…

Но — не такой ценою.

 

Над бездной тишь.

Ни охнуть, ни вздохнуть.

И на простых словах лежат заклятья.

И кто бы дал мне силы — разомкнуть

Такие запоздалые объятья…

 

* * *

Этот узел мы долго пытались

Разрубить, наши судьбы деля,

Но, как видно, напрасно старались:

Только туже стянулась петля.

Впрочем, ты мне ничем не обязан,

Я тебе ничего не должна…

А что узел так крепко завязан,

В том и вовсе не наша вина.

 

* * *

Думали, что связаны любовью,

Оказалось — связаны бедою.

Оказалось, что любовь беспечна,

И наивна, и недолговечна…

Что с ней в этом зыбком мире станет?

То она догонит, то отстанет.

 

А беда с завидным постоянством

Время одолеет и пространство.

Мы бедою спаяны одною —

Как же ты расстанешься со мною?

 

* * *

Беспощаден жизненный итог:

Берег и разбитое корыто.

Остальное — временем размыто,

Утекло сквозь пальцы, как песок.

 

Ветра свист над сивой головой.

У корыта скрюченное тело.

Бог ты мой, а я еще хотела

Жизнь прожить дворянкой столбовой!

 

* * *

Я старею… Доселе я, сколько ни тщилась,

Не умела прощать, а теперь научилась,

Научилась проглатывать молча обиду,

Научилась почти не показывать виду,

Потому что не раз я над бездной стояла,

Потому что я стольких уже потеряла,

Что самой умножать этот счет не с руки..

Говорю я себе: «Пустяки, пустяки…

Как-нибудь перемелется и перетрется.

Слава Богу, что всё это жизнью зовется».

 

* * *

О несуетном поговорим —

Это с нами не часто бывает:

Суеты, что ни год, прибывает,

И не ведаем мы, что творим.

 

О несуетном поговорим,

Благо нам по наследству досталось,

Что в понятие это вписалось —

Не исчезло бесследно, как дым.

 

О несуетном — и не спеша…

Позабытое ныне блаженство.

Но взыскует душа совершенства,

Но тоскует о небе душа.

 

* * *

«Ах, Пушкин!» — Да не он ли весь изучен,

Дотошными доцентами замучен,

Биографами ушлыми распят

И закавычен с головы до пят?

Ох, Пушкин! — Весь растащен на цитаты,

Которые ни в чем не виноваты…

И мы опять свободою горим,

Как по привычке старой говорим,

В склерозе забывая то и дело,

Что и свобода дочиста истлела,

И на дворе унылая пора —

Хозяин гонит Жучку со двора…

«Я вас любил. Любовь еще, быть может…»

И это «может» снова нас тревожит,

Банальностью надежд волнуя кровь…

Но что мы нынче знаем про любовь?

Ох, Пушкин, — мчатся бесы, вьются бесы,

Свои на то имея интересы,

И кружка с горя выпита до дна…

И только муза век тебе верна.

Ночами славно пишется при свечке…

И что ты потерял у Черной речки,

Где вьет веревку старый хитрый бес,

Где целит ниже пояса Дантес?

…А дальше — тьма.

Нас обмануть нетрудно:

Безбожники, мы веруем подспудно,

Что смерти нет: не зарастет тропа…

И на Тверском бесчинствует толпа.

 

Посвящение Ашальчи Оки

 

Говорят, что разных мы кровей,

И что ты удмуртский соловей,

И что в древней книге бытия

Ты — отдельно и отдельно — я…

Тем, кто нас по клеточкам разнес,

Я задам единственный вопрос:

Разве паспорт есть у соловья

И его отчизна — не моя?

Нет национальности у птиц,

У хорошей песни — нет границ,

И когда соловушка поет,

Никому не нужен перевод…

 

* * *

Небосвод опускается ниже…

И на данном отрезке пути

Тема смерти все ближе и ближе,

Нипочем ее не обойти.

 

Стала стужа январская злее —

Под откос покатились года…

Но зато тема жизни — милее

И пронзительней, как никогда.

 

 

 

 

* * *

 

Поэзия — родник с живой водой, которая освещает и освящает человеческие чувства и переживания. Таким живым источником служит и поэзия Маргариты Зиминой. Поэт умеет выразить то, что болит у большинства простых людей. И оттого, что эта всем знакомая боль делится на всех, она становится как бы тише, мягче. Каждый узнает, что он не один: другие превозмогают эту боль, значит, и я переживу. Появляется уверенность в своих силах, которая дает энергию для дальнейшей жизни.

Поэзия М.Зиминой трагична. Она несет отпечаток нашей варварской эпохи — эпохи перемен. В стихах откровение, драматический опыт, сильные эмоции, страдания и страсти человеческой судьбы. И в то же время они покоряют отсутствием театральных эффектов, нарочитой экспрессии. Кажется, такие обычные слова, но сколько в них любви, отчаянья, горя и смирения; сочетание суровой простоты и истины — вершина поэзии.

Маргарита Зимина пишет стихи с «натуры» своих чувств, пропущенных через сердце. В ее поэзии пульсирует тема одиночества. А какой настоящий поэт не одинок? Одиночество — плата за творческий поиск, но в его безжалостном свете замирает обыденность и проступает всё самое главное в жизни, наступает Прозрение.

Талант М.Зиминой относится к разряду тех, которые постигаются не вдруг, а признаются много позднее, когда исторически осмысливается пройденный этап в литературе, определяются его значимые вехи.

Маргарита Зимина вынянчивает поэзию Удмуртии. Ее кропотливый «золотоискательский» труд еще не оценен по достоинству. То в Граховском районе, то в Камбарке, а то и в Москве она находит молодых талантливых поэтов и представляет их читателю, нам с вами, нашей истории. Непонятно, какой энергией она составляет и выпускает, помимо своих книг, еще и сборники-альманахи начинающих —добровольно, на общественных началах, иногда даже за счет своих скудных учительских средств. И очень хочется надеяться, что такое самоотверженное служение родной Удмуртии будет оценено и вознаграждено по достоинству. И при жизни поэта.

 

Анна Верина