ЧТОБЫ ДУШИ НЕ ОЧЕРСТВЕЛИ
В недалеком прошлом огромнейшее значение в культурной жизни общества, в воспитании эстетических взглядов и вкусов подрастающего поко ления, да и зрелых людей, имели литературные журналы. Подтверждением тому служили их многотысячные тиражи и ограниченные подписки. К сожалению, сегодня это утрачено. Но уже начинают подавать голоса люди, всё яснее понимающие, что крепь и основа любой нации — все-таки ее культура, а не производство товаров народного потребления. Потому что культура объединяет людей, а материальные ценности часто разъединяют, хотя и свидетельствуют о благосостоянии.
Чтобы души не очерствели, их нужно подпитывать. Процесс, как говорится, уже пошел. Не зря сам министр культуры России Михаил Швыдкой ведет телепередачу “Культурная революция”, аудитория которой постоянно растет. Не зря состоятельные люди начинают спонсировать создание отечественных сериалов, вместо покупки импортных. Пусть пока это только развлекаловка, но она дает возможность жить и творить хорошим актерам. То же самое и в литературе. Масса никем не редактируемых текстов, которые можно сравнить лишь с жвачкой, никуда не исчезнет, но человеку свойственно мыслить, и если он развивает это стремление, то рано или поздно научается отличать художественное слово от безвкусицы. И распространяет это качество вокруг себя.
Вот говорят, что литературная жизнь заглохла. Да ничего подобного. Просто в сравнении с той повальной “лите-ратуризацией” страны, которую можно было наблюдать при советской власти, она стала менее заметна. В отсутствии активной общественной мысли наш умный российский народ находил отдушину в литературе. Сейчас, когда запреты сняты, когда можно не только говорить о чем угодно, но, главное, думать по-своему, общество как бы разделилось на “клубы по интересам”. И литература становится “клубным” делом, в чем-то даже элитным. Не культурой вообще, но частью культуры.
Не так давно в Ижевск заезжали молодые московские писатели Павел Быков и Василина Орлова. Они выступали в одной из аудиторий Международного восточно-европейского университета, где присутствовали и сотрудники нашего журнала. Встреча длилась около двух часов, но никто не покинул полного зала. Василина рассказала о современных литературных течениях и веяниях, об исканиях в этой области новых форм, о взаимоотношениях издателей и авторов. Павел — о форумах молодых писателей России, которые проводятся под эгидой Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова.
Речь коснулась и настоящего состояния так называемых толстых, литературных журналов. Ведь только в них до сих пор сохранилась школа взыскательного отношения к текстам. И те молодые литераторы, которым посчастливилось пройти эту школу, выдержать ее и попасть на страницы этих самых журналов, теперь гораздо увереннее чувствуют себя в литературной среде. Мы пришли к выводу, что по сути в нашей стране по сей день не появилось достаточно серьезной альтернативы литературно-художественным журналам, т. е. месту, где происходят встречи писателей и читателей.
Аудитория любого журнала, как правило, гораздо шире его реального тиража. Всё это понимают люди, усматривающие выгоду в оказании журналам финансовой поддерж-
ки. Даже сиюминутная акция в этой области пролонгирована, поскольку те же библиотеки с радостью пополняют свои фонды журнальными комплектами. И рядовые подписчики не спешат расставаться с журналами, зачастую хранят их десятилетиями. Быть членом попечительского совета серьезного журнала — это далеко не бульварная честь и предоставляется не всякому.
О журнальных проблемах мы говорили и с заместителем главного редактора журнала “Дружба народов” Леонидом Арамовичем Теракопяном. Умудренный жизненным опытом, он также обеспокоен проникающим во все уголки страны шествием зарубежной и отечественной масскуль-туры, не имеющей в себе ничего, кроме броских форм.
Большой друг нашей республики — великий подвижник Николай Васильевич Витрук, создающий собственную галерею картин живущих в Удмуртии художников, спонсировавший издание тома Сергея Есенина в переводах на удмуртский язык, прямо убежден, что сегодня в стороне от культурных процессов стоять нельзя. Нужно влиять на них своими делами и примером бескорыстного служения. В подтверждение своих слов он пообещал редакции журнала “Луч” свои культурологические заметки, над которыми работает. Мы с радостью познакомим с ними читателей.
За короткий срок своей работы новый состав “Луча” убедился, что люди к журналу тянутся, что редакция может быть не только инструментом для создания брошюрованного продукта (собственно журнала), но и неким центром общественных взаимоотношений.
Председатель Союза писателей Удмуртии Егор Загре-бин напутствовал нас не отталкивать от себя молодежь. В этом мы тоже видим свою задачу. Несовершенство литературного творчества некоторых молодых людей — беда проходящая, преодолимая трудом. Потеря же тех, кто со временем может принести славу республике, не восполнится.
Сегодня у редакции единственного в Приуралье литературно-художественного журнала “Луч” сложный период. Творческий коллектив полностью поменялся. Прежний выполнил неимоверно трудную работу. Люди, создавшие журнал в 1992 году, удерживали его на плаву в сложнейшее время социальных потрясений и перемен. От лица тех, кто неравнодушен к художественному творчеству, мы благодарим этих людей за исполненное и состоявшееся. И особенно бывшего главного редактора — народного писателя Удмуртии, поэта Владимира Емельянова и его заместителя — заслуженного работника культуры Удмуртии, прозаика Валерия Болтышева. Мы желаем им всяческого успеха на новом поприще. Сами же постараемся не растерять их достижения и внести свою посильную лепту в развитие художественной литературы и общественной мысли на удмуртской земле.
Мы рады той поддержке, которую нам оказало при наших первых шагах Министерство печати и информации УР во главе с Сергеем Васильевым, и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Нам хотелось бы обрести друзей и в Министерстве культуры и Министерстве образования УР. А также во всех организациях и сообществах, где слова культура, литература, творчество означают нечто большее, чем просто произнесенные звуки.
Главный редактор
Николай МАЛЫШЕВ