Литературные проекты

ЧТОБЫ ДУШИ НЕ ОЧЕРСТВЕЛИ

 

 

В недалеком прошлом огромнейшее значение в культурной жизни общества, в воспитании эсте­тических взглядов и вкусов подрастающего поко ления, да и зрелых людей, имели литературные журналы. Подтверждением тому служили их многотысячные тиражи и ограниченные подписки. К сожалению, сегодня это утра­чено. Но уже начинают подавать голоса люди, всё яснее понимающие, что крепь и основа любой нации — все-таки ее культура, а не производство товаров народного потреб­ления. Потому что культура объединяет людей, а матери­альные ценности часто разъединяют, хотя и свидетельству­ют о благосостоянии.

Чтобы души не очерствели, их нужно подпитывать. Про­цесс, как говорится, уже пошел. Не зря сам министр куль­туры России Михаил Швыдкой ведет телепередачу “Куль­турная революция”, аудитория которой постоянно растет. Не зря состоятельные люди начинают спонсировать созда­ние отечественных сериалов, вместо покупки импортных. Пусть пока это только развлекаловка, но она дает воз­можность жить и творить хорошим актерам. То же самое и в литературе. Масса никем не редактируемых текстов, которые можно сравнить лишь с жвачкой, никуда не ис­чезнет, но человеку свойственно мыслить, и если он разви­вает это стремление, то рано или поздно научается отли­чать художественное слово от безвкусицы. И распростра­няет это качество вокруг себя.

Вот говорят, что литературная жизнь заглохла. Да ниче­го подобного. Просто в сравнении с той повальной “лите-ратуризацией” страны, которую можно было наблюдать при советской власти, она стала менее заметна. В отсут­ствии активной общественной мысли наш умный российс­кий народ находил отдушину в литературе. Сейчас, когда запреты сняты, когда можно не только говорить о чем угод­но, но, главное, думать по-своему, общество как бы раз­делилось на “клубы по интересам”. И литература становит­ся “клубным” делом, в чем-то даже элитным. Не культурой вообще, но частью культуры.

Не так давно в Ижевск заезжали молодые московские писатели Павел Быков и Василина Орлова. Они выступали в одной из аудиторий Международного восточно-европейс­кого университета, где присутствовали и сотрудники нашего журнала. Встреча длилась около двух часов, но никто не покинул полного зала. Василина рассказала о современных литературных течениях и веяниях, об исканиях в этой обла­сти новых форм, о взаимоотношениях издателей и авторов. Павел — о форумах молодых писателей России, которые проводятся под эгидой Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова.

Речь коснулась и настоящего состояния так называе­мых толстых, литературных журналов. Ведь только в них до сих пор сохранилась школа взыскательного отношения к текстам. И те молодые литераторы, которым посчастли­вилось пройти эту школу, выдержать ее и попасть на стра­ницы этих самых журналов, теперь гораздо увереннее чув­ствуют себя в литературной среде. Мы пришли к выводу, что по сути в нашей стране по сей день не появилось дос­таточно серьезной альтернативы литературно-художествен­ным журналам, т. е. месту, где происходят встречи писате­лей и читателей.

Аудитория любого журнала, как правило, гораздо шире его реального тиража. Всё это понимают люди, усматрива­ющие выгоду в оказании журналам финансовой поддерж-

ки. Даже сиюминутная акция в этой области пролонгирова­на, поскольку те же библиотеки с радостью пополняют свои фонды журнальными комплектами. И рядовые подписчики не спешат расставаться с журналами, зачастую хранят их десятилетиями. Быть членом попечительского совета серь­езного журнала — это далеко не бульварная честь и пре­доставляется не всякому.

О журнальных проблемах мы говорили и с заместите­лем главного редактора журнала “Дружба народов” Лео­нидом Арамовичем Теракопяном. Умудренный жизненным опытом, он также обеспокоен проникающим во все уголки страны шествием зарубежной и отечественной масскуль-туры, не имеющей в себе ничего, кроме броских форм.

Большой друг нашей республики — великий подвижник Николай Васильевич Витрук, создающий собственную га­лерею картин живущих в Удмуртии художников, спонсиро­вавший издание тома Сергея Есенина в переводах на уд­муртский язык, прямо убежден, что сегодня в стороне от культурных процессов стоять нельзя. Нужно влиять на них своими делами и примером бескорыстного служения. В подтверждение своих слов он пообещал редакции журна­ла “Луч” свои культурологические заметки, над которыми работает. Мы с радостью познакомим с ними читателей.

За короткий срок своей работы новый состав “Луча” убедился, что люди к журналу тянутся, что редакция мо­жет быть не только инструментом для создания брошюро­ванного продукта (собственно журнала), но и неким цент­ром общественных взаимоотношений.

Председатель Союза писателей Удмуртии Егор Загре-бин напутствовал нас не отталкивать от себя молодежь. В этом мы тоже видим свою задачу. Несовершенство лите­ратурного творчества некоторых молодых людей — беда проходящая, преодолимая трудом. Потеря же тех, кто со временем может принести славу республике, не воспол­нится.

Сегодня у редакции единственного в Приуралье литера­турно-художественного журнала “Луч” сложный период. Творческий коллектив полностью поменялся. Прежний вы­полнил неимоверно трудную работу. Люди, создавшие журнал в 1992 году, удерживали его на плаву в сложней­шее время социальных потрясений и перемен. От лица тех, кто неравнодушен к художественному творчеству, мы бла­годарим этих людей за исполненное и состоявшееся. И особенно бывшего главного редактора — народного пи­сателя Удмуртии, поэта Владимира Емельянова и его за­местителя — заслуженного работника культуры Удмуртии, прозаика Валерия Болтышева. Мы желаем им всяческого успеха на новом поприще. Сами же постараемся не расте­рять их достижения и внести свою посильную лепту в раз­витие художественной литературы и общественной мысли на удмуртской земле.

Мы рады той поддержке, которую нам оказало при на­ших первых шагах Министерство печати и информации УР во главе с Сергеем Васильевым, и надеемся на дальней­шее плодотворное сотрудничество.

Нам хотелось бы обрести друзей и в Министерстве куль­туры и Министерстве образования УР. А также во всех организациях и сообществах, где слова культура, литера­тура, творчество означают нечто большее, чем просто про­изнесенные звуки.

 

Главный редактор

Николай МАЛЫШЕВ