Авторы/Вепревадзе Сажа/Литературные архивы
СТРОЧКИ ГОРНОГО МЫСЛИТЕЛЯ И ПОЭТА
В 2010 году мне посчастливилось побывать в Абхазии. Путешествие оказалось довольно большим и увлекательным, и, как теперь выясняется, неожиданным. Посетил Новый Афон, в Пантелеймоновском соборе новоафонского монастыря поставил свечи, помолился. В Пицунде походил по местному рынку, разглядывая народный промысел. Больше всего пришлись по душе серебряные украшения. Решил купить у одной торговки большой перстень, в разговоре нечаянно обронил, что я писатель, что потрясён красивой абхазской природой… Что хочу написать об этом. Минут через десять ко мне подбежал местный чертёнок-паренёк. Он быстро сунул мне в руки бумажный свёрток и убежал.
В автобусе, развернув свёрток, я обомлел – даже боялся дышать на ветхие листы манускрипта, исписанные мелким незнакомым шрифтом… Конечно, я грешным делом подумал, что это карты сокровищ и кладов Абхазского царства. Что ещё может быть в старых письменах? Но в процессе изучения и расшифровки текста становилось ясно, что это рукописное творчество необычного горца, которого, как свидетельствовала рукопись, звали Сажа Вепревадзе и который, к моему удивлению, жил не в Абхазии, а среди убыхов на горе Бытха.
Много лет я изучал рукопись, восстанавливал стёртые временем надписи и изображения. В переводах мне помогал знакомый грузин, который, к счастью, оказался моим соседом по дому. Мы много разговаривали. О чём? Это теперь не так важно… Главное, что работа по восстановлению рукописи была начата. И продолжается. Восстановлена лишь малая часть казалось бы утраченного рукописного материала. Не переведены и не обработаны ешё множество строчий, а также единственное большое произведение Сажи Вепревадзе, посвященное дальнему родственнику Важе Пшавеле.
Почти всё творчество Сажи Вепревадзе поражает степенью его свободолюбия и независимости. Иногда граничит с наивностью, как творчество художника Нико Пиросманишвили… В основном это литературные миниатюры. Они составляют большую часть рукописного материала, и состоят из одной, двух или трёх строчек. Сажа Вепревадзе писал о житейском; о том, что видел; о чём думал и переживал; над чем смеялся и чему радовался. Нет ничего особенного в том, что живущего в горах поэта-мыслителя вдохновляли горные пейзажи, солнце, южная природа, но его строки, если читать внимательно, заставляют задуматься и поразмыслить о смысле жизни. А иногда в строках открывается некая безграничность философской мысли. Например, вот одно его утверждение: Жалость начинается после Зла. Чистая философия. Разве нет? Как будто это уже не строка, а некий код, в который запрограммированы человеческие отношения. Разумеется, что афоризмы, пословицы и поэтические изречения Сажи Вепревадзе приходилось и приходится домысливать, а иногда даже дописывать тот или иной частично утраченный текст. В этом случае авторство в большей степени, а в отдельных случаях – полностью принадлежит переводчику и исследователю, потому что никто не знает, что было написано в отсутствующей части загадочного манускрипта. Впрочем, многие тексты из рукописи строчий так и публиковались: под фамилией обработчика и переводчика. Но, несмотря на эти отдельные, так скажем, литературные экзерсисы, творчество Сажи Вепревадзе поистине бесценно. Как такое, вообще, могло случиться в наше-то с вами время, время айфонов и айпадов, что утраченная во времени рукопись строчий безвестного горца – вдруг начинает новую жизнь? Кстати, пришлось немало потрудиться и над восстановлением внешности горца. В манускриптах сохранились не только изображения сказочной природы, но и портретные изображения какого-то человека – из чего можно предположить, что это автопортреты автора, правда, все они немного отличаются друг от друга…
Каким образом рукопись строчий оказалась в Абхазии и уцелела там во время грузино-абхазской войны, остаётся только догадываться.
В 2017 году в Москве в издательстве «Издательство Евгения Степанова» вышла небольшая по объему (всего 60 стр.) первая книжка Сажи Вепревадзе с одноимённым названием его большой рукописной книги «Строчия». По версии газеты «Поэтоград», книжка вошла в список лучших книг 2017 года, а также была номинирована на престижную премию «Писатель XXI века». В разные годы лауреатами этой премии становились такие известные литераторы, как Лев Аннинский, Сергей Чупринин, Павел Басинский, Эдуард Лимонов и др.
Критик и литератор Наталья Лихтенфельд в газете «Литературные известия» отметила, что «почти каждый афоризм в этой книге можно рассматривать многопланово, с чем-то соглашаясь, с чем-то споря. Тем более что нередко Сажа Вепревадзе спорит с самим собой, так как найти единую для всех истину довольно трудно. Иногда он предупреждает: “Мозг – это орган управления, которым, кроме тебя, могут управлять другие”. Наверно, такое высказывание было бы не слишком типично для гордого и вольнолюбивого горца. Будем считать, что Александр Вепрёв столкнулся в данном месте с трудностями перевода, но вышел из положения, дополнив слова горца так, как воспринимается читателем лучше, с учётом жизненной актуальности. Вепревадзе не оставляет нас один на один с этим постулатом. Приходя на помощь, чтоб мы не слишком отчаивались, он преподносит нам рецепт защиты от посягательств на наш мозг: “Бойся не себя, бойся своего мозга и еженощно воспитывай его”. Я бы даже добавила: и ежедневно тоже. Но кто знает… Может быть, Сажа Вепревадзе страдал бессонницей и воспитывал себя только по ночам… И ещё один совет от мудреца: “Улыбайся, и мир улыбнётся тебе”».
Александр Вепрёв
СТРОЧИЯ
1
Зелёная гора – это поле, захотевшее стать радугой.
2
На горе жених! На другой – невеста!
Так и живут порознь.
3
Горы с каждым годом ниже становятся,
а ребёнок – выше.
4
И мала гора, да в небо тянется.
5
Гора горе – товарищ, кум и брат, а иногда отец
с матерью.
6
В горах родился, а живёт, как на равнине.
7
В горах помолчишь – за мудреца сойдёшь.
8
Счастье по-над горой ходит, а несчастье по-над
пропастью.
9
Солнце камень нагреет, и на камне кашу сваришь.
10
И откровение камня принимай, как дар свыше.
11
Камни умеют не только говорить, но и плясать.
12
И камень зубы показать может.
13
В горах и камни плодоносят.
14
Если из камня можно выдавить воду,
то из горца и слезу не выдавишь.
15
Крепость винного напитка можно сравнить
с Хостинской крепостью, поскольку башни снесены
и там и тут.
16
Смотри под ноги – на вершину взойдёшь!
17
Кривая дорога выпрямляется, а прямая – кривой
становится.
18
Разум больше, чем крылья.
19
Горная дорога – это змея, замурованная в асфальт.
20
То, что в конце пути пропасть – не знает только тот,
кто предлагает пройти по нему.
21
Снежная шапка на горе – глаз радует,
а когда сползать начнёт – беги, куда глаза глядят.
22
Иная гора до звёзд достаёт, а иная выше сцены
не поднимется.
23
И во тьме нет предела.
24
Гора стояла, как избушка на курьих ножках,
лицом – к морю, а к лесу – задом.
25
Когда горы с небом разговаривают – горцы молчат.
26
Когда горы поют – горцы подпевают.
27
В горах первую песню поют разумом,
вторую – душой, а третью – хором.
28
Не пытайтесь сразу взобраться на вершину,
когда вас просят рассказать о вашей жизни…
29
Как ни считай, у горы вершина одна.
30
Жизнь человека, как бы он ни хотел этого,
делится на три состояния, в котором
первое – это предгорья, второе – это вершина,
а третье – обрыв.
31
Спорил дикий горец с горным козлом,
какая гора плодоносней и круче,
да в порыве ярости – пристрелил его.
32
Разве можно думать не честно?
33
Думай бдительно, – и в голове может случиться
утечка.
34
Понятие и умение – разные вещи, но тем хороши,
когда в одной голове рождаются.
35
Праведно – не есть справедливо.
36
И правда бывает чисто по-дружески.
37
Человек вправе знать, куда ему плевать.
38
Не важно, что находится у тебя в кармане,
важно, что люди об этом не знают.
39
Жаль, что прозрение приходит поздно, особенно,
когда невозможно его отличить от предположения.
40
Чашка с ложкой, как муж с женой, то бранятся,
то тешутся, а то вместе в баню ходят.
41
Имея крылья – умей ползать.
42
Здоровье правителя, в прямом и переносном смысле,
полностью зависит от здоровья его народа,
а здоровье народа – от здоровья правителя.
43
Императору предусмотрительно можно опасаться,
как бы река, соединившись с морем, не иссякла,
а море не вышло из берегов, и не ударило его
фрегат о скалы.
44
Искусственно выращенные растения могут
не только украшать сад-вотчину правителя,
но и «позиционировать» растениям, которые
были пересажены в принудительном порядке.
45
Мудрость и богатство идут рука об руку,
только в разные стороны смотрят.
46
Два глупца – друг другу не помеха.
47
Не глупец мудреца съест, а зверь.
48
Когда красоты много, она – пугает.
49
У святого палача весь мир – шакал.
50
Иногда кажется, что облака – это глина в руках Бога.
51
Дерево раскинуло ветки для объятий,
но человек решил отрубить их,
чтобы дерево стало ещё красивей.
52
Вино — согревает, а солнце — исцеляет.
53
Вторая чарка вина – рогом изобилия покажется.
54
Не каждая лепёшка хозяина ждёт.
Не каждую лепёшку маслом мажут.
55
И прошёл бы, куда послали, да пройти невозможно –
везде многолюдно.
56
Если человек высок в помыслах,
у него в душе – змея не живёт,
зверь не растёт, а цветы – цветут,
а птица – поёт.
57
Если мечта лежит в кармане, не пытайтесь
вытаскивать её ни при каких обстоятельствах,
пока она не вывалится сама.
58
Когда мир покидает красивая женщина –
мир становится чуточку страшнее.
59
Горянка испуганно радуется встречному мужчине.
60
Лодыжки у горянки сами по себе проказничали,
пытались как можно чаще выглядывать из-под
длинной юбки.
61
Женщине было приятно, что только небо и горы
видели её голой.
62
Женщина и золото – две вещи совместные
и доступные, но требуют огромных затрат
на их сбережение и сохранение.
63
Медь серебром покрывают да золотом,
а хлеб маслом и ветчиной.
64
Золотые слова от серебряных трудно отличить.
65
Глядя в прошлое, можно увидеть будущее, поскольку
и то, и другое имеет одно начало и один и тот же
конец.
Перевод в авторской обработке
Александра Вепрёва