К 80-летию Владимира Кузьмича Семакина
«МНЕ ВСЮ ЖИЗНЬ ГОРДИТЬСЯ РОДИНОЙ…»
Время ли сегодня говорить о патриотизме, если средства массовой информации каждый день сообщают нам, как растерянно и разочарованно смотрит на нас Запад, утратив доверие к России. Как бедны, больны, выбиты из колеи миллионы россиян, мы знаем не понаслышке. Как же понимать сегодня патриотизм — любовь к родине, верность ей? Или это понятие — анахронизм, иллюзия? А может, надежда на спасение?
Тема патриотизма является ведущей в творчестве русского поэта Владимира Кузьмича Семакина. В честь 80-летия со дня рождения поэта издательство «Удмуртия» выпустило книгу его стихов «От ледохода до ледостава».
Стихи объединены в сборнике светлым чувством осознанной любви к родной земле, своему народу, которое предопределяет верность долгу, способность делить с согражданами все радости и печали бытия. Это чувство интернационально, в нем уважение к другим народам, их образу жизни, национальному менталитету. Как пишет критик З.Богомолова в книге «Песня над Чепцой и Камой», у В.Семакина мы не обнаружим четкого разделения на «русское» и «удмуртское». Всё это для него единое, родное. «Удмуртия — часть России, где он родился и стал поэтом». Даже переехав жить в Москву, поэт не перестал восхищаться своей «малой родиной», «нехожеными дебрями Прикамья». Хронотопы города и деревни не противопоставлены друг другу. Родные пейзажи рождают у поэта высокие патриотические чувства. Этнонимы «Кама», «Вала», «Чепца» уточняют географические приметы края, несут эмоциональную нагрузку:
Родные места, дорогие названья…
Озера за Камой, пруды на Вале…
В день радостной встречи
И в час расставанья
За всё благодарен я этой земле.
Поэт благодарен судьбе за «терпкую сладость гречишного меда», за «воздух, пропахший смолою и мятой», за «ветер, что каждую ветку голубит», за то, что родился «там, где травы в воде, как живые», где «закамские озера, до дна лучистые от звезд», где «голубым-голубо колоколится за околицей лен-долгунец». Вечная природа предстает здесь как залог непрекращающейся связи времен, дающей нравственную опору в настоящей жизни. Герой лирики В.Семакина дышит этим вольным воздухом родной земли, ощущая себя частицей огромного целого.
Духовный потенциал «тихой» лирики В.Семакина позволяет ей быть принятой всеми, кто слышит ропот берез и пение вьюг, кому так же дорого «русское слово, веселье ли в нем или отзвук беды». Патриотическое слово Семакина сплачивает нацию, питает ее социальным оптимизмом, ибо основано на светлых чувствах личной сопричастности каждого к общей судьбе своего народа. Поэт так выражает свое поэтическое патриотическое кредо:
Мне всю жизнь гордиться родиной,
Никому-то мной не проданной,
Ни за рупь,
Ни за пятак,
Ни за славу,
Ни за так.
Анна ЗУЕВА-ИЗМАЙЛОВА,
доктор филологических наук
РАДУГА ВЛАДИМИРА СЕМАКИНА
Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят и радуют…
Гете
С древних времен человечество разрабатывало символику цветов, придавая каждому цвету свое значение и смысл. С младенчества нам ведомо, что белый — цвет чистоты, цвет свадьбы, цвет невесты, вообще знак благородства, того, что достойно почитается. В России белым городом называли Москву, белая береза — символ России. Однако белый торжественный, парадный цвет не всегда и не везде таковым почитался и почитается. Исследовательница А.Чернова в книге «…Все краски мира, кроме желтой» приводит любопытные примеры того, как в истории человечества белый цвет воспринимался траурным. Белый траур носили овдовевшие королевы. Белый избирали своим цветом некоторые монашеские ордены в знак отрешенности от красок жизни.
Цветовая палитра у В.К.Семакина веселая, радужная, богатая, но в то же время выборочная. Вот что пишет по этому поводу известный художник Д.С.Мухин: «Стихи новой книги Семакина по богатству красок и оттенков напоминают весеннее разнотравье».
Центральное место в творчестве поэта занимают голубой, синий, зеленый цвета.
Молодая…
Цветы на кофточке,
И глаза — голубые цветы.
Не со мной ли, присев на корточки,
Как девчонка, играла ты?
(«Памяти матери»)
Голубой — излюбленный цвет романтиков, символ прекрасного, воспринятый из западно-европейской культуры. Образ голубого цветка символизирует идеал свободы. Для романтиков поэт — это жрец, миссия которого — вернуть гармонию. Синий и голубой скрывают в себе некую тайну, ведь в синеве неба содержится божественная субстанция.
Так покойно и голубо-зелено
Это поле в залесной глуши —
Словно роздых никем не измеренной
И отходчивой русской души.
Зеленый цвет для Владимира Семакина — это цвет природы, естества самой жизни, весны и гармонии. Зеленый распространяется в горизонтальной плоскости, синий стремится вверх, а вместе они образуют крест — символ жизни.
Самое время
Встречаться влюбленным.
Зелен покров
Под навесом зеленым…
* * *
Пройди, минуй ольшаник
И трепетный осинник —
Войдешь под мох-лишайник
Лесов зелено-синих.
Желтый, золотистый цвета в поэзии В.Семакина — это символ интеллекта, мышления. Также символизирует спокойствие и непринужденность. Золотисто-желтый с легкой красноватинкой цвет относится чаще всего к зрелой мудрости.
Во всех народных культурах по традиции наиболее широко применяемыми цветами были красный, черный и белый, а за ними синий, желтый и зеленый.
Красный цвет — любимый цвет многих поэтов. Для Семакина красный — это цвет жизнеутверждающей силы, богатства, энергии и любви. Это цвет спелых ягод, костра и огня. Недаром один из своих сборников он назвал «Краснолесье».
Ай да сосны!
Ай да краснолесье!
Бронза с бронзой стала, с медью — медь.
Возле них, свое откуролесив,
Даже эхо может онеметь.
В мифологической культуре удмуртов красный цвет имеет только положительное значение: «…жреца выбирали с красно-рыжими волосами и бородой, как наиболее любимого богами. В родник бросали при обряде жертвоприношения кусочек пищи, перья, шерсть, перевязанные красной нитью. Чтобы не опухали руки при косьбе, к запястьям рук привязывали красную шерстяную нить. Богу Куазю при молениях жертвовали красного быка».
В сборниках произведений В.Семакина мы встречаем много оттенков белого: бело-розовый, черемуховый, серебристый.
Какую же семантику имеет белый цвет в мифологической культуре удмуртов? Белому цвету придавали божественную силу. Инмару (верховному богу) жертвовали животных белой масти. При молениях (обращениях к богу) одевались только в белую одежду. В похоронных обрядах использовалась белая холщевая ткань.
Воспитанный в традициях удмуртского и русского народов, В.Семакин сформировал свою художественную систему под влиянием поэтики удмуртского и русского фольклора, русской и удмуртской литературы. Как переводчик он сохранял национальный колорит, особенности удмуртского менталитета, индивидуальный почерк каждого переводимого им поэта.
Таким образом, можно заключить, что цветовая гамма в поэтической системе В.Семакина несет в себе следы влияния не только русской, удмуртской, но и западно-европейской поэзии. Используя и развивая достижения различных культур, поэт внес значительный вклад в сокровищницу мирового словесного изобразительного искусства.
Роза КИРИЛЛОВА
ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ
Будь прославлен, Человек!
В.Брюсов
Каждая национальная целостность — народ, страна, культура — имеет особое мировоззрение, свою уникальную шкалу ценностей. Даже ценности, присущие всем культурам, общие для всех народов, такие, например, как жизнь, очаг, бог, честь, долг, вера, любовь, красота, душа, идеал и т. д., находятся у разных народов в разных соотношениях, в разных пропорциях.
Через всю поэзию В.Семакина проходит поэтический образ Земли, Родины, России, бесконечно дорогой поэту, и образ Человека с большой буквы. Эти образы постоянно перекликаются, переплетаются, каждый раз обнажая новые детали, черты, подробности, из которых создается картина ценностей поэта.
А ты не тать, не печенег —
венец Природы,
осознаешь ли, Человек,
ее невзгоды?
Обращаясь к природе и человеку, имя нарицательное превращая в собственное, поэт выразил безусловную наивысшую ценность человека в природе. Поэтому его творчество — признание в любви к Родине, Земле, Природе.
Час от часу хорошея,
встают под пичужный свист
ромашка — лебяжья шея,
яртышник — черемный лист,
бодран — богатырь-детина,
что в самое небо врос,
и, вылитый Буратино, —
герань — журавлиный нос…
Поэт обращается также к важным, основным вопросам времени, говорит об ответственности человека перед историей. На страницах его сборников отразилась судьба человека, слитая с судьбой поколения, чей ратный и трудовой подвиг в годы войны воистину беспримерен по небывалому героизму и упорству. Но невольно, строка за строкой чувствуешь и свою причастность к радости, горю, переживаниям, раздумьям лирического героя. Совершенно точно заметил исследователь удмуртской литературы В.Ванюшев: «В произведениях Д.Бор-Раменского, В.Семакина, О.Поскребышева и других русских писателей история Удмуртии, ее народ, сегодняшние свершения и проблемы изображаются как неделимая часть России и ее истории в конкретном национальном проявлении».
Людмила БУСЫГИНА
Человек мой, человек
Земно кланяюсь тебе,
вечно благодарный.
В.Семакин
Лирика В.Семакина многопроблемна, богата по содержанию. Обратимся к сборнику стихов «Человек мой, человек…», который он назвал так не случайно. Проблема человека — это вечная тема всех народов и литератур всех эпох. Сборник вышел в издательстве «Советская Россия» в 1985 году в канун перестройки, когда проблема гуманизма обострилась.
В.Семакин ищет свой идеал. Что особенно важно для нас — он нашел его в своей малой Родине, через собственную биографию и биографию поколения, рожденного на родной ему земле Прикамья и Приуралья. Дорогие места, люди навсегда остались в его памяти и в душе. Мы, к сожалению, при жизни поэта не воздали ему должное за заслуги перед культурой и литературой удмуртского народа. Сколько сил и энергии вложил он в развитие удмуртской поэзии. Благодаря ему всесоюзный читатель узнал удмуртскую поэзию в ее лучших образцах. Сборник стихов «Человек мой, человек…» посвящен проблемам «малой Родины», его лирический герой тесно связан душой с этим краем, людьми, живущими в Приуралье, но в то же время он живет интересами всего мира, космоса, Вселенной. Его волнуют «философские» проблемы: что такое жизнь, смерть, бессмертие; бытие и небытие, душа, сердце…
Лирическому герою В.Семакина пришлось испытать все тяготы военного и послевоенного времени, что были ему «на роду написаны», но несмотря на это он «живой себе на диво».
Весь израненный человек
всё осилил и жив покуда.
Он родился в нелегкий век —
поизведал и зла, и худа.
* * *
Прохожу по сухому сугору
да нет-нет и вздохну тяжело,
потому что я цвел, да не в пору —
лихолетье мой цвет обожгло.
Герой В.Семакина остался жив, но он чувствует себя в долгу перед фронтовиками-ровесниками, погибшими на полях сраженья, живет благодарностью к их памяти:
Я живу, перво-наперво павшим
благодарный за то, что живу.
И, гордясь их безмерной отвагой, —
полегли, а Отчизну спасли! —
я себя вспоминаю трудягой
многодымной уральской земли.
* * *
Всё я помню в себе человека,
пережившего горе земли…
Горе лирического героя не просто горе одного человека, а горе общее, всего человечества, всей земли. Но жизнь продолжается, и для семакинского героя это значит:
Жить на земле —
значит быть родником!
Вот откуда черпает силы человек, и душа его чиста, как родниковая вода с Родины. Поэтому, наверное, он страдает ностальгией вдали от малой и большой Родины, и этой теме посвящено стихотворение «Ностальгия»:
От тоски заломишь руки,
весь измаешься душою
с малой Родиной в разлуке,
а тем более — с большою.
У Владимира Семакина не только «мой человек» обладает душой, но и Россия, и планета Земля.
Россия тем и хороша,
что всё разбойничье стреножит.
Оплошным воздухом дыша,
она души своей не съежит.
Отчайся ум — ее душа
не верить в лучшее
не сможет.
А вот и конечный итог философских раздумий поэта:
…Что сердечно,
то и вечно, —
остальное — дым в горсти.
Несомненно, В.Семакин — один из крупнейших поэтов России, кровно связанный с нашей Удмуртией. Он на протяжении жизни делал всё возможное, чтобы его малая Родина духовно развивалась, крепла и заняла достойное место в культурном пространстве большой Родины.
Тамара ПАНТЕЛЕЕВА
ПЕСНЯ О РОДНОМ КРАЕ
В России столько звонкого и юного,
Что средь людей, что в поле, что в бору!
Душа Земли, душа всего подлунного,
Она сама как песня на миру.
В.Семакин
Он писал, что его стих — без трезвона, простой и общительный. Ему дороги строки, рвущиеся из души — нежные и величавые:
В стороне от чьей-то дутой славы
Только их шептал бы я в глуши!
Поэзия В.Семакина во многом автобиографична: мы узнаем о трудной жизни поэта, еще в раннем детстве потерявшем мать, о работе сутками у мартеновской печи, о страшной войне, о юности, прошедшей в бараке железоделательного поселка, разместившегося близ полигона, где постоянно испытывали оружие.
Вся его поэзия — это песня о родом крае, со всеми радостями и печалями. И, мне кажется, поэт очень точно сказал о себе, о своем творчестве в стихотворении «Про тебя, лесная родина».
Про тебя, лесная родина,
Говорят, что ты Володина, —
Слышу, гордость затая:
Хорошо, что ты моя!..
А какой родник на родине!
Кама в желобе, в колодине.
Я там пил —
Как душу мыл,
Не барыгой вышел в мир.
Напрямую Семакин нечасто упоминает песню, музыку. Но ассоциативно она постоянно напоминает о себе.
Над тобой, что искорки частушки,
Неуемны песни над тобой.
В сборнике «Перекаты» можно выделить стихотворение «Костяника-ягода», написанное в жанре песни:
Костяника красная,
Что не стебель — горсть,
Ягодам не хочется
Летовать поврозь.
Стихотворение, так и названное автором — «Песня», примечательно тем, что она рождается самой природой, она разлита в ней, ее, уже готовую, надо только расслышать и запеть:
Там, у речки на приволье,
Изумленья не тая,
Неизвестную дотоле
Песню вдруг услышал я.
Услыхал я шепот лета,
Зацветавшего окрест,
Что простая песня эта —
Уроженка здешних мест.
Стихотворение, маленькую поэму, посвященную приходу весны — «Что там за звон…», Семакин насыщает звуками и упоминает струнно-щипковые инструменты, при этом роняя яркую метафору: «И заливается… жаворонок с колокольчиком в горле».
Что там за звон
Над зеленой долиной —
Не балалаечный,
Не мандолинный?
Это пчела
В золотой пелеринке
Перебирает,
Как струны, тычинки.
В поэтическую ткань стихов его нередко вплетаются ранний цветок медонос, горицвет, алый татарник, подвески бересклета, серебристые кудри иван-чая.
Стихотворение «Мне по нраву то, что дико» не оставляет у читателя никаких сомнений относительно выбора поэта:
Мне по нраву то, что дико,
Что взросло само собой:
Папоротник,
Волчье лыко,
Глаз вороний,
Зверобой,
Сон-трава,
Медвежье ухо.
Космы хмеля,
Клочья мха.
К остальному сердце глухо —
К цветникам душа глуха!
Нельзя обойти внимание интимную лирику В.Семакина.
З.А.Богомолова в предисловии к сборнику «От ледохода до ледостава» музой, другом, помощником поэта назвала его супругу А.И.Семакину. Стихи поэта о женщине полны гармонии и любви: ни жалоб, ни сетований, ни разлада, ни горечи не сыскать в них. Он счастлив и любим. Возлюбленная открывает В.Семакину красоту мира, неизъяснимую прелесть раннего утра и вместе с тем лучшие качества в нем самом, ведь зрелое чувство преображает человека. Автор восклицает: «Нет, я ни с кем не видел столько света, / не знал, что в мире столько доброты».
Чувства поэта к женщине, как незамутненный родник, — трепетные, нежные, целомудренные. Спутница жизни его устала от неуюта и всплакнула на вокзале. Лирический герой утешает и ободряет ее: «Просто ты немного приустала. / Как цветы от зноя устают» — и добавляет: «Где мы вместе, там у нас и дом!..»
Трагическая страница сборника «Перекаты» — стихотворение «Памяти матери». Ранняя ее гибель навсегда осталась незаживающей раной в душе и памяти поэта, и он с горечью говорит:
Вот и стала ты мне ровесницей.
Без тебя я так трудно жил…
Боль пронизывает заключительные строки стихотворения:
Как я выжил и как мне можется —
Не расспросишь ты, вся в слезах.
В заключение хотелось бы выделить стихотворение «Окраина русской земли», затрагивающее животрепещущую и сегодня проблему. Это сохранение могучего, красивого русского языка. Автор воспринимает былинных богатырей во главе с Ильей Муромцем защитниками не только земли, но и речи русской. И в этом, по убеждению В.Семакина, «их гордый пример для потомка».
Елена КРАСНОВСКАЯ
ПЕЙЗАЖ В ПОЭЗИИ СЕМАКИНА
Лирика В.Семакина проникнута чувством радости, света и надежды. Даже если это грусть, она тоже какая-то светлая, легкая. За этим чувством, эмоциональным тоном, объединяющим все лирические стихотворения В.Семакина, стоит целостное мироотношение. Уже названия его стихов играют роль своеобразного эмоционально-смыслового ключа: «Над землей — спасибо солнцу…», «Черемуховый май», «Зазеленели даже колышки», «Было трепетно, буйно, зелено», «Лирика цветет, как земляника» и др.
В поэзии В.Семакина мы обнаруживаем два типа пейзажной лирики. В первом, описательного характера, раскрывается красота окружающего мира, выражено чувство восхищения этим чудом природы, его неповторимым очарованием.
Приближенью ледохода
Не нарадуется кровь:
Просыпается природа,
Омоложенная вновь…
Пейзажная лирика поэта проникнута одушевлением, очеловечиванием природы:
И солнце, рыжий некулема,
Сойдя с орбиты голубой,
Твоей медовостью влекомо,
Как шмель, кружится над тобой.
Семакину свойственна простота поэтического слога и образности, но иногда его метафоры и сравнения очень оригинальны:
Осиновый лист — коротышка,
Затерянный в шуме и гаме,
На дерево влез, как мальчишка,
Висит и болтает ногами.
Мироощущение поэта с художественной непреложностью воплощено, сотворено в образном, словесном, интонационном, ритмическом строе стихотворений. Например, в стихотворении «Колос Колосович» лирический герой возвращается своей памятью в прошлое, в голодное трудное детство. Хлебные колосья, которые давали жизнь, он ласково называет «Колос Колосович», «ласкушка», одушевляя их.
В стихотворении «Краснолесье» лирический герой не только влюблен в природу родного края, она учит его трудной науке жизни.
В стихотворении «Где наш яркий лазоревый цвет» поэт использует прием психологического параллелизма: приуральские купавы сравниваются с девушками. Ассоциации создают реалистические картины природы и тем самым служат дополнительной возможностью для раскрытия внутреннего состояния лирического героя, его легкой грусти о быстротечности времени, молодости:
Неизвестно когда отцвели,
Неизвестно когда отсмеялись…
В создании художественного образа участвуют все компоненты стихотворения — и слова, и «образность», и ритмическая система, и сами звуки составляющих его слов. Например, в стихотворении «Отпуржила зима-белоснежница» аллитерация звуков п—ж—ш создает ощущение движения, шуршания, особой нежности к описываемому объекту: отпуржила, белоснежница, пушинки, шалый, нежится, копошится…
В стихотворении «Половодье» образно-звуковой сюжет дублирует смысловое развитие, выражая его своими специфическими средствами. Весна связана с радостью, возрождением мира природы и человеческой души одновременно. Жизненные трудности ассоциируются с половодьем. Лирический герой борется с половодьем, плывя на лодке своей судьбы. В этом стихотворении содержится жизненное кредо автора:
Не скисать, а — хвост морковкой —
пересиливать беду
даже самую крутую,
заливающую борт…
Аллитерация согласных в—п-б—р, звуковых комплексов ро—ло—ру создает фонологический эффект динамичности, борьбы со стихией, нарастания напряженности: водам, колобродам, берегам, прут, бурливым, перекатам, водоворот, промешкал, пересиливать. Вместе с изменением эмоционального тона в конце стихотворения меняется звуковой сюжет. Звуковые комплексы му—ту—та—ту создают более мягкий, «успокоительный» звуковой аккорд. Победа над стихией одержана…
Мотив «природа и человек» в творчестве поэта тесно связан с темой «малой» и «большой» Родины, любви к родной земле, к своим истокам. Данная тема играет решающую роль в человеческом и творческом становлении поэта. Родина, родной край — неиссякаемый родник, из которого он черпал и вдохновение, поэтические образы:
Не надышусь, не наброжусь Прикамьем,
не нагляжусь на пойму речки Юс,
пшеницы не натрогаюсь руками —
попробую — неспелую — на вкус.
Поэт тесно связан со своими корнями, со своим прошлым, и эта связь дает ему надежду, веру в будущее.
Таким образом, на примерах пейзажной лирики поэта мы обнаруживаем общий эмоциональный тон его поэзии, раскрываем его индивидуальность.
Наталья АТНАБАЕВА